Павел Пшеничников:
Вопрос - а зачем он обвиняет кучу народа в искажении хапкидо, если сам хапкидо не занимался?
Да и какая ему разница, если он занимается КОНТЭН?
Сенчуков:
"… если он занимается КОНТЭН":
Все "если" да "если".
Если вы понимаете, Павел, как создаются новые стили - то я не понимаю вашего вопроса. Как только у нас открылась Московская Федерация Хапкидо, я, побывав там, сразу решил больше не использовать название "хапкидо", и окончательно перешел на "КОНТЭН" - дело в том, что там все именно так, как я и говорил выше - никаких спаррингов, никакой тактики, противник падает сам, движения условны и практически неприменимы в бою. Так скажите, с какой стати я буду раздувать огонь под чужой сковородкой и делать им рекламу? Пусть сами объяснят, почему их техники "смертельны" - если сумеют выполнить их достаточно убедительно.
А я эти техники не просто знаю - я ими дерусь. Без ограничений, правил, на полной скорости и в полный контакт, если хотите. Именно этими техниками. И что это по вашему, не хапкидо? Ну да. КОНТЭН это, я и забыл… А драться я все равно так буду.
И кстати, могу выполнить в бою почти все техники из этого талмуда - "Хапкидо" Ким Хи Юна - с моими поправками, разумеется. Кроме тех, что для боя не годятся, поскольку для показухи придуманы. Да и аттестоваться я всегда готов. В конце концов, мне дан тоже не помешает. По крайней мере, я за него смогу ответить. Мне что - не по хапкидо аттестоваться придется? Это же для меня - самый оптимальный вариант. После которого и вам будет спокойно, и мне будет хорошо.
А дадите мне адрес мастера хапкидо - буду очень рад. В конце концов, давайте к нему сходим вместе. И посмотрим, что он скажет.
Кроме того, мне кажется, что вы не поняли, что такое КОНТЭН.
Так что же такое КОНТЭН?
КОНТЭН - не столько стиль, сколько подход к стилю. Я могу преподавать КОНТЭН на основе движений каратэ, на основе тэквондо, на основе тайского бокса, на основе тайцзи-цюань, на основе…
…Да вы не пугайтесь - я же вам не Тарас. Навалить кучу даже "самых эффективных приемов" - вовсе не значит создать систему. Даже если ты при этом списываешь у самых толковых мастеров.
Контэн - это не столько техники, сколько умение их применять наиболее эффективным образом. То есть, сразу перехватывать инициативу и лишать противника возможности с вами "соревноваться". И делать это можно за счет захватов, за счет перемещений, выведений из равновесия, болевых замков, за счет встречных атак, за счет дробящих блоков - да мало ли что еще может стать вашей любимой техникой! Удары ногами, броски, захваты, да, в конце концов, оружейные техники - мало ли?
И все это выполняется на единой двигательной основе. То есть, оружием я управляю теми же движениями, которыми работаю и без него. Причем любым, которое возьму в руки. Стреляю, правда, покамест плохо. Но холодное знаю все. Приходите проверять. С фехтовальщиками-саблистами уже работали.
Итак - у меня есть система, причем четкая и рабочая. Поэтому глупо было бы сказать, что все броски айкидо или хапкидо входят в арсенал КОНТЭН - для многих это означало бы простое заимствование. А это не так. Они аналогичны, но во многом отличаются - причем у нас полно бросков, в айкидо и хапкидо неизвестных - по крайней мере, среди классических этих техник почему-то нет, несмотря на большую боевую эффективность. То есть, я не только могу выполнить любой бросок, применяемый в айкидо или хапкидо - но при этом еще имею кучу своих, им неизвестных.
С техниками ног дело обстоит также - своя двигательная основа, позволяющая не изучать удары по отдельности, а выводить их один из другого, так что тренируя один, вы в конечном итоге будете нарабатывать все. А блокирующая работа ног и колен? А техники рук, базирующихся на ДВУХ движениях и позволяющие делать все, что угодно - путать руки противника, перехватывать удары, выходить на любые захваты и при этом сохранять защитный потенциал и ВОЗМОЖНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ УДАРА ИЗМЕНИТЬ ЕГО ТРАЕКТОРИЮ - это еще кто-нибудь делает?
Я самоучка во многом, это да. Но я видел очень много традиций и изучал помимо дзюдо, тэквондо и хапкидо еще и тайский бокс, а также практиковал четыре стиля цюань-фа с очень хорошими бойцами. И вы считаете, что мне нечем дополнить хапкидо? Нечем поделиться с людьми?
