Текст этот изначально представлял собой ответы на множество вопросов, заданный Сенчукову по е-мэйлу, в письмах, по телефону, или лично. Вопросы были довольно короткие, а отвечал на них Юрьич длинными периодами. В конечном счете, обнаружилось, что все вопросы так или иначе касаются совсем небольшого числа тем, а, стало быть, и ответы на них повторяются. Так что мы просто взяли пяток самых характерных - и на них Юрьич написал ответы. Именно так - получилось-то, в целом, три десятка листов довольно убористым шрифтом.
Итак:
Павел Пшеничников:
Сенчуков занимался у кхмера системой, которую сам кхмер хапкидо не называл? Правильно? Или нет? После доводил систему сам?
Тогда вопрос - а зачем он обвиняет кучу народа в искажении хапкидо, если сам хапкидо не занимался?
Да и какая ему разница, если он занимается КОНТЭН?
Сенчуков личность серьезная. Мне интересно.
С уважением Павел.
Сенчуков:
Куда вы так спешили, Павел (и если бы только вы один), когда читали мои статьи?
Вы и боевые искусства так же впопыхах изучаете? Вы же все, что могли, перевернули с ног на голову! Неужто я непонятно излагаю материал? Вроде по четыре-пять раз перепроверяю, как да что - оттого и так медленно пишу.Ну хорошо, я попробую еще раз и поподробнее - только тогда у ж наберитесь терпения. Дочитайте до конца и ВНИМАТЕЛЬНО - тогда, надеюсь мне удастся ответить не только на эти ваши вопросы, но и на многие другие.
ЕСЛИ вы, Павел, их задавая, не просто выпендриваетесь, а вам действительно интересно. Теперь по порядку:
" Если сам хапкидо не занимался…"
"ЕСЛИ", Павел!!!
Ну а если да? Это что, невозможно? В ПРИНЦИПЕ?
Ведь каратэ в России начиналось тоже не с японцев - и это никому не мешало. Был бы человек толковый. Надеюсь, с этим вы согласны?
У кого бы я не занимался, - что же, по-вашему, я так и сижу десять лет на тех же пятнадцати базовых бросках? "Традицию" храню, да? Ведь даже если хапкидоины сюда носа не казали - кассеты и книги по хапкидо всегда можно было достать. И сравнить - что да как. И даже по разным федерациям и школам, которых сегодня ну очень много.
Так что злит меня вовсе не то, что увиденное непохоже на знакомые мне техники. Злит как раз то, что это ИМЕННО ОНИ - но в таком условно-оздоровительном варианте, что… лучше бы уж, действительно оказалось, что "кхмер" показывал мне что-нибудь свое, индокитайское. Вроде тай-бокса, например, который он тоже знал и показывал, - и весьма неплохо, надо сказать! - но утверждал, что ХАПКИДО ЛУЧШЕ.
Может он тоже, как и я, "доводил систему сам"? Тогда надо сказать, что получилось это у него прекрасно. Ведь у него был еще и какой-то дан по годзю-рю - третий, что ли, - которым он вовсе не кичился. А я привык доверять тем, у кого хочу чему-нибудь научиться. Тем более, что всегда все проверяю сам, на деле. А Па Сит утверждал, что красный пояс по хапкидо этого дана стoит, и более того - техника специально против каратэ и рассчитана. Он рассказывал, что убедился в этом сразу, как только поспарринговал с хапкидоином - и именно поэтому оставил каратэ и принялся за хапкидо. Да я и сам в этом впоследствии неоднократно убеждался.
Так что Сенчуков занимался "у кхмера" именно хапкидо. И "кхмер" именно это хапкидо именно "хапкидом" и называл. И никак иначе. Потому что Сенчуков для него был прежде всего не учеником, а спарринг-партнером, необходимым для продолжения собственных занятий. Потому что в том "хапкиде", которое он знал, спарринг был важнейшей составляющей обучения. И, насколько вам известно, именно на таких условиях занятия и проходили.
И, кстати, в бою "кхмер" пользовался именно техниками хапкидо - то есть тем, что показывал, а не чем-то другим. Хотя был у него только красный пояс. В отличие от большинства сегодняшних "мастеров", которые обучают одному, а дерутся по-другому - то есть, попросту не владеют теми техниками, которым берутся учить.
Вот теперь - правильно.
В Симферополе весьма крутую школу каратэ создал араб-ливиец. В Харькове прекрасную школу тэквондо и прекрасную память о себе оставил Луис - пуэрториканец или костариканец, сейчас точно не помню, преподававший тэквондо - еще в 70-е годы!
А вы, Павел, - вы не стали бы учиться у такого "кхмера"?
Откуда взялся "кхмер":
Как вам, наверное, известно, я учился в МГИМО. А это такой институт, где много самого разного народу. Иностранцев, кстати. Южных корейцев там тогда не еще было, а северные, как вам тоже должно быть известно, ничего, кроме тэквондо ИТФ не исповедуют. Тем не менее, самые первые секции тэквондо в Москве были созданы именно в МГИМО и ГЦОЛИФКе. И не случайно в первом составе президиума Федерации тэквондо СССР(ИТФ), была половина мгимовцев. И я там тоже был, кстати, в этом президиуме. А потом в том же МГИМО тэквондо преподавал.
Находясь в таком урожайном на встречи месте, я постоянно искал знающих людей, заводил знакомства со всеми азиатами, с которыми удавалось. Искал специалистов по боевым искусствам. То, что они свели меня с Ю Па Ситом, знающий хапкидо, это, конечно, чистая случайность. Вообще-то я вьет-во-дао искал, которое по базе на тэквондо гораздо больше похоже. Но попалось хапкидо - и что же, я должен был пропустить такую возможность? При том, что в стране тогда ВООБЩЕ не было компетентных учителей? Не говоря уж о хапкидо.
А то, что он кхмер, для меня мало значило.
"Доводил систему сам".
Ну что за открытие! Я же НИКОГДА ЭТОГО НЕ СКРЫВАЛ. Потому что уверен, что все тайное рано или поздно выплывет наружу, а потом придется как-то объясняться. Я этого не люблю - поэтому тайн у меня нет. Однако вот вам встречный вопрос - вы что, серьезно считаете, что систему невозможно доработать? То есть, подогнать под себя? А я-то, невежа, считал, что даже костюм положено подгонять, не то что боевую систему - вещь куда более серьезную, поскольку она гораздо более тесно связана с вашим здоровьем и благополучием.
