КОНТЭН техника реального боя
 
КОНТЭН :: Статьи / На ЧЕМ СТОИМ, то есть О ПОЗИЦИЯХ И ТРАДИЦИЯХ
 
 
Внимание - с 2005 года сайт переехал на адрес conten.ru, а форум, соответственно на conten.ru/forum/

Ссылки тоже изменились - вот некоторые:
расписание занятий по КОНТЭН в разных городах,
семинары по КОНТЭН,
статьи по боевым искусствам,
вопросы от читателей по рукопашному бою, выбору стиля, тренировкам...,
видеоролики боев, уличных драк, тренировок,
мастерская - обмен боевым опытом,
магазин спортивных товаров и книг, а также много другого, не менее важного.

Меняйте закладки в своих браузерах и... добро пожаловать!

О ПОЗИЦИЯХ И ТРАДИЦИЯХ

Ю. Ю. Сенчуков

 

Введение (материалы форума)

>1606. Практик: убирание паха

>С каких это пор защищают пах убирая его назад?
>А что тогда вы подаете вперед? Голову? :-)
>Не ну серьезно, вы хоть раз работали в жестком спарринге?
>И здесь дело даже не в том, кто что куда убирает. А в том, что в данном положении вообще не возможно работать.
>Видел я эту стойку. Ребята это не смешно.
>Да любой каратист, боксер вам это скажет.
>Сходите в кекушин, сходите в бокс, сходите еще туда, где жестко работают.
>Вон приехал Кочергин и все встало на свои места. И жопа на место встала, и все остальное.
>Только вот вопрос, надолго?
>И еще, любого тренера легко проверить.
>1. методист - где бойцы?
>2. сам боец - (вопрос отпадает в силу многочисленных травм)

>1606. Теоретик: re: убирание паха
>С Практиком согласен полностью!!!
>По поводу убранного паха почитайте воспоминания учеников Оямы в журнале "Додзё". Например Рояма Хацуо рассказывал:
>"... в пах били так, что от пениса одна кожица оставалась, а яйца разлетались как осколки гранат".
>И что делаю японцы? Наверно убирают пах назад? Хрена там!
>"Поэтому мы никогда не становились в стойку НИО - Буддийского стража врат, расставив ноги в стороны, и всегда сжимали бедра в стойке нэкоаси-дати, чтобы защитить пах"
>Может быть они идиоты? Сомнительно...



ЮЮ:

ЧЕСТЬ И СЛАВА ГЕРОЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ЯИЦ! БАНЗАЙ!!!

А почему вы сомневаетесь?

Ответ "практику", что подавать вперед:

1) какой же вы практик, если не можете убрать пах назад, НЕ ПОДАВАЯ вперед голову? Если для вас все же обязательно что-нибудь ПОДАТЬ противнику, выберите то, что вам меньше всего нужно. Я так понял, что это пах. И, стало быть, вы предлагаете подавать его. Ну-ну.

2) Любого тренера легко проверить? Приходите и проверяйте. Тогда у вас точно все встанет на место. Кстати, вы сами у меня были? Те каратисты и боксеры, которые у меня БЫЛИ, свое мнение изменили.

3) Сколько вы знаете бойцов у Кадочникова? У Уэсибы? У Чи Хван Чже? У Джуна Ри? Ип Мэна? А у Кочергина, кстати, вы хоть кого-то знаете? Откуда вы взяли, что у меня нет бойцов? Что у меня их не было? И что это ТОЧНО значит, что и не будет? А знаете ли вы, кстати, как зовут тренера Тайсона? И сколько этих тренеров у него было? И кого считать бойцом - и ЧЬИМ бойцом кого считать?

Это я к тому, что вы вполне можете подавать вперед и голову - заодно с пахом.

4) Вы не задумывались, откуда у меня травмы?

5) Смените "ник".


ЮЮ: to Captain Jack - и ко многим другим, кто думает так же:
Эта статья очень длинная. Чтобы те, кто не умеет читать, за нее не брались.


НА ЧЕМ СТОИМ, то есть, О ПОЗИЦИЯХ И О ТРАДИЦИЯХ


А попутно еще раз о "желтом дьяволе".

Из ваших рассуждений и обсуждений моей и так называемой "классической" стоек, я так понял, что люди вы (по крайней мере, Captain Jack) достаточно умные, но просто не можете оторваться от привычных представлений, когда-то и где-то внушенных вам. Я говорю "внушенных", потому, что они принимаются вами совершенно не критически и безо всяких доказательств. Можно сказать даже больше: вы отказываетесь видеть в них что-либо плохое так же безапелляционно, как и видеть что-то хорошее в непривычном. Согласитесь, это далеко от трезвого объективного рассмотрения всех "за" и "против", и гораздо больше соответствует понятию внушения.