При этом заметьте - я очень ценю традиционные стили и постоянно пытаюсь привлечь к своей работе их представителей. Однако я не собираюсь переучивать никого, помимо его желания. Мне не нужен плохо переученный каратист, нахватавшийся чего-то в КОНТЭНе - мне нужен хороший каратист, спаррингующийся с моими ребятами и БЬЮЩИЙ ИХ. Это для них очень хороший стимул. А я все сомнительные ситуации решаю в пользу гостей - мне не жалко. Как говорится, каждому свое - а я точно знаю, что надо ученикам. Если кому-то и хочется побед, то мы вполне удовлетворимся полученным опытом. А то ж вы в следующий раз не придете.
Оставайся каратистом, участвуй в своих соревнованиях - но драться ходи ко мне. Я создам тебе все условия: доспехи, партнеров, спарринговые сессии, семинары и сборы. Мне даже выгодно, чтобы ты оставался каратистом - чтобы те, кто учится именно по базе КОНТЭН, могли спарринговать с настоящим представителем стиля - причем с бойцом, а не спортсменом. Этот опыт не купишь ни за какие деньги! Однако я не собираюсь пользоваться усеченностью спортивных методик - напротив, я дам тебе отработать все традиционные, несоревновательные, смертельные приемы твоей школы, которые хоронят ее "хранители".
И это не только к каратистам относится - всех, всех приглашаю - давайте работать! Не имея опыта работы с другими стилями, никто не может назвать себя бойцом. Ни я - ни вы.
Я хочу не доказывать, что мой стиль лучше. Стиль без человека - ничто. Дерется все равно человек. Я это и своим ребятам неоднократно показывал, "вкладывая" им ума с помощью обычного дзю-до, бокса, тэквондо или того же каратэ. Любая техника может быть эффективной, особенно при существенном разрыве в уровнях подготовки. Но существующие сегодня условия преподавания и тренировок дают крайне мало возможностей для набора опыта. Поэтому я хочу создать не стиль - а настоящую ШКОЛУ, такую, где бы все смогли набираться опыта, работая друг с другом. Подобную нормальной средней школе, где биология не пытается доказать, что она "лучше" истории или математики. Чтобы ученики могли, наконец, получить ПОЛНЫЙ объем знаний. И - отрабатывать свои техники без спортивных ограничений. Я хочу создать место, где айкидока мог бы поспарринговать с вольником, а сётоканец - взять в руки саблю. Причем я даже буду приветствовать участие в традиционных стилевых аттестациях, поскольку аттестовать сам ни по каратэ, ни по ушу не собираюсь.
Те же, кто будет учиться непосредственно КОНТЭН, как стилю, будут аттестоваться у меня. Заметьте - я вовсе не собираюсь переманивать учеников, например, из сётокана. Пусть продолжают заниматься там. Я просто приглашаю желающих "в гости". Обучу этих сётоканцев "секретам"- а потом буду смотреть, как лучше работать с РЕАЛЬНЫМ сётоканом. Или кун-фу. Или дзю-до. Тогда мои исследования смогут двигаться дальше и будут плодотворнее. Можно будет говорить об эффективности каких-то техник не на основе одного лишь личного опыта, а на основе обширной статистической базы. А что они при этом будут расквашивать носы своим сэнсэям - так мне пофигу. По крайней мере, тем придется больше тренироваться - а от этого и они и я опять же только выиграем. Хватит киснуть "в собственном соку".
Так вот, заканчиваю - хапкидоины мне в моем КОНТЭНе нужны никак не меньше, чем каратисты. По крайней мере, в нашей технике найдется гораздо больше общего. Но это - лишь при том, что хапкидо, несмотря на старания всей дипломированной публики, останется боевым стилем. О том и забочусь.
…Ф-фу-у -х… Вот, кажется и все.
Виктор:
В книге "Да-Цзе-Шу" почти в самом конце промелькнуло упоминание о курении. И там автор говорит, что курить вроде бы как не очень-то уж и вредно, по крайней мере в меру (мера - это сколько?). А вот сам Сенчуков курит или нет?, и каково ваше мнение об этом? Можно ли курить бойцу, или нет?