Ну да, я доводил систему сам - но не на пустом же месте! Я продолжал отрабатывать показанные мне техники, искать новые способы выхода на броски, а также пробовать разные варианты уже изученных техник, с разными подходами и вспомогательными действиями. Не боялся и исспользовать элементы других школ. Так что, нельзя? Вы сами так не пробовали? Попробуйте. Очень полезно для развития тактического мышления. Ведь не всегда противником хапкидоина будет только хапкидоин. Поэтому я не столько придумываю что-то свое, сколько пытаюсь выжать из изучаемых приемов максимум боевой эффективности. А в основе, подчеркиваю, лежит та же классика. Хапкидо там лежит, в основе-то. А коль скоро КОНТЭН базируется именно на нем, - то мне и не безразлично, куда хапкидо идет и чем оно может кончиться. Но об этом - чуть позже.
А насчет добавлений - вы знаете, что, к примеру, "липкие руки" из того же винчуна гораздо эффективнее "классических" отводов и парирований хапкидо? Ведь на захват еще надо выйти! Бросок - это же по сути дела заключительный аккорд! С маху, с бухты-барахты его почти никогда не удается сделать! Кого угодно спросите, кто бороться умеет.
А ведь "липкие руки" - это скоростная работа в ближнем бою, реальное управление противником и возможность использовать его силу, выводить, выставлять его, а не просто "схватил-бросил".
Просто схватить и бросить можно только дурака. Или ребенка. Или ассистента, которому падать полагается, да покрасивее, чтоб зрителей впечатлить. Я же своего вероятного противника дураком никогда не считал, и маленьких не обижаю. Обманывать людей с помощью дутых показух тоже не люблю. Однако, как и каждый мало-мальски знающий человек, я способен определить реальную боевую ценность техники. И если уж случилось так, что я знаю эти "липкие руки", - мне что, надо было отказаться от выгодной техники, дающей в десятки раз больше вариантов выхода на бросок? Чего ради? Мне казалось гораздо более забавным то, что винчунисты этих бросков не знают, поскольку мало пользуются захватами, и поэтому подобное развитие их собственной техники им даже в голову не приходит.
Известно ли вам, что многие мастера поощряют попутное обучение в других школах? Например, старшие ката каратэ - это практически коллекция формальных упражнений разных стилей китайского у-шу. Сами каратисты об этом говорят. Однако, изучая эти ката, каратист не перестает быть каратистом. Он ведь выполняет это на принципах каратэ и при помощи базовых движений того же каратэ. Так в чем же дело?
Можете ли вы назвать мне хоть одного боевого мастера, который не изучал ничего, кроме своего коренного стиля? Если да, то скажите, сколько вы знаете тех, кто знал несколько стилей. Не сомневаюсь, что их окажется гораздо больше. И во многих случаях мастерами их сделало именно знание других стилей. Хигаонна, Ояма, Такэда, Уэсиба, Сунь Лутан, Су Бок-су, Со Ин-хек, Чи Хванчхе, Чой Хон Хи, Ли Чжу-бан, Ли Чжу-сан… Да даже всеобщий кумир Брюс Ли - что бы делал он без ударов ногами из тэквондо и тансудо, да без филиппинской техники палок и ударов руками, которые он взял у Иносанто? Звездой экрана он стал лишь благодаря им! Китайского кунг-фу в его технике очень мало! (если хотите - поговорим о "феномене Брюса" отдельно.)
Боевое искусство - предмет очень разносторонний, и чем больше разных его сторон вы знаете, тем более полное представление о нем вы имеете. Причем ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ ОНО В САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВАШИМ СОБСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ, а не навязано вам авторитетом вашего единственного сэнсэя - неважно, плохой он или хороший.
Как я работал:
Отрабатывал базовые техники и их вариации, данные Па Ситом, а попутно постоянно искал материалы по хапкидо и айки-дзюцу, которое лежит в его основе, за счет которых расширял арсенал и кругозор. Общался со специалистами по Корее, например, Константином Асмоловым, настоящим фанатом боевых искусств - вы знаете, сколько у него книг по разным боевым системам, не говоря уж о корейских! Да он и сам в Корее бывал. Комдо там занимался. Хапкидо видел!!!
Ленина видел, хе-хе… :))
Кстати, насчет Ленина - в конце концов, есть же в Москве такая штука - Ленинская библиотека? И записаться туда аж со времени перестройки не так уж сложно. Потом мне удалось познакомиться со специалистом по корейскому тэккен, Пак Сон Чером, и очень многое у него взять. Если основатели хапкидо Су Бок-су, Чи Хванчже и сам Чхве Енсоль брали из тэккена техники работы ног, так что же - вы считаете, что мне нельзя этого делать? Кстати, корейские книги по тэккен у меня тоже есть…
Короче, я искал информацию, где только мог. Если слышал хоть краем уха о ком-то, знающем хапкидо, обязательно старался такого человека разыскать.
Да только никого же не было!
Линдер сказал, что тоже только однажды видел хапкидо, показанное ему как "корейское джиу-джитсу", и никаких советов по этой теме дать не может. Неуловимая "группа" из четырех человек, вроде бы обучавшаяся у кого-то из посольства Южной Кореи в начале девяностых, как оказалось, успела за полтора месяца работы взять только самые азы. А секретничали-то как! Откуда только берется у некоторых такой гонор?
Наконец, в 1993 году один из моих ребят съездил в Англию, к тамошнему гранд-мастеру сулькидо Киму (8 дан). (Сулькидо - детище самого Кима, техника, объединяющая куксуль, конг-су-до и хапкидо). Ким просмотрел мою рабочую кассету, сказал, что я "двигаюсь в верном направлении" и передал мне книгу Ким Хи Юна "Хапкидо", известную еще как "Библия хапкидо" - здоровенный такой талмудище на восемьсот страниц, где собраны все техники и нормативы до 5 дана включительно. После этого, как вы сами понимаете, работа пошла гораздо быстрее и легче. До того у меня был только учебник Мен Дженама, где фотографии расплывчаты, порядка в них нет, а перевод на английский язык выполнен из рук вон плохо. Если не верите - могу показать.
Сегодня же я собрал материалы по четырем школам хапкидо - это учебник по Ханмудо Ким Хи Юна, учебники по Куксуль Ким Хи Юна и самого Со Ин-хека, учебник по хапкидо Мен Дженама, вышеупомянутая "Библия", и, наконец, самый старый учебник по хапкидо, выпускавшийся Мьюнг Кван Сиком еще аж в 1967 году. Брошюры вроде творений Роберта Спира или Хан Су Бонга я серьезными учебниками не считаю, но и они тоже у меня есть. И книги, и видеокассеты - так как, могу я сказать, что хотя бы видел это самое хапкидо, или нет?
Если при всем этом обилии информации в технике был какой-нибудь провал, то я старался его закрыть, видоизменив или реконструировав необходимую технику в соответствии с базовыми принципами системы и используя для этого те же материалы, которыми пользовались сами ее создатели. Если человек получил базовые техники хапкидо у человека знающего, хоть и не аттестованного, а после занимался сам, развивая полученные знания и консультируясь с книгами - не обзорной литературой, а УЧЕБНИКАМИ; и видеофильмами - тоже УЧЕБНЫМИ, между прочим, - он что, по вашему, не хапкидо занимался?