В этом случае вы оцениваете описания, которые вам дает собеседник, исходя именно из того, как ВЫ СЕБЕ ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ. Как вам ВЫГОДНО это представить, - то есть, утрируете и перевираете где и что только можно, цепляясь за малейшие зацепки. И держитесь за эти представления изо всех сил, поскольку, если вы позволите себе усомниться в их истинности, под угрозой окажется вся стройная картина вашего "мироздания", к которой вы так привыкли. Потому, что в этом случае вы можете лишиться привычных критериев оценки истины, и вам придется искать их самим.

Я же, со своей стороны, вижу, что вы представляете совершенно не то - хотя бы потому, что изучил этот лелеемый вами "миф БИ" досконально и долгое время САМ работал на него, как вы сейчас. Я имею смелость заявлять подобное, поскольку из двадцати трех лет своей практики БИ стоял и двигался в классических стойках как минимум девять лет. И всю базу ставил именно по классике. Я обычно не упоминаю этого, так как это было давно, но у меня были 1 даны по двум федерациям тэквондо, - не считая тех БИ, которыми я занимался кроме того. Так что я прекрасно знаю те представления, на которые вы можете опираться. А вот вы о моей "неправильной" технике почти ничего не знаете.

Вы не видели ту технику, которую я предпочел т.н. "классической", и в которой я успешно работаю уже 14 лет. Вы можете судить только по рассказам в сети, которые в большинстве своем тоже написаны людьми, которые ее не видели и не знают. Как правило, обсуждая и осуждая ее вы совершенно неправильно трактуете целый ряд базовых моментов. А именно:

1) В "стойке" нельзя стоять. В ней постоянно перемещаются;

2) Характерное наклонное положение корпуса принимается именно в момент выпада, чтобы вложить силу в удар;

3) Такой способ вложения силы для КОНТЭН необходим, поскольку я не считаю правильным использовать реверс рук, как большинство "классических стилей". Потому что при исполнении захватов и бросков реверс приводит к тактическому проигрышу;

4) У нас другой способ сброса силы (кимэ), другая подача ноги или руки в удар, другие принципы построения защиты и атаки, для которых данная стойка является наиболее выгодной. Это, кстати и является основной проблемой: пришедшие с другой базой люди очень трудно переучиваются, и у них сплошь и рядом прорываются старые привычные навыки, что не всегда выгодно для них же. Эта проблема известна всем и свойственна не только КОНТЭН.

5) Рассуждать о контэновской стойке, не учитывая все эти особенности, будет неправильным, так как неправильные данные дадут неверный результат. А подгонка данных не поможет вам ничего узнать.

Да иногда кажется, что вы просто не хотите ничего знать. Потому что если бы вы изучали эту стойку хотя бы с десятой долей того фанатизма, с которым вы убеждаете других этого НЕ ДЕЛАТЬ, вы бы давно поняли хотя бы способ ее использования и исполнения. Даже занимаясь самостоятельно. Это нетрудно - при правильном образе мыслей. Физически ее исполнить не труднее, чем вашу. Но если человек всеми силами сопротивляется и убеждает себя этого не делать…

А если ему еще "помогает" толпа авторитетных советчиков?

На чем же основаны ваши суждения?

Те ученики, которые у меня есть сейчас, стойкой еще не владеют. Те же, кто понял ее смысл, никогда больше не работают по классике, потому что в моей стойке получают неоспоримые преимущества. Но, получая от них удары, никто почему-то не замечает, как они стоят. А почему?

Неоднократно мне приводят один и тот же пример, как моего ученика вынесли на соревнованиях двумя ударами в голову. Одного. Больше примеров не было. Ну а как при этом стоял тот, кто его вынес, кто-нибудь заметил? Соревнования проводились у Д. Медведева, и моего парня срубил его ученик. К Медведеву у меня есть вполне ясно определенное личное отношение, но официальных претензий, после того, как он сменил название с "хапкидо-КОНТЭН" на ИБС, больше нет. Но я прекрасно знаю, как он учит и чему он может научить. Так вот, спросите у Медведева, сменит ли он ту стойку, в которой он сегодня работает, на ту, с которой он когда-то пришел учиться ко мне?