Сенчуков:
Почему бы и нет - главное, чтобы жена не видела. Ругается. А вообще-то люблю "Парламент". И хороший трубочный табачок. И, кроме шуток, если не злоупотреблять, то чувствую себя более резким и собранным - но это, конечно мое личное мнение. Одно могу сказать - если курить так, как курят все - то есть целый день - дыхалки у вас скоро не хватит даже по лестнице подняться.
Курить надо со вкусом. Как умные люди выпивают. Чтобы чувствовать этот вкус, нужно делать это не чаще нескольких раз в неделю. Однако многие бойцы, которых я видел, курили, как паровозы - и были при этом прекрасными бойцами. Все зависит от вашего запаса здоровья.
P.S. В Индии, например, врачи иногда прописывают курение в лечебных целях. При некоторых легочных заболеваниях. Это значит: понемногу, и только по необходимости. Ясно?
Роман:
А. Медведев в одной из своих книг писал, что наиболее близким к Шоу Дао стилем является Чжоу И Сенчукова. Проскальзывала видеокассета, где Сенчуков и Медведев упоминаются вместе. Кто-нибудь может рассказать, какие отношения между КОНТЭН и Шоу, если они вообще есть?
Сенчуков:
Ооо!!! А то! Еще какие отношения! Самые распрелестные! В свое время я держал свой клуб, в котором было несколько залов - так Александр Николаич постоянно эти залы у нас снимали под семинары. Гостевали и обедали. А я любил на этих семинарах посиживать в углу и задавать ехидные вопросы, кои он обычно стоически игнорировал. Впрочем, сидел я редко - потому что с большим удовольствием занимался сам - там всегда были старшие "медведевцы", с которыми приятно было повозиться. И "на подхвате" был, помогал - может, оттуда и та кассета.
А если шутки в сторону, то такое сотрудничество у нас продолжалось около трех лет. Я люблю учиться - и учить люблю. Он у меня спер пару ударов, я у него спер пару захватов - к обоюдному нашему удовольствию. Насчет кусаться и пальцы ломать, скажу я вам, Александр Николаич ба-альшой специалист! Было на что посмотреть.
Однако вот крутить перед собой руками восьмерки в его манере я считаю излишним. Это отвлекает не столько противника, сколько вас самого, при этом открывая голову для боковых ударов. И "сидеть" на задней ноге, как он показывает, тоже не советую - вас просто сметут, если вы весите меньше Медведева. И палкой я действую чуть не так. И ножом. И мечом. И серпом. И нунчакой. И палочкой этой его любимой, которая в хапкидо - тоже одна из любимых штучек. И ногами я работаю не так. И стою не так. Ведь, в конце концов, я гораздо легче! А это очень сильно определяет технику и манеру ее исполнения. Все это проверено на самых старших "медведевцах" и шоу-менах, поскольку сам А.Н. ни с кем драться не хочет. И спасибо ему за это - слишком уж он здоров! И, не говоря уж о Шоу и Дао, близнецах-братьях, прекрасно знает дзю-до, что в сочетании с большим весом штука преотвратительная. Бывал, бывал я под Медведевым в партере… А возня с ним всегда этим заканчивается - даже если вам и удастся его бросить. Он не из тех, кого это обескураживает.
Помню, как мы с ним познакомились: сижу это я в "Здоровье Народа". Заходит здоровенный толстый мужик - аж в комнате темно стало. Я привстаю: "Здрастье. Вы Медведев? Очень рад встретиться. А я вот Сенчуков. И чтобы сразу начистоту, без обид - я вашу книжку ругаю уже больше года. А вот теперь, если хотите - давайте знакомиться.
"Это ничего, - ласково так отвечает он, - не вы один такой… умный. Ну, что там у вас? А-а. Понятно. Это делается так… Да что там, гляньте-ка лучше сюда." - И сует мне в лицо некий жест. Я его отвожу. Тогда он сует палец. В глаз. И гораздо быстрее. Это уже приходится отбивать. Он перехватывает. Я перехватываю. Он. Я. Он. Я. Он-я-он-я-он-я…
И-эх! Понеслась! Какой кайф!
А надобно сказать, что побоище сие имело место быть не где-нибудь у туалета, а в кабинете директора. Так что бедняга чуть под стол не залез с перепугу. Впрочем, длилось это недолго - руки завязались в общий узел - и все. Пат. Ни вам, ни нам. Действуют только общие массы. То есть пыхтят, уперевшись друг в друга. И при этом та, которая примерно вдвое меньше - я, то есть, - тихонько и мерзко хихикает. Да, я, конечно, меньше. На татами я был бы моментально снесен с ног и попросту расплющен. Однако тут не татами, а кабинет, и падать мне просто некуда - я прижат спиной к стене. Поэтому я чувствую себя вполне "сухо и комфортно", и с интересом наблюдаю, что Медведев будет делать дальше - ведь свалить ему меня невозможно, а стоит ему высвободить руку, как сразу же освободится моя - и вся катавасия пойдет по новой.