То, что я делал, называется "нормальная исследовательская работа". Если вы хотите изучить дизельные двигатели, а соответствующего института в вашей стране нет, - вы что, будете тысячу раз зубрить один и тот же учебник? Или искать праправнука господина Дизеля, как "хранителя традиции"? Или пойдете в пожизненные ученики к автомеханику из ближайшего гаража и будете с благоговением подавать ему ключи? Это же глупо! Вы будете пользоваться всей литературой, касающейся данной темы, в том числе и иностранной, вы поработаете с десятком таких механиков; вы разузнаете, откуда сможете, где эти двигатели делают, на что их устанавливают и как используют. Вы изучите все детали процесса создания двигателя, все особенности его работы и все нюансы его эксплуатации. И тогда вы сможете считать, что изучили предмет. И, несомненно, сможете ввести какие-то новшества или даже изменения.
Самое интересное, что в большинстве случаев, получив какие-то новые сведения, я убеждался, что мои реконструкции и доработки совпадают с разработками корейских мастеров, преподающих хапкидо. Не одного, так другого. То есть, сначала я разрабатывал что-нибудь сам, а уже потом получал материалы, подтверждающие наличие подобных техник в существующих методиках. Например, тот же Ажах, пресловутый "специалист" с 8 даном хапкидо, в своих видеофильмах с серьезным лицом демонстрирует технику, весьма похожую на упомянутые выше "липкие руки" винчун - но любой винчунист очень долго смеялся бы, глядя на его старания. У него настолько перенапряжены руки, что ни о какой чувствительности и речи быть не может. Это можно сделать гораздо быстрее, лучше - и красивее, если хотите. Так что, теперь, значит мне, наконец, можно включить "липкие руки" в свою систему?
Ай, спасибо вам, господин Ажах. А то ж я без вас прям не знал, что и делать.
Неужели вы считаете, Павел, что мне нужно было сидеть сложа руки и ждать волшебника в голубом вертолете? Или ждать, пока кто-то предприимчивый соизволит купить себе дан? А потом ему кланяться за это? Получить от него цветной пояс и смиренно наблюдать, как он пытается показать технику, вчера увиденную у меня? При том, что я делаю лучше?
Ведь федерации хапкидо у нас сегодня создают не мастера. Этим занимаются бизнесмены, организующие для иностранных корифеев семинары и "проживание с сауной", банкеты и презентации. Этим они доказывают свою финансовую мощь, пускают пыль в глаза - и получают "почетные даны", чтобы раскручивать федерации. При таком обилии мероприятий им даже в этих семинарах толком участвовать некогда. Ну ладно, это-то еще ничего. В хапкидо даже в Корее мастера весьма редко заправляли этим делом - несколько первых президентов федераций и там были бизнесменами. Но они четко знали свое место и свои задачи, и не стремились объявить себя экспертами.
Но у нас - народ особый. У нас, имея в кармане федерацию, бизнесмен почему-то сплошь и рядом считает, что обладает и всем ее мастерством. И - лезет учить, как только "светило" скроется "за бугром". А еще чаще - "запрещать и не пущать" преподавать аутсайдеров - например, меня.
Вообще, я сегодня в наших боевых искусствах - как знахарка бабка Матрена при медицинском институте. "Дипломированные" врачи гневно борются с нею с высокой трибуны, но как только в спину вступит, ковыляют к ней. Огородами, чтоб, не дай бог, никто не увидел.
Как я начал преподавать "хапкидо"
Па Сит, мой учитель, называл свою систему именно хапкидо, и никак иначе. А просил меня о том, чтобы я не преподавал его под этим названием, лишь потому, что не имел права меня аттестовать. Он говорил, что как только в России появится школа хапкидо, я сразу смогу там аттестоваться и получить нормальный сертификат, с которым буду делать, что захочу. Для него "преподавать" и "аттестовать" были одним и тем же, - он не понимал, как может действовать школа без аттестаций. Оттуда и его просьба.
Поэтому первые несколько лет я это название не употреблял. Преподавал тэквондо по версии ИТФ и при нем хо-син-суль, то есть "самооборону с бросковыми элементами" - благо такой раздел изначально в тэквондо есть, просто мало кто за него берется - всех интересует прежде всего спортивная техника.
Однако, время шло, а хапкидоины к нам все никак не заезжали. Тэквондоисты тоже на меня косились, потому что группа спортивного тэквондо у меня под конец осталась лишь в расписании, а на деле я давал именно эту "самооборону". Один кореец, Ким Юн Хан, даже ругался: "Это же не тэквондо! Ты все не так даешь!" Тогда я перешел к Джуну Ри - даже был генеральным секретарем Фонда Джуна Ри в Москве. Однако, хоть и давал он гораздо больше свободы в методиках, я все-таки не мог далеко уходить от его собственных, а это оказалось для меня еще труднее - в его версии тэквондо очень сильно упрощено и подавалось как некий танец (именно так! - под музыку и все такое), а я в боевых искусствах всегда искал боевое искусство. Лучше уж было преподавать по ИТФ! Однако, когда к Джуну Ри обращались с вопросами насчет других корейских искусств - например, хапкидо, - то он все эти вопросы переадресовывал мне. Видимо, он считал меня достаточно компетентным в этом вопросе. А ведь он долгое время проводил совместные семинары с Чи Хванчже. И - умный был мужик, ловкий бизнесмен и хитрый политик. Хотя раньше, до "танцев", был и мастером - настоящим гранд-мастером.
Из-за хапкидо я и вылетел из этого фонда.
Андрей Пальчевский, тогдашний вице-президент, сказал мне вещь простую и логичную: "Ты же хапкидо преподаешь? Что ж ты тогда тут делаешь?" Действительно, зачем ему был нужен генеральный секретарь Фонда, знающий английский язык и способный разговаривать с Джуном без его перевода? Тем более - владеющий тэквондо? (А тэквондо ИТФ я хорошо знаю, до мелочей.)
После того, как дороги наши разошлись, я решил открыть собственный клуб боевых искусств - и он существовал с 1991 по 1995 год. Я преподавал там те же техники, однако хапкидо их еще не называл. Тогда же, по мере поступления новой информации, я заметил, что многие современные школы от знакомого мне хапкидо сильно отличаются. Исчезает спарринг, делается упор на показательные выступления и элементарную физкультуру, постепенно забрасывается работа с оружием.