Почему больше нет примеров, подобных описанному выше? Потому что я не посылаю своих ребят на соревнования. Я не считаю их достаточно обученными. Тогдашний поход они предприняли практически самовольно - неделю давили на меня, упрашивали. Ну, если так хочется - то идите. Воля ваша. При этом реальные шансы победить были из десятка у одного - вообще-то, их вроде было меньше десятка. Из этой охочей до соревнований команды больше половины вообще были из нового набора, пришли за полгода до этого. Только двое занимались достаточно давно - но и из этих двоих "стариков" опыт реальных драк имел только один.

Один, самый "старый", занимается уже одиннадцатый год. И, кстати, до сих пор в стойке не стоит. И приемы толком выполнять не может. Ну нет у человека нужного таланта, хотя и дело ему нравится и школе верен. Бывает и такое - так же, как отсутствие музыкального слуха, чувства ритма или способности различать цвета. Ну а кто вам сказал, что талант к БИ есть у всех? Откуда вы это взяли? Зато всегда поддержит, всегда поможет….

Хотя этот его поход помощью назвать, конечно же, трудно. Его мне не раз еще вспомнят…

Зато второй, Вадим Поздняков, к моменту этого боя занимался в нашей группе два года. Кстати, все свои бои выиграл. Но на сайте у Медведева этого не показали. "Почему-то". Хотя Вадим работал именно по нашей технике. И стоял в той самой стойке. Но я - опять же "почему-то" уверен, что если бы вы эти бои увидели, то просто забыли бы о них упомянуть. Или попросту деликатно обошли бы вопрос стойки. Или еще чего-нибудь не то нашли. Люди ведь так несовершенны - всегда есть к чему придраться. Уж мне ли этого не знать….

Между тем ваши представления о классике далеко не полны. Не только множество стилей борьбы, но и бокс, сериндзи-кэмпо, синъи-цюань, пенчак-силат, даже каратэ Уэти-рю, - стили, всеми признанные, как классические и вполне эффективные, - также применяют в бою наклонную стойку. То есть, базовая стойка многих "классических" стилей вовсе не соответствует тому понятию о классике, которое сложилось в каратэ Сетокан и которое сейчас навязывается всем как некая аксиома - взять хоть наш с вами спор, хоть методики большинства федераций. Это более чем удивительно, поскольку неоднократные встречи представителей классического каратэ с бойцами других направлений наглядно показали достаточно низкий КПД такого способа перемещений. Более того, каждый может вполне наглядно убедиться, что даже сами каратисты в бою не стоят и не двигаются так, как это изучается ими в качестве базы.

Навязанный обществу миф БИ только кажется единым и незыблемым - при мало-мальски пристальном рассмотрении оказывается, что он совершенно нелогичен, ненаучен, и, словно мозаика, состоит из разрозненных слоев и кусков, зачастую противоречащих друг другу - в основном из рекламных заявлений разных стилей и федераций. Фактически, вся эта громада держится на одном-единственном убеждении: раз есть федерация, и за "это" уже отдали деньги много людей, значит, это не может быть неправдой. Потому что у федераций есть "методики" и они основываются на "научных фактах". Какие это "методики" и на каких "фактах" они основаны, вы почему-то не задумываетесь - вам достаточно, что они просто где-то "есть". При том, что среди всей уважаемой компании моих критиков НЕТ ни одного человека, который изучил бы хоть одну такую методику ЦЕЛИКОМ, - или в сравнении с другими. Это неудивительно: для большинства современных инструкторов БИ являются не профессией, а хобби, - и именно поэтому они, как правило, не знают всех тонкостей преподавания, - а главное техники и тактики изучаемых ими стилей. Вместо этого им приходится полагаться на авторитет вышестоящих мастеров и учить по принципу "надо так". При этом они почти ничего не знают об ИСТОРИИ и ПОЛИТИКЕ своих стилей, полагаясь всецело (почему-то) на рекламные статьи. То, что подавляющее большинство этих восторженных олусов написано не специалистами БИ, а какими-то неизвестными или малоизвестными журналистами, не имеющими понятия о БИ, не знающими даже терминологии, - со всеми признаками заказной рекламы, - никому почему-то в голову не приходит. Примечательно то, что немногие статьи, призывающие к критическому восприятию информации, даже написанные экспертами БИ (Обата, Дрэгер, Бишоп), почему-то проходят практически незамеченными.

Вы предпочитаете верить добрым дядям из федераций, не думая о том, что они являются самой что ни на есть заинтересованной стороной - заинтересованной в глянцевом облике своего стиля, в святости и непорочности его основателей, поскольку ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ широкое распространение данного стиля можно будет по-прежнему относить к его "действенности" и "научности". Вы предпочитаете верить - потому что не любите думать.