И тут он сделал ЭТО. Мне так понравилось! Вот мастер, так мастер - не растерялся же!
Разевает он свой рот - зрелище жуткое - в обрамлении нескольких небритых подбородков!
И ка-ак КУСНЕТ МЕНЯ ЗА ШЕЮ!
Тут я прямо и упал. От восторга. Свой человек! Как говорится, "на его месте я поступил бы так же". Так и познакомились. Кстати, именно с тех пор я и привык прикрывать шею плечами - наперекор всем "классическим" канонам.
А кроме шуток - мастер он большой, но человек гораздо менее наивный, чем я. Он сразу начал именно с того, что стал зарабатывать деньги, выпуская книжки для лопухов. Как, впрочем делают все большие мастера - что, им можно, а ему нельзя, что ли? Спрос-то есть!
Много книжек! Много кассет! А вы заметили, что там в основном одни и те же два-три приема в разных вариациях? Ага. А все эти книжки вроде "Боя казаков", где на двести страниц баек про казаков, рецептов насчет чем кормить лошадей, да как что называется в конской сбруе. Ну, а под конец - три страницы мелких рисунков - приемов, то есть. И привет. А ведь покупают же! Лопухов у нас мно-ого. А Медведев - человек трудолюбивый. Он еще много так напишет.
И мое имя попало в его книгу таким же интересным образом. Однажды беру я во все том же "Здоровье народа" со стенда книжку "1001 урок боя короткой палочкой" - и посередине вдруг обнаруживаю полный текст своей первой брошюрки! Вот те на! Я к Николаичу - как так? А он - все тем же ласковым голосом: "Да ладно тебе. Жалко, что ли? Мне ведь в книжке объем нужен - не чем попало же забивать? А тут и тебе реклама. Так что, вообще-то, это ты мне спасибо скажи". Тут я понял, что "вообще-то" понятие растяжимое. Чего доброго, он может и денег потребовать! С него станется! Так что сказал спасибо - за науку - и пошел.
Вообще-то Медведев еще хоть не ругался. Не то что Тарас - тот все набивался перекупить права на мое "Да-цзе-шу" за смехотворную цену - 1000 долларов. А когда я не соглашался, кричал, что все равно больше никто не даст, забыв о том, что это ОН просит МЕНЯ, а не я - его. Я ведь и сам ее худо бедно издавал. Так он под конец книгу просто спер - и издал свою "Боевую машину". Перековеркав текст, чтоб не узнавали - но со множеством расшаркиваний в мой адрес. Не верите - положите их рядом и начинайте сравнивать.
Так что Медведев - он вообще-то хороший. Интересный человек. Ходячая энциклопедия. И если даже чего не знает - виду не подаст: найдет выход, выкрутится, сам придумает что-нибудь, да так, что будет не хуже положенного. Неоднократно наблюдал.
В общем, есть, что вспомнить.
Герман:
Принесли мне год назад кассетку Да-дзе-шу, досмотреть до конца не смог.... Ну совсем... неинтересно, мягко говоря. Хотя никогда не судил, и другим не советовал, делать выводы на основе видео. Видео оно и в Африке видео, тем более коммерческое. Другое дело семинары, когда снимаешь что хочешь и что нужно. Тогда видео как напоминание о том, что нужно запомнить и повторить.
Обучаться по видео вообще считаю делом бесполезным. Поэтому никогда не покупал фирменные кассеты, да еще за бешенные деньги. Хотя если у человека полный застой с информацией...что уж тут поделать.
Сенчуков:
Странный, однако, у вас подход, Герман. Ну как же это - не делать выводы о том, что вы видели своими глазами? Вы же свои выводы сделали! Если вам так уж скучно было смотреть - ну извините, да только я не фокусы показываю, а то что на самом деле работает. То, что просто, быстро, безотказно - и по эффективности не уступает никакой классике.
Скука - это очень важная вещь. Тренеру, как и любому преподавателю, с ней приходится сталкиваться очень часто. Человеку ведь становится скучно не только потому, что увиденное недостойно внимания. Гораздо чаще мы скучаем на уроках и лекциях. Особенно тогда, когда не можем понять то, о чем идет речь. Или если часто пропускали занятия, и отстали от остальных. Или заранее убедили себя в том, что будет скучно.