Тогда я и решил преподавать хапкидо сам - посудите сами; если в России никто не знает вообще ничего, а я владею хоть чем-то, то имею же я право поделиться? Если мастера отказываются от боевого образа своей системы, а мне этого делать не хочется - как я должен был поступить? Тем более, что вся слава этой системы основана именно на практической ценности ее техник. На ее боевой эффективности, которая без практического опыта сама по себе не возникнет.
И, кстати, я никого не аттестовал - предлагал именно техники, а не сертификаты, причем предупреждал об этом буквально на первом же занятии. По крайней мере, в этом я просьбу Па Сита выполнял четко. Так что каждый с самого начала знал, что получит. И охотники за сертификатами шли в… другое место. А те, кого интересовали эффективные техники, шли ко мне. Так же, как и те, кто считал себя способным доказать мне мою неправоту на деле. Так я действую до сих пор, и действовать буду - надеюсь, еще долго.
"Зачем он обвиняет кучу народа..."
Я разделю ваш вопрос на две части, поскольку ругаю я не только хапкидо. По крайней мере, уж его-то ругать я начал совсем недавно, а до сих пор наезжал в основном на айкидо и каратэ. Которые на придирки мои почему-то не реагировали. А вот стоило мне едва зацепить - мимоходом! - хапкидо, как поднялся крик, несмотря на то, что хапкидоинов на всем пространстве бывшего СССР по пальцам пересчитать можно. Вообще-то это даже хорошо: его ткнули, и оно задергалось. По-моему, это значит, что относительно хапкидо кто-то еще питает надежды, и оно еще имеет шанс остаться в живых. В отличие от тех, кто на шпильки уже реагировать не в состоянии...
...Скажите, вы видели современное айкидо? Вам нравится? Где там боевая эффективность?
А гранд-мастер Мен Дженам, основатель Интернациональной федерации хапкидо, считал именно айкидо своим образцом.
...Было время, когда я "делил" зал с одним айкидокой. Не последним в Москве, вроде. То есть, таким, которых десятки - но не сотни.
Каждому свое, конечно - у него были свои ученики и я ему не мешал. Мое хапкидо оставалось хапкидо, то есть имело свои принципы и цели, а его айкидо - свои. Ну, так пусть себе играют в свою "любовь", если наша жестокость им неприятна. Но вот однажды я наблюдал за тем, как они разучивают субури - работу с мечом. И увидел, что почти все движения он выполняет в корне неверно, не учитывая ни массу настоящего меча (это вам не боккен), ни его вибрационные характеристики (гибкость, упругость, отскок при парировании и т.д.), ни его инерцию. Все, конечно, было очень чинно и медленно, под "Ити-ни-сан-си", но я же видел, что быстро он просто никогда не делал! А если попробует - может и погибнуть. Ладно, они валяют друг дружку по татами, к обоюдному удовольствию, - пусть себе играются, коли нравится, - но ведь даже боккен - он же дурак! Дубина, то есть. Дерево. Он вполне может башку расколоть, а не только шишку набить.
Меч - это вам не боккен. Не зря его иногда называют "белым", то есть, "чистым" оружием - потому что после него раненых не остается. Тут шишками не отделаешься. Нужно быть совершенным мастером или совершенным лохом, чтобы поставить шишку - мечом. Но обычно совершенство недостижимо, так что мечом - убивают.
Поэтому те техники, которые показывал этот "адепт", были смертельны. И не столько для воображаемого противника, сколько для него самого. Или для обоих, что еще хуже.
И он - учит! И, вроде, камикадзе себя не считает.
Я спросил его, делал ли он хоть раз такую подставку под нормальный - то есть, сильный удар - хотя бы и тем же боккеном? Ведь отскочит же, и, что характерно, воткнется. В ногу, ему же. Или в задницу. Поскольку такая у боккена будет траектория, раз он так его держит. Ну так что, делал?
Нет.
А ЗАЧЕМ?
Затем, говорю, что субури - наиболее практичная из техник айкидо, и сам Уэсиба говорил, что без практики субури понять смысл многих приемов невозможно. Нет айкидо без практики с мечом! Причем под практикой айки-дедушка понимал спарринг. А он ведь был вроде как умным, дедушка этот. Четырьмя стилями дзю-дзюцу и фехтования владел.
Но ведь все равно по-настоящему, на мечах, фехтовать тоже невозможно!!! - негодует "адепт".
А хотите, говорю, отведу вас в такое место, где народ мечами дерется в полный контакт? Где можно - все! В том числе и трехкилограммовой железякой да прям по балде! С размаху!
ДА НЕ МОЖЕТ ЭТОГО БЫТЬ!!!!!!! - Заинтересовались, то есть.
Назначили встречу. Встретились. Только привел я их не к великому мастеру, а... в клуб исторических реконструкций "Город мастеров". Где тинэйджеры-энтузиасты делали себе доспехи, щиты и мечи - все стальное, все как настоящее, разве что мечи не острые, - а потом с увлечением эту всю амуницию "использовали". Со всей силы и к обоюдному удовольствию.
Грохот, лязг стоит. Не только мечи - секиры мелькают. От щитов щепки летят, от шлемов -искры. Но при этом, что характерно, никто не страдает - доспех-то, он и от острого оружия спасал. Его, даже самодельный, не всякая горилла поломать сможет. И рубаки в старину были куда более профессиональные. Так что тут, кроме пота, ничто не течет. И рожи - довольные!
Поворачиваюсь я к айкидокам - ну что, мол, видали? И вижу - сидят они с каменными лицами. То есть, "адепт" этот - с каменным. А ученики его - в рот ему смотрят. Ни побоище это, ни доспехи, ни мечи - ничего их не интересует. Они ждут, что СЭНСЭЙ скажет.
Ну ладно, хоть так - ведь не слепой же он. Жду и я.
И вот поворачивается он ко мне - и этак сухо: "Все ясно. Ну а ГДЕ ЖЕ ЗДЕСЬ ТЕХНИКА?"
Я так и обалдел. Я ведь показал ему ИМЕННО то, что обещал! Показал, что есть способ рубиться стальными мечами в полный контакт, на полной скорости - и при этом оставаться живым и здоровым. А значит - он мог бы отрабатывать любые свои техники ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Бери любую кольчугу, шлем - на выбор, пацаны не жадные, они дадут, им же тоже интересно...
"Нет. ЭТО нас не интересует. ЭТИМ мы заниматься не будем." - И уже встает, и уже уходит.
И ученики его верные - следом. Дескать, скорее, скорее прочь из этого мерзкого притона, от этого быдла...
Наверное, пока делал он "каменное лицо" - а ведь довольно долго - в голове его шла лихорадочная работа: "Что же сказать? Как выкрутиться? К ЧЕМУ ПРИДРАТЬСЯ? Ведь этого быть не может, потому что ЭТОГО БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО!"