От такой веры, действительно, может стать спокойнее на душе - особенно если закрыть глаза и не обращать внимания на то, что происходит в действительности. А действительность многогранна - и заставляет задуматься…

Скажите, помогает ли классическая стойка тем, кого вырубали и вырубают на всех татами и рингах мира? И, кстати - кто в ней стоит на татами?

Боксеров не вырубают? Наверно, у них тоже стойка подкачала. Не совпадает с "классической". А кто вырубает-то - неужто каратисты? Нет, такие же боксеры и вырубают. С такой же неправильной стойкой. Что, надо полагать, только доказывает вашу правоту - право же, если даже из НЕПРАВИЛЬНОЙ стойки тебя вырубить можно, значит, ты еще хуже стоишь…. Ну а что обычно бывает когда против боксера, занимавшегося три года, становится каратист-трехлетка? Сильно помогает каратисту его кокуцу? Или если тебя "неправильно" вырубили, это не считается?

Скажите - у знаменитого боксера-профессионала Гатти есть ВООБЩЕ хоть какая-то определенная стойка? И совпадает ли она с классической? И обращает ли он хоть какое-то внимание на то, что ему ПОСТОЯННО попадают в голову? А если бы он стоял в кокуцу или дзенкуцу-дати - ему наверное, НИКОГДА бы в голову не попали, да?

Вся уверенность в том, что "каратэ лучше бокса" базируется на нескольких невероятно раздутых рекламных боях, проведенных Оямой и еще парой человек. Попутно с крокодилами, быками и прочими шоу. Реклама, конечно, дело нужное, однако стоит ли обещать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ возможности одного человека, как ЗАКОНОМЕРНЫЙ результат для всех? Назовете ли вы такую рекламу честной? Бокс в такой рекламе не нуждается, но если сравнить возможности рядового боксера с рядовым каратистом, то…

Скажите, разве каратистов не вырубают? Может, потому, что в бою они отходят от классики? Тогда почему бы вам не попробовать в бою ходить "классическим" полулунным шагом?

А айкидок?

Скажите - стойка айкидо Йосинкан, с поданным вперед ВСЕМ ТЕЛОМ и грациозно отставленной назад ножкой является классической? Для кого и для чего? мне, например, кажется что для кэндо она гораздо лучше бы подошла. А для рукопашки…. В ней, стало быть, вас никак нельзя ударить? И вперед выдернуть нельзя?

И что, разве не кажется она "подарком" любому борцу или боксеру? Мне, например, кажется. Как и "классическая" стойка каратэ линии Итосу(Сетокан), против которой, собственно, и предназначена моя.

А вы видели стойки, которые использует ДЛЯ БОЯ пенчак-силат?

А если стойку НИКОГДА не приходится использовать - зачем тогда ее изучать?

Потому что настоящие практики знают, что людей, в которых нельзя попасть, не бывает. Как бы они ни стояли. Так что нужно думать не о том, чтобы в тебя "не попали", а о том, чтобы попасть в противника раньше, после чего он уже НЕ СМОЖЕТ попасть в тебя. Что мы наблюдаем постоянно - хоть в боксе, хоть в каратэ, хоть на этой самой видеозаписи. И это, кстати, уже закономерность, ни к какому стилю не относящаяся. Потому что на тех же соревнованиях борцы раз за разом умудряются прорваться вплотную, так и не получив ни одного сильного удара по голове, которых вы так пугаетесь. Потому что наклонный корпус обеспечивает им внезапный резкий старт - а в условиях перехвата инициативы противник просто не успевает нанести прицельный - и, самое главное, сконцентрированный удар.

Человек ПРОИГРАЛ ИНИЦИАТИВУ - скажите, имеет ли после этого значение, как он стоял?

Так и хочется сказать, по-простому, доходчиво:

"СЛЫШЬ, ЛОХ! НЕ СТОЙКА ВИНОВАТА, ЧТО ТЫ ПО МОРДЕ ПОЛУЧАЕШЬ. СТОЙКУ ЕЩЕ НАДО УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ".

И - успеть использовать.

Конечно же, это не относится к настоящим мастерам и опытным практикам, которые сейчас это читают. Нет, - ни в коем случае! Это писано именно для НЕГО. Для того самого Вечного Лоха С Открытым Ртом, который шляется из зала в зал, словно призрак коммунизма.

Конечно же, это никак не можете быть вы.

Это просто так, - чтобы всем понятно было, даже самым маленьким.