Чтобы чему-нибудь научиться, сплошь и рядом приходится бороться со скукой, Герман.
Ну а книгу "Да-цзе-шу" вам тоже не удалось одолеть? Книг-то больше, чем кассет. И информации в них больше. Или вы их тоже читать не любите? А еще что то там говорите о "застое с информацией". Что поделать, спрашиваете? Ну-ну… При таком подходе действительно проблема неразрешимая.
Учебники и фильмы по боевым искусствам выпускаются ИМЕННО для того, чтобы по ним учиться. И учиться по ним МОЖНО. Иначе вам придется признать, что все мастера, выпускающие книги и фильмы, мошенники и жулики, поскольку получают деньги за заведомо негодный товар. В том числе и обожествляемые вами корифеи. И вы сам. Получается, что жулики - все. Так?
Вопреки всеобщему мнению, которое нельзя назвать иначе, как "обывательским", ПО КНИГАМ УЧИТЬСЯ МОЖНО - даже по самым плохим. Можно и нужно, - да и попросту необходимо, поскольку время тренировки ограниченно и ни один сэнсэй, даже самый лучший, не сможет вам дать все. У него просто не хватит времени. В конце концов, даже у наикрутейшего мастера могут быть нелюбимые техники - а вам они пришлись бы как раз. Люди ведь такие разные. Откуда же вы узнаете об этих техниках, как не из книг? Да и о самом существовании хапкидо вы разве не из книг узнали? О нем же вроде на улицах не кричат. Ведь вокруг, да и в самой Корее, кстати, полно людей, которые о нем никогда не слышали. В Северной, например. Ну а уж тем более в Латвии. Потому что "полный застой с информацией", как вы изволили заметить.
"Любите книгу - источник знаний"…
Если вы не умеете - или не желаете - работать с книгами и фильмами, это ваша проблема. Не надо делать ее общей. Не умеете сами - так хотя бы не мешайте другим. Ведь кому нибудь так или иначе придется этим заниматься. Чтобы, например, эти книги получше писать.
А информации у меня вполне достаточно. Именно потому могу ею поделиться. Просто я не ленюсь постоянно ее пополнять, - вот и покупаю практически все. А потом смотрю и сортирую. Вот и ваша кассета у меня тоже есть. Я ее часто показываю знакомым и ученикам. То есть, слежу за тем, чтобы они не скучали. Но об этом чуть позже.
Насчет моих кассет - Я НЕ ВЫПУСКАЛ НИ ОДНОЙ. Это старается мой бывший партнер по изданию "Да-цзе-шу", Гена Сафрошкин, издатель, который помог мне напечатать книгу. Сам Гена никогда ничем, кроме йоги не занимался и о боевых искусствах имеет весьма простое понятие - "это то, что можно продать". Человек он в этом плане простой до… не знаю чего. Сколько раз ругался с ним: нельзя книгу печатать на туалетной бумаге мелким шрифтом! Сколько раз просил -сделай хоть обложку-то покрасивей, в несколько цветов! На все у него был один ответ: "Юрич, чего ты кричишь? Кому надо - и так купит!"
И бесполезно ему было объяснять, что книгу должны покупать не те, "кому надо", а даже те, кто об этом вовсе и не думал, пока на нее не наткнулся. Потому, что тех, "кому надо" - сотни, ну даже тысячи, а этих, остальных, кто ни ухом ни рылом - их миллионы. Вот на них книга и должна быть нацелена. Она должна их заинтересовать и в зал затащить. Вот поэтому большинство книг по боевым искусствам и представляют собой большие красочные альбомы на толстой бумаге. И техники в них - два притопа, два прихлопа - самые простые. Именно это я и хотел изменить, выпустив книгу, рассчитанную НА ВСЕХ, - то есть и на специалистов в том числе. А благодаря Гене книга работает гораздо медленнее - хотя и цитируется, и переиздается уже бог знает кем. И народ идет. Причем те, "кому надо".