Ведь признай он, что его приемы можно отрабатывать по-настоящему, и при этом без травм, которые для айкидок самая любимая отмазка, - я на следующий день приволок бы в зал кольчуги, шлемы и мечи. Да сегодня же! Я люблю, когда люди пробуют что-то новое. Это он еще кое-как допустить мог.
Но при этом он видел - не мог не видеть, он же все-таки СПЕЦИАЛИСТ, как-никак, - что любой из этих пацанов безо всякой техники изобьет его, как сидорову козу, стоит ему только взять в руки меч.
Пацаны действительно никаких техник не знали и ни у кого не тренировались. Но это значило, что и ЕГО УЧЕНИКИ при минимуме практики смогли бы сделать то же самое! Ему ведь не тренироваться хотелось - ему СЭНСЭЕМ хотелось остаться, властителем дум тех его "учеников", что в рот ему смотрели. Он хотел остаться МАСТЕРОМ.
И он - мастерски нашел приемлемый выход. В полном соответствии с каноном айкидо: "Не сопротивляйся, а уходи". Так что он не стал сопротивляться наглядной реальности - а просто ушел от нее. В скуку, спесь и показное пренебрежение - несомненно хорошо знакомое всем, кто общался с подобными СЭНСЭЯМИ, - хоть по айкидо, хоть по "гимнастике у-шу", хоть по еще каким-то "прыжкам в ширину".
Хотя вполне возможно, сознательно он и впрямь ничего, кроме скуки, не ощущал - все это метание происходило на подсознательном уровне. То есть это самый худший из вариантов - он сам уже "зазомбирован" настолько, что иначе думать просто не способен. И, раз уж его техники не работают, а делать их рабочими он не собирается, именно в этом "зомбировании" и состоит все его учение и вся его задача. Да в этом ли "адепте" дело?
Зная, что такое айкидо и постоянно с ним сталкиваясь, я именно к этому выводу и склоняюсь.
О бросках же и овсе спорить не стоит. Это же для них - самое святое.
Ко мне приходило много айкидок, и, как правило, они валятся, стоит только взять захват. Да стой же ты, дурак, я ж и сделать-то ничего не успел! Если ты успел почувствовать захват - что ж не сорвал? Ведь успел бы!!! Сопротивляйся, борись, если хочешь жить! Ведь в бою трудно рассчитывать на жалость.
Куда там. У него совсем другие рефлексы. Его же учили падать и только падать - вот он и летит, даже зная, что я вовсе не буду столь любезен. Иначе он уже не может. Не случайно же сами айкидоки говорят, что разница между первым и четвертым даном состоит в умении падать. Они, конечно шутят, но... В каждой шутке есть доля шутки.
Бывал я и на многих показательных выступлениях японских гранд-мастеров айкидо... Сплошь и рядом там демонстрируются "техники", которые не являются ничем иным, как самопроизвольными "прыжками в высоту" услужливых ассистентов. И при этом мастер после полутора минут такого - шаляй-валяй - выступления долго не может перевести дыхание. И это практически не напрягаясь. Полторы минуты! Семь бросков, я считал. А если бы они действительно работали? Чем он там занимается? Какой он, к черту мастер АЙКИДО, раз до сих пор дышать не научился? Это же у них чуть ли не самое главное! Был бы он глубоким стариком - так ему же еще только лет пятьдесят! Это ж у них считается - самый расцвет!
Ну, а когда после этого десятилетняя девочка шаляй-валяет здоровенных мужиков, нагибающихся в три погибели, чтобы взять ее за запястье - "нападают", мол, - то я вообще ничего не понимаю. Или наоборот, понимаю - все...
Сегодня в айкидо силу набирают именно так называемые "мягкие" школы, которые более точно было бы называть "нежными".
Разве что Сиода Годзо еще показывал что-то более-менее честное. Так ведь он умер - кто ж теперь это покажет? Неужто тот, не научившийся дышать? А был еще в Англии такой мастер-отщепенец, Томики Кэндзи, - так с ним вообще никто из айкидок знаться не желал - за то, что он в своем Томики-рю спарринги ввел. Вот и остался в гордом одиночестве - со всем своим мастерством. Так, в одиночестве, и помер...
И "ИСТИНА", несомненно, восторжествовала.
Это ж подумать только!!! СПАРРИНГИ В АЙКИДО! Какое хамство, какое невежество, какое нарушение традиции!!! Айкидо есть любовь, и надо всех любить!..
...Ага, добавлю я. В том числе и тех, кто любит вас без вашего на то разрешения. Как говорится, где поймает, там и любит. И чем хочет, тем и любит. В веселой дружеской компании.
Просто главное - не сопротивляться. Ведь все равно не сумеете. Расслабьтесь - и получайте удовольствие. По крайней мере попытайтесь.
Ведь именно этому учит нас современное айкидо.
... Вы спортивное каратэ видели?
Хоть бесконтактное, хоть контактное, - хотя у последних и можно говорить о какой-то боевой эффективности, куда делась их техника? Почему на соревнованиях по каратэ с трудом можно высмотреть едва ли десяток одних и тех же приемов, к тому же зачастую плохо отработанных? Почему, несмотря на то, что ката часто называют "имитацией боя с несколькими противниками", практически никто из каратистов так не стоит, не перемещается и не бьет в спарринге?
Как в такое Прокрустово ложе можно вбякать три с половиной тысячи приемов, считающихся сегодня классикой хапкидо? Что тогда от них останется? Удар рукой, два удара ногами? И чем оно тогда от того же несчастного каратэ отличаться будет? Показательными выступлениями, где вместо ката демонстрируют броски? Которые при этом никто не применяет и применить не в состоянии?
Зачем, скажите, делать из хорошей боевой системы еще одно такое игрище? Зачем делать из нее живой труп? Чтобы дать пищу для десятка дипломированных стервятников, свивших под себя уютные гнездышки-федерации? Чтобы им на тренировках не перетрудиться?
... Ко мне регулярно ходит каратист Саша. У него - первый дан. Маловато, конечно - но черный же пояс! Каратэ свое он любит, и бросать его не собирается - да я его и не "перекрещиваю". Просто даю ему боевые расшифровки ЕГО ЖЕ ПРИЕМОВ - но на основе того, что знаю. Того же хапкидо, например. Движения при этом остаются практически теми же, но... Вздыхает Саша и говорит: "Юрич, это все классно. Только хрен кто меня атестует, если я ЭТО комиссии покажу. А мне пояс нужен. У меня ведь это тоже - работа." Но - продолжает же ходить!
Комиссиям сплошь и рядом невыгодно, чтобы люди знали больше них. Или даже просто - больше знали. А то ведь зазнаются.