Так вот, о кассетах. Гена взял рабочий сырой материал, пробный шар, записанный нами по случаю в случайно подвернувшемся зальчике - без предварительной разработки, с теми ребятами, которые были под рукой - и ПРОСТО КОПИРУЕТ, КАК ЕСТЬ. Прямо у себя дома на двух видиках. И свято уверен, что это - фильм. Я кстати, так не считаю. Но что мне теперь, убивать его за это? Он хоть никакой отсебятины не вставляет и мое имя сохранил. По логике вещей мне тогда уж лучше сперва съездить в Минск и перебить половину тамошних деятелей, начиная с Тараса. Ведь по сравнению с его "пиратством" Генины кассеты - гораздо меньшее зло. По крайней мере, пусть будет хоть что-то, раз народу так уж нужны кассеты. Ведь не он один такой умный.
Во всяком случае, за эти фильмы я ни копейки не получаю и не получил. Хоть у самого Гены спрашивайте. Так что их вряд ли можно назвать "коммерческими". Но я хотел бы выпустить несколько хороших коммерческих фильмов. А эти… Что ж, они по крайней мере кого-то заинтересуют. Ведь если покупают, значит кому-то все же не скучно? Так, Герман?
Я считаю, что как только появятся нормальные, настоящие фильмы, они будут иметь большую, подготовленную заранее аудиторию. А тогда "пиратские" постепенно пропадут сами собой.
С другой стороны - рабочая версия в чем-то и лучше. Вы же сами говорите, что любите снимать на семинарах. Все огрехи, все нестыковки видны сразу. Так, ребята на этой пленке даже не знают, что именно я буду делать - и если уж падают, так не потому, что не умеют стоять. А вот к моим движениям у вас претензии есть? Это, конечно, просто, - это же базовые техники, - но так за два дня не научишься. Ни по книжкам, ни по видео. И, кстати, я так и дерусь. И действует, что самое смешное! Причем работаю я не с новичками. Москва - это же вам не глухая деревня, где самый сильный мужик - местный кузнец. Ко мне ходят люди с поясами, которые считают себя специалистами. Так вот, у меня на сегодняшний день - почти двенадцать лет рабочей практики. И никто из людей приходивших ко мне, дилетантом меня не считает.
Кроме того - скажите, Герман: вы что, видели хоть одну мою кассету по хапкидо? Правильно, не видели. А я, кстати, их снимал. "Как напоминание о том, что нужно запомнить и повторить". Но ведь не распространяю же? А рабочие материалы я делал по "Да-цзе-шу", которое (если читать книгу, что вам наверное, тоже скучно) ВООБЩЕ НЕ СТИЛЬ, а раздел техник, присутствующий в каждой системе, считающей себя боевой. И на этой кассете -только "Хвост павлина", самый базовый набор элементов. И их по ней изучить вполне можно. Вы что, считаете что ои-цки и гедан бараи были бы лучше? И вам тогда не было бы скучно, Герман? Я могу сделать одну такую кассету специально для вас. Чтобы вы радовались, видя что-то знакомое.
И книг по хапкидо я не писал. Какие претензии, уважаемый? Однако, скажу по секрету - скоро выпущу. Теперь придется. Специально для вас и ваших единомышленников. Вот крику-то будет! Потому что ваши же ученики эти книги читать не поленятся. С этим вам волей-неволей считаться придется. А значит, и читать придется, как бы скучно вам при этом ни было.
При этом, само собой, я постараюсь чтобы это была ХОРОШАЯ книга. Именно поэтому я пишу не спеша, на что сердятся и издатели, и читатели.
Потому что у меня тоже есть ваша кассета.
Давайте поговорим и о ней.
Я ее очень внимательно просмотрел. Мне, как я указывал выше, никакие кассеты смотреть не скучно. И я тоже умею делать выводы.
Так вот - судя по вашей кассете "Клио", где наряду с вашим (неужто не вашим?) сорокапятиминутным(!) интервью есть пара минут вашего (неужто не вашего?) показательного выступления. По крайней мере, показуху-то могли уж сделать и получше. Сколько готовились? По моему, два-три дня - не больше. А до этого этих техник и в глаза не видали.
Вот что я увидел на ВАШЕМ видео.
Герман:
"Основой КОНТЭНа является хапкидо "старой школы" - хапкидо Чхве Енсоля, Су Бок Су и Чи Хван Чже, с его агрессивной манерой ведения боя,…"
-что такое "старая школа"?
Сенчуков:
Из современных систем к старой школе по методике ближе всего куксуль. В нем сохранена стержневая основа системы - Ки Бон Суль, то есть набор ключевых классических бросков, представляющих собой этакие "микроката". Все обучение базируется на этих бросках и их вариациях, все их элементы могут сочетаться друг с другом, порождая новые техники - так, например, в известной вам книге "Да-цзе-шу" приведено такое "превращение" прямого удара рукой в бросок. С помощью Ки Бон Суль можно изучить болевые точки, подводящие техники, уходы и уклоны, тактические хитрости, практически все перемещения и даже техники ног. Каждый из этих бросков может дать несколько более простых вспомогательных действий. Но самое главное - множество вариаций и разные подходы позволяют уверенно выводить противника на эти броски практически из любого положения, легко переходить с одного броска на другой и полностью контролировать боевую ситуацию. Существующие сегодня методики других федераций, по сути, дают именно множество фрагментов тех же самых Ки Бон Суль, старательно затушевывая их взаимосвязь.
Дело в том, что раз еще Чхве Енсоль признал за инструкторами право на составление собственных методик - то вот они и "отличаются" друг от друга, вертя эти приемы туда-сюда, иногда что-то выкидывая, иногда что-то добавляя, а в основном старательно дробя их на более мелкие куски. В современных методиках число приемов доходит до нескольких тысяч! Ученик так действительно, ничему научиться не может, - то есть постоянно будет зависим от учителя. А учителю даже бояться нечего - если сам он начинал по старой системе, то всегда легко сможет утереть нос любому из зазнавшихся питомцев. А в куксуль все техники (до пятого дана, насколько я знаю) явно и спокойно группируются вокруг одних и тех же базовых вещей. По-моему, это гораздо удобнее.
О куксуль - предвижу ваши возражения, Герман. Представьте себе, куксуль - это тоже хапкидо. Как и хведжонг мусуль, с которого у вас в Латвии все начиналось, не правда ли?
Хотя и сам Со Ин-хек сегодня объявляет куксуль отдельной системой, - чем же ему быть, если там все приемы хапкидо и методика преподавания та же? И если преподают его те же самые люди? До середины восьмидесятых эта система так и называлась - Куксуль хапкидо. Не случайно же президентом наиболее старой организации хапкидо "Кидохве" является Со Ин-сун, мастер куксуль? И не случайно же вице-президентом при нем его брат Со Ин-хёк, основатель куксуль?
В "Кидохве" ведь было много разных школ, объединенных общими аттестационными нормативами и методикой. Ведь не случайно же Со Ин-хёк сетовал в "Блэк белте" на слишком быстрое размножение федераций и мастеров, и заявлял, что все даны, присвоенные в обход "Кидохве", недействительны?
Кстати, проводя демонстрационный тур куксуль по США Со Ин-хёк пригласил для участия в нем нескольких мастеров хапкидо, преподававших в то время в Штатах. Ким Хи Юна, например, в том числе. Насколько мне известно, с разрешения Чи Хван Чже, вам знакомого. Те согласились, надели вместо белых кимоно черные - и с успехом проехали по всей Америке. Без никакой предварительной подготовки, заметьте!
Как вы думаете, было бы это возможно, если бы куксуль технически отличался от хапкидо? Вы же видели тэквондо в исполнении каратистов? А ведь тэквондо произошло от каратэ! Тем не менее, у него совершенно другая двигательная основа - а значит, арсенал приемов и тактика боя тоже будут другими. Не знаю, как вы, а я среди тэквондоистов всегда увижу бывшего каратюгу. Тем более что их в нашем тэквондо - большинство. Так же и с хапкидо - в исполнении тэквондоиста выглядит совершенно "не так". А куксуль - пожалуйста. Да, там кроме Ки Бон Суль введены еще и ката, изучаются стойки, подобные стойкам каратэ - но смотришь на техники смообороны, демонстрируемые Со Ин-хёком - и видишь узкую восьмистороннюю стойку, знакомые положения рук, знакомые наклон и присед - да мало ли еще.
- почему вы (Ю.Ю.) решили что в основе КОНТЭНа именно это направление хапкидо? Вы занимались у вышеперечисленных Мастеров? Или у их учеников? Или у учеников их учеников? И т.д.
Я так "решил", потому что раз уж я сам пек пирог, то знаю, что в него клал. И, раз уж вам так интересно, занимался я у ученика ученика мастера Ким Му-вона, который сам занимался у Чхве Енсоля, а после у Чи Хванчже, с которым долгое время сотрудничал. Спросите, кстати, сами у того же Чи Хванчже - помнит ли он такого?