Был у меня однажды ученик-японец. Не верите? - Самый настоящий! Причем тоже - первый дан по сётокану. Вы представляете, как я обрадовался, когда моя "разведка" донесла мне, что в институт приехал каратист-японец! Вот, думаю, наконец посмотрю на настоящее японское каратэ - от наших соревнований уже просто тошнило. Ага! СЧАС!!! Как только мы стали друг против друга, он... попытался ткнуть меня "цукой" в живот. Прямо как в самом лажовом самоучителе. Я, конечно уклонился, и засветил ему боковым в голову.
И тут - черт побери, теперь точно не поверите. Ведь никто из русских не верит!
Тут смотрит он на меня ну совершенно круглыми глазами, кланяется и говорит: "Сэнсэй!" И все. Тумблер, как говорится, щелкнул. Заделался Китано моим ярым учеником, а настоящего каратэ я так и не увидел. Самое интересное - ему, черному поясу, было а-абсолютно пофигу, что у меня пояса нет. И знал я тогда раз в десять меньше...
Не верите? Однако так и было!!! А иностранцы, кстати, верят. Потому что с преподаванием каратэ лучше знакомы. Оно у них, например в Америке, уже пятьдесят лет, как преподается. Не говоря уж, конечно, о самой Японии.
ЧТО ЖЕ ТАМ У НИХ, В ЯПОНИИ, ПРОИСХОДИТ, ЕСЛИ ЧЕРНЫЙ ПОЯС ПО КАРАТЭ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ УКЛОНА С ОДНОВРЕМЕННЫМ БОКОВЫМ? Это же каждый боксер-первогодок знает!
Вы что, считаете, что Китано, японец этот, тренироваться не любил? Видели бы вы, как он пахал на тренировках! Мне рядом с ним кого-то подгонять и не приходилось - все видели, как работает НАСТОЯЩИЙ японец. Рядом с ним прекращался даже всемогучий и вездесущий русский бардак, который, увы, в зале довольно частый гость. Получив новый элемент, Китано становился лицом к стене, и долбил, долбил, долбил как проклятый, пока - этак недели через две - однажды не поворачивался: "Сэнсэй, так?" Казалось, что он и из зала не выходил.
Почему же дома ему никто не показал этот простейший боковой? Почему не показали ни единого броска? Речь не о дзюдо, его у них там в школе преподают - но в каратэ ведь тоже есть броски. Совершенно свои. В традиционном каратэ.
Почему его правильно блокировать никто не учил?
ПОЧЕМУ МНЕ, РУССКОМУ, ПРИШЛОСЬ ЭТО ДЕЛАТЬ?
Каратэ что, наше национальное искусство? Наша традиция?
И после, наблюдая за выступлениями японских команд на наших соревнованиях, я всякий раз ломал голову: "ПОЧЕМУ?"
Почему они ни черта не знают о собственном каратэ? Почему опять - только "цки" в грудь да "маваши", причем в последнее время даже и маваши - уже приятная неожиданность, а так вообще только - "цки", "цки", "цки"?...
Почему черный пояс по кэндо (тоже японец, друг Китано) удивленно таращится, увидев обратный хват меча? Почему мне, русскому, пришлось японским студентам - здесь, в России! - объяснять, что такое дзен? И комментировать для них Судзуки?
...А вы знаете, что за последние годы произошло со спортивным тэквондо? Получилось так, что я стоял у истоков российской федерации - пусть только "рядом", пусть! Но все-таки - вы что, думаете что я ничего не видел? Не видел, как продаются даны, как мастера швыряют пояс в лицо: "На!"; как судьбы тэквондо решают гребец, вольник и чей-нибудь напарник по сауне, вольготно рассевшиеся в президиуме? Как на соревнования выходят цветные пояса, которых раньше даже на тренировках до спарринга не допустили бы, как четвертый дан не может выполнить базовый туль?
Что, я не видел, как даются взятки и расцветает показуха и чинодральство? И как при этом стремительно деградирует техника? Вы Чеботарева спросите, 6-го дана тэквондо, бывшего главным представителем Чой Хон Хи в России по технике.
Ведь сегодня в тэквондо тоже ни черта не осталось, кроме нескольких пощечин ногами! ОСОБЕННО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ОНО СТАЛО ОЛИМПИЙСКИМ. После этого вообще все ломанулись туда, как на Клондайк. С кирками и лопатами.
Что я - не видел этого?
Я некоторое время переводил Джуну Ри, некогда бывшему боевым мастером тэквондо, чьи ученики блистали на всех соревнованиях по тэквондо и кик-боксингу и который учил техникам ног самого Брюса Ли. И вот однажды мне пришлось перевести такую фразу:
"Девяносто процентов людей хотят заниматься, не получая синяков. И лишь десять процентов согласны их получать. На кого выгоднее ориентироваться?" И - давал ката под музыку, упрощал до предела технику, заочно присваивал черные пояса на основании присланной по почте видеозаписи. А зажравшиеся американские жлобы радостно занимались этим вот... Сами понимаете, чем.
Он и к нам приехал, чтобы дикарей к фокстротам приобщать. И сразу к Ельцину пошел. И Ельцин даже заявил, что свою охрану заставит изучить его "боевое искусство". Эти мастера всегда обзаводятся поддержкой в верхах. У них все должно быть схвачено. Без этого никакой бизнес невозможен.
И, как правило, у них все получается. Первые успехи есть и у нас.
...Совсем недавно, летом 2000 году, в Брянск - провинциальный, но крупный город, - на соревнования по рукопашному бою с шумом и помпой заявилась команда из "охраны президента". И - продула "провинциалам" с треском, вся, как один, за исключением "мастера спорта по дзю-до, мастера спорта по самбо, мастера спорта по рукопашному бою" - настоящего профи, стотридцатикилограммового бегемота, колотя которого, девяностокилограммовый любитель просто вымотался. "Бегемот" не спеша ходил за ним, не обращая внимания на удары, и время от времени засаживал кулаком. И, естественно, в конце концов, "победил"...
Хар-рошая охрана сегодня у нашего президента! Непробиваемая.
В конце концов, телом прикроет. Дай бог только, чтоб насмерть не придавила. В конце концов, сегодняшний президет и сам самбист - значит, если что, шансы все-таки есть...
Ну а Васю Попухова прикрыть некому. И Пашу Пшеничникова - кто прикрывать будет?
...Может, пока не поздно, лучше подумаем о тех, кто согласен получать синяки - но при этом заниматься РЕАЛЬНЫМ боевым искусством? Не готовиться к очередным соревнованиям - а заниматься ДЛЯ СЕБЯ, с реальной пользой ДЛЯ СЕБЯ? О тех, кому стыдно носить пояса и получать даны, зная, что при встрече с хулиганами он может только позвать милицию? Люди ведь обычно считают, что раз ты с поясом, то умеешь драться. И засмеют ведь, если не умеешь!