В основе моей системы лежат все те же Ки Бон Суль, и все те же принципы "Вон-Ю-Хва". Вы же вроде как знаете, что это такое. И еще раз напомню, что Чхве Енсоль говорил, что согласен считать хапкидо любую технику, не противоречащую базовым принципам системы и эффективную в рукопашном бою. Поэтому-то я и заявляю так упорно, что КОНТЭН базируется на хапкидо, и по сути, является его продолжением. Техники хапкидо на принципах хапкидо - чем же ему быть-то? Или вы считаете, что мне позарез надо примазаться к какой-нибудь теплой компании, а я по скудости ума выбрал вашу?
А насчет мастеров - что ж вы, английский язык в Оксфорде изучали? Ведь судя по вашим вопросам, вы считаете, что дома этого сделать нельзя. И русский учитель вам для этого никак не годится. Обязательно нужен иностранец. Русские мозги думать не могут, так что ли? Или права не имеют?
Главный критерий как боевой системы, так и обучения языку - это уверенное им владение и возможность на нем объясниться.
Язык - не догма, а средство общения. Боевое искусство - в какой-то мере тоже: ведь "общаюсь" же я со своим противником? "Жестами", так сказать. И вполне доходчиво!
А уж тот, с кем я общаюсь, с удовольствием меня поправит. Это и называется разговорной практикой, без которой владение языком немыслимо. Мыслимо ли боевое искусство без боевой практики? Нет, будь у вас хоть десяток самых лучших учителей. А зачем? Вы же все равно ни с кем не собираетесь "общаться"!
Вот это и называется - настоящий "застой с информацией", - не так ли?
Пирог, который не едят, рано или поздно черствеет, Герман. Как бы вы ни старались его сохранить. Обидно быть пекарем, чьи пироги не едят - даже если при этом на них молятся. Что бы ты ни клал в тесто - какая разница, ведь все равно не заметят.
А шум вокруг "Да-цзе-шу" почему-то не утихает. И все требуют еще. Наверное, им нравится?
Может, людям надоело есть только черствые пироги?
Ваш технический уровень зависит не от дана вашего учителя, а от ВАШЕГО кругозора и ВАШЕЙ практики. "Красный пояс" может выставить вам базовые стойки, удары и броски не хуже черного. И вы прекрасно знаете, что если вы пристанете к черному поясу с таким вопросом, он тут же подзовет смышленого парня с красным, который и будет с вами возиться. Черный же будет заниматься с красными. Разве не так? На этом стоит и стояла вся система преподавания боевых искусств. Так что же мне, стыдиться моего учителя, у которого был красный пояс? Который владел четырьмя сотнями техник? Который умел их применять и научил меня тому же?
Это что, было бы "по канонам", да?
А между тем, если бы книга моя вышла под псевдонимом, например, Ли Юн Хан или Ро Ён Чжу, вы бы даже рта не раскрыли. Корейское имя прихлопнуло бы вас на месте! Особенно если бы я набрался наглости и нарисовал под ним седьмой или восьмой дан. После этого, даже если бы я там совершенную ахинею нес, вы решили бы просто, что мастер очень старый и впадает в детство. Или перевод плохой. Тем более, что по хапкидо действительно очень мало толковых книг.
То есть, вы считаете, что если человек не следует постоянно чьим-то раз и навсегда данным инструкциям, то он не следует традиции? Так нет же таких инструкций! Это же вам не японское джиу-джитсу или китайские цюань-фа, где действительно до сих пор можно найти какие-то старинные клановые школы. Традиции хапкидо, если бы она была, не исполнилось бы сейчас и пятидесяти лет! Сам термин хапкидо вошел в обращение только к началу шестидесятых годов! Причем практически каждый из специалистов, использующих это название, считал первым своим долгом дать совершенно другую методику. Вот они, их книги, передо мной. Может быть, я первый решил их сравнить? А может их и читать нельзя?
А может, у вас такая книжка только одна? И вы на нее молитесь, а не читаете?
Пора учиться читать! Ведь спор идет не о религиозных догматах. На татами все вполне проверяемо и доказуемо.
Есть ли у вас какие-то претензии к моей технике? Вы можете указать, что не сработает? С какими положениями вы не согласны? Где вы видите возможность контратаки, или где мой захват недостаточно надежен? В чем мои техники противоречат принципам хапкидо?
Наконец, что ВЫ могли бы сделать лучше?
Этих тем в своих вопросах вы не касались ни разу. Наверное, техническая сторона дела вас интересует меньше всего.
Вернуться к"Содержанию"