Что вы им, о правилах рассказывать будете? Да нужны они им, эти ваши правила!!! Вон Китано - ведь тоже ДРАТЬСЯ хотел, ему тоже стыдно было...
Ну а о милиции вы подумали? Ее ведь тоже придется чему нибудь обучать! И кто тогда это будет делать? Те, кто зовет ее на помощь?
Так я и начал преподавать свое, "неправильное хапкидо" - не желая ему судьбы спортивного каратэ.
И было это в 1991 году.
...Если вы видите, как тонет человек, вы что, будете ждать спасателей? Или - сами...? Особенно если вполне можете сами. А спасатели, приехав, вполне могут и тюкнуть его веслом по макушке. Чтобы не портил статистику...
Ну а если гибнет хорошее дело? Что мне, опять смотреть?
Вы бы смотрели?
"Зачем он обвиняет кучу народа в искажении хапкидо..."
Я объяснял выше, куда современные корифеи загибают эту самую традицию. Об айкидоизации я уже говорил. И о спортивном каратэ - тоже. Но и во многих современных федерациях хапкидо преподавание ведется на основе техник тэквондо или каратэ. Оттуда высокая или же, наоборот, утрированно широкая стойка. Это не усовершенствование - это гибель для техник хапкидо. Передвигаясь таким образом, вы просто не в состоянии будете применить почти ни одного приема! Например, тот же Ажах, столь авторитетный для многих, просто не умеет стоять и ходить. Это видно по его учебным фильмам, причем даже не особо опытному глазу. Ну и что, что у него 8 дан? Он умеет играть в поддавки да разбивать ногой яблоко в прыжке. Это что, боевая техника? Ведь и вы так сможете если потренируетесь месячишко. А может, и уже умеете.
А вводятся эти "усовершенствования" лишь с одной целью - как можно больше расширить возможную аудиторию - причем за счет переманивания учеников из секций тэквондо и каратэ, так распространенных повсюду. С этого, кстати, и начиналось хапкидо в США. Это вопрос не техники, а того же бизнеса. Боевая эффективность волнует таких мастеров меньше всего.
Ругаю же я тех, кто делает упор только на показательные выступления, отбирая для этого внешне эффектные, но практически невыполнимые в бою техники. И могу заявить, что бойцов становится все меньше, а таких вот показушников - все больше. Но именно они почему-то определяют весь ход развития системы.
И именно это мне не кажется правильным.
Эти показы - точь в точь как показы мод: вроде много, вроде красиво, с шиком, с блеском - но носить нельзя. Неудобно, непрактично и при этом страшно дорого. Да еще завтра наверняка из моды выйдет. Я прошу - продайте мне обычный пиджак, господа! Я ж знаю, у вас есть! Хороший, прочный пиджак! И не надо делать вид, что я мешок с дыркой для головы прошу! Я точно знаю, что мне надо!
А они смотрят этак свысока и снова: раз, мол, "не доросли" до высоких мод, то вот - пожалте вам - мешок с дыркой. Кому угодно в самый раз будет. Носите и не рыпайтесь.
Мешок с дыркой - это та техника, которую они преподносят в качестве базовой. И действительно - уж куда базовей-то!
Конечно, таким хапкидо смогут заниматься и бабушки, и дедушки. Конечно, благодаря этому преподавание хапкидо сможет охватить гораздо большее количество людей - а следовательно, станет более прибыльным бизнесом. Группу из пенсионеров можно воткнуть в середину рабочего дня - в так называемые "мертвые часы", когда молодежь учится или работает. Дети и пенсионеры - наиболее выгодные клиенты - у них куча свободного времени, им не нужно преподавать сложные техники, им не нужны никакие спарринги, а если таковой и случится, инструктор всегда с легкостью завалит любого ученика - как ребенка, так и того, из которого песок сыплется. Да те и не полезут драться - они же сами это понимают. И самое главное - для того, чтобы быть круче ребенка или старика, инструктору практически не надо ничего делать - он моложе и здоровее одних и сильнее и крупнее других - и это само по себе все решает.
Однако такое расширение аудитории подобно чрезмерному раздуванию мыльного пузыря - еще чуть-чуть - и получится пшик. По своему опыту могу сказать, что присутствие стариков на общих занятиях сильно снижает их эффект для всех остальных. При исполнении более-менее трудных упражнений они вынуждены отходить в сторону, что сбивает настрой всем остальным. Дети куда выносливее, - но, по-моему, учить детей - наиболее трудное дело. Они не могут долго концентрироваться на изучаемой технике, им нельзя показать прием более-менее реально, то есть, жестко, а многие приемы вообще показывать опасно.
Перспективный ученик должен быть не младше пятнадцати и не старше сорока лет. И он должен быть здоров. Больным, конечно, нужно помогать. Ну а кто тогда поможет здоровым?
Имейте смелость сказать человеку, что он слишком стар. Имейте терпение и такт убедить человека привести своего ребенка на несколько лет позже. И несмотря на весь ваш "гуманизм" - имейте смелость сказать больному, что он болен. Что по этой причине он заниматься не сможет. Не думайте при этом об деньгах, которые от вас уходят. Имейте же совесть.
Это же нормальный отбор, необходимый для успешной работы. Если конечно, вы хотите создать группу для обучения, а не группу здоровья. Которую, кстати, вы можете вести и параллельно. Это ваше право. Только не называйте ее боевым искусством.
Но не перекладывайте ваш гуманизм на общие плечи. Не говорите, что "стоек нет", не упрощайте техники, чтобы любой доходяга мог их "выполнить" - то есть, не устраивайте игру в поддавки! Не внушайте людям, что сопротивляться нельзя!
ВЫ ЖЕ ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬ СИСТЕМУ, А НЕ ХОРОНИТЬ ЕЕ!!!
Зачем из хапкидо делать второе айкидо? Причем - такое же?
Мне это не нравится. Мне такое хапкидо не нужно - и я пытаюсь в силу своего разумения восстановить его первоначальный вид.
Почему вы принимаете все эти книжки за конечную истину? Ведь сами японцы и корейцы кроят боевые искусства, как им вздумается - почему я не имею права вставить обратно выкинутые ими куски? Почему не имею права рыться на "свалке запрещенных приемов?" Потому что я не кореец, да?
Или, только честно - я что, пишу плохо? Или даю мало информации? Или она не работает? Я что, вам сказки про "древних мастеров" рассказываю? Или даю конкретные рекомендации?
Получив указанную выше гору материала, я могу заявить, что это не учебники, а справочники, где техники даются без каких-либо пояснений, чуть ли не в алфавитном порядке. Учебники должны быть лучше - и их необходимо делать лучше! Ни в одной из этих книг ВООБЩЕ не рассматривается тактика, не рассматривается никаких других атак, кроме стандартных прямых ударов кулаком или прямого удара ногой или захватов за запястья, как в айкидо - что же их, хвалить за это? Ведь Па Сит же тактику показывал! А боковые удары? А серии? А борьба лежа? Как прикажете обходиться без всего этого? Зато полно вычурных, чисто демонстрационных техник, которые при малейшем сопротивлении противника просто невыполнимы.
Ну не падает человек, если ему выкрутить запястье "вот этак", не падает - ну НЕ ХОЧЕТ он падать. Без приседа, без скручивания корпуса - то есть, на прямых ногах или в широкой стойке, "как положено", вы его никак не завалите.
Нормальный человек же не знает, что это "классика"! И не догадывается, что тут упасть положено! При классическом выполнении у вас сплошь и рядом просто недостаточно сил, чтобы его бросить по-настоящему. Ноги мелькают выше головы лишь на показухах. А на деле вы слишком высоко или слишком широко стоите, практически не включаете спину и пресс, слишком далеко и слишком слабо держите руку - причем совершенно не способны как либо нейтрализовать вторую руку и ноги противника. Поэтому он шипит от боли, но пытается удержаться на ногах, а попутно колотит вас по морде. Свободной рукой. Ведь обычно у людей их две, а об этом "мастера" слишком часто забывать изволят.
А этот гад еще и лягается отчаянно. Или, если он не лох, перехватывает контроль и выкручивает руку вам, поскольку "классические" захваты оставляют слишком много свободы движений и просто-таки приглашают к этому. А попадется к примеру, какой-нибудь псих…
Так он еще и кусается, зар-раза! И глаза… Не трожь глаза, падла!!!
Ну тут уж я точно знаю, - после этого и вы бросите к черту этот "классический захват", уж поверьте - и будете махаться настолько быстро и эффективно, насколько умеете. И до лампочки вам будет, по-классически это или нет. И это - даже в том случае, если ваш противник - обычный человек, никакого хапкидо не знающий. Выходит, что вам хапкидо тоже оказалось не нужно, так?
Ну а если в такой ситуации окажется девушка? Та самая, которая усердно занималась классикой и считала, что обучается САМООБОРОНЕ. Ведь именно такая реклама все-таки дается обычно, не так ли?
Ну так как же ей быть, если она на голову ниже и вдвое слабее вас?
Я же, с моей стороны, никогда не рассматривал своего противника, как Васю Лопухова. Я считаю, что раз уж здесь есть "дыра", то туда обязательно влетит кулак или нога, а если нет контроля с моей стороны, то его обязательно установят с другой.
Конечно, бесполезных захватов нет. А вы догадались, почему? - Потому что их можно доработать... И НУЖНО ДОРАБАТЫВАТЬ! Вот я и дорабатывал - то есть выкидывал всякие красивые излишества, страховал второй рукой, подключал колени и локти. Закрывал дыры, думал о том, как нейтрализовать свободную руку, стремился свести время выполнения приема до минимального. И при этом меньше всего мечтал о "внутренней энергии Ки" или "таинственных секретах мастеров" - просто рассматривал систему рычагов и вектора приложения сил. Поскольку это всякому образованному человеку знакомо. Самое интересное, что при таком подходе и внутренняя энергия появилась, и секреты оказались весьма просты, и заключены именно в базе. Той, что мне дал Па Сит, опять же, а не в современной "классике".
СЕКРЕТ, НЕ ЗАЛОЖЕННЫЙ В САМУЮ ОСНОВУ, СКОРЕЕ ВСЕГО, НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРИМЕНЕН. Вы о нем просто не успеете вспомнить - между тем тело выполнит базовую, сотни раз повторенную технику. И если она неверна…
Глупо начинать бой дуговым ударом ногой в голову - получите в пах. Напоретесь голенью на подставленный локоть. Поскользнетесь, наконец - вы же на улице! И прямой удар, он же каратистский "Цки", с бухты-барахты наносить глупо. Это же фактически добивающая техника! Тем более уж в грудь, как "положено" А в имеющихся у меня "справочниках" таких фокусов полно. Там только так и атакуют! А что вы скажете насчет "смертельного" броска сразу двух мужиков элегантным поворотом кистей. Вот уж действительно, для этого надо обладать высшим мастерством!.. чтобы после этого выжить. Для кого он смертелен, бросок-то этот? Увы, - так падают или айкидоисты, или ассистенты, которым заплатили заранее - а не те мужики, которые ходят по улице. И уж точно не я. И не мои ученики. А если у вас такие мощные кисти, то по всем законам анатомии и физики вам было бы проще оторвать этим мужикам руки. По всем расчетам так выходит. Они даже сами оторвутся. Если не расплющатся в кашу уже при захвате.
Просто ни у кого из людей НЕ БЫВАЕТ таких мощных рук. При всей их "энергии Ки". Даже если у них толщина ладони - 7 сантиметров, как у Со Ин-хека. Так что "энергия" эта на самом деле просто любимая затычка для незнаек и неумех. И именно потому во всех учебниках по современному хапкидо она упоминается на каждом шагу. В учебнике же Мьюнг Кван Сика, выпущенном в 1967 году, о ней говорится довольно мало.
Кстати, насчет Ки - утверждаю я так потому, что знаю, что это такое. И могу научить. Это действительно ничего общего с физической силой не имеет. И в бою вполне применимо. Только если делать "по-моему", а не по "классике".
И вообще - мне интересно одно: вы что, считаете меня этаким зазнайкой, который насобирал книжек и решил поумничать? Тогда проще было бы переписать какую-нибудь книжку, да и издать под своим именем. Так, кстати, многие "мастера" и делают. Или, по-вашему, я тупой самоучка, который выучил два удара, а остальное считает лишним по скудоумию? Такие книг не пишут. Им достаточно и того, что они - первые парни на деревне.
Уверяю вас - ни один из специалистов, который со мной встречался, ни так ни этак обо мне больше не думает. Видали мы и четвертых и пятых данов - и десятых видали, если уж о тэквондо говорить. Нужно просто взять и прийти ко мне в зал - а там и посмотрите, и поспрашиваете. Клянусь, пальцем не трону без вашего желания! Клянусь, что отвечу на любой вопрос по любой технике, который вы мне зададите. Книжки принесу. И покажу как и что делать - в классическом варианте, а потом в своем, измененном - и объясню, почему и что изменил. Традиция - вещь хорошая, но с нею нужно работать, а не молиться на нее.
И это еще не все... есть же еще "Вопросы на ответы" за номерами 2, 3, 4, и, представляете - 5. В четвертом и пятом "томах" собраны маленькие необычные "вопросики и ответики", на которые все-таки оказалось возможно ответить коротко.
Вернуться к"Содержанию"
Или читать "Ответы на вопросы" - 2