Видеозаписи ОДНОГО проигранного боя своего парня я могу противопоставить ДЕСЯТКИ кассет, называющихся "100 лучших нокаутов в …" - название подставьте сами. Вам эти кассеты прекрасно знакомы, они продаются на каждом углу. Это будет считаться доказательством? И нельзя ли на основе этих кассет сделать вывод, что тех, кто профессионально занимается любым видом боевого искусства, особенно боксом, и даже имеет чемпионские титулы, постоянно избивают, сносят с ног и вообще вырубают. А может, это благодаря "правильной" стойке их постоянно бьют? Так что лучше просто не заниматься БИ - и вас будут бить гораздо меньше. Это же, кстати, будет вполне "правильный" вывод!

Действительно: - вон в айкидо вообще нокаутов нет. Наверное, потому, что они так правильно стоят? А в теннисе, кстати, их вероятность даже по сравнению с айкидо падает в сотни раз! Ах да, теннисисты ведь стоят неправильно, я забыл…. А жаль, - ведь почти как я стоят. Надо полагать, им так УДОБНО, потому что в этой стойке можно быстрее менять направление движения и реагировать на действия противника. То есть, перехватывать инициативу. Хоть в настольном, хоть в большом, что примечательно.

Может, вы попробуете предложить им свою классическую стойку?

В пользу своей стойки я могу привести как минимум десять доводов:

1) в ней легче совершать уклоны (это к вопросу о защите головы), чем в классической стойке БИ;

2) В ней легче скоординировать действия рук и ног;

3) в ней легче и быстрее маневрировать;

4) в ней легче удерживать равновесие;

5) в ней, благодаря собранному положению тела, не возникает лишних инерций;

6) благодаря всему вышеперечисленному в ней в 1,5-2 раза возрастает скорость реакции Заметьте - безо всякой психоподготовки - просто за счет координации, маневренности и отсутствия паразитных инерций. Ах да, эти качества же надо еще наработать…. А в классике, стало быть, не надо?

Идем дальше:

7) в ней легче работать прыжковые удары и развороты, причем они получаются быстрее. И, кстати, становятся вполне применимыми в бою;

8) в ней легче совершить неожиданную атаку;

9) в ней любой удар получается сильнее;

10) в ней МОЖНО выполнять броски, - кстати, в отличие от классической, чей потенциал в этом случае сильно ограничен. ;

11) в ней труднее предугадать мои движения;

12) Ударные части собраны плотнее, что позволяет легче прорывать оборону.

13) По этой же причине легче выполнять захваты рук, пальцев, одежды - как классические, которые я ЗНАЮ и прекрасно умею делать, так и "неклассические", фирменные, которых вы не знаете - а стало быть…;

14) По этой же причине легче защищаться - как от захватов, так и от ударов;

15) она едина и универсальна как для боя с оружием и без оружия, так и для метания или стрельбы из огнестрельного оружия, которые в КОНТЭНе, как стиле современном, также входят в программу;

16) …

Кажется, я увлекся. Получилось больше десяти доводов. Впрочем, если мало, я могу продолжать. Причем вовсе не для тенниса, как вы, надеюсь, заметили. Конечно же, для для этого всего нужно научиться сперва выполнять эту стойку.

Приведите хоть один в пользу классики. Хотя бы для БИ! Или постреляйте из пистолета, стоя в дзенкуцу, как это предлагают некоторые "корифеи". Ну или мечом помахайте, если пистолета в руках не держали. Нож метните.

В пользу этих доводов, кстати, я могу привести подробное биомеханическое обоснование, чему вообще-то будет посвящена целая книга. Она будет называться "КОНТЭН: построение боевой системы", и с работой над нею я надеюсь окончательно разделаться в этом году. Надеюсь, что она сможет несколько умилостивить тех, кто постоянно дорывается до меня с грозным вопросом: "Где Да-цзе-шу-2"?

Биомеханикой я занимаюсь очень серьезно с тех самых пор, как в 1993 году прошел курсы инструкторов в Институте физкультуры, где ее нам преподавал прекрасный специалист, профессор Коренберг. С тех пор я все свои изыскания провожу именно с позиций биомеханики.

По которой, кстати, до сих пор нет УЧЕБНИКОВ. Есть работы Н.А. Бернштейна, и работы тех, кто спорит с ним (их жалко) или опирается на него (их больше). Как у нас, так и за рубежом. Потому что Бернштейн в биомеханике приблизительно равен Ньютону в физике. И до сих пор его никто не переплюнул. Так вот - обычно в качестве учебника в наших ВУЗах используется книга Н.А.Бернштейна "О ловкости и ее развитии".. Ну и еще несколько статей, в которых более подробно и более "научно" излагается то, что вы можете в более упрощенной форме прочесть в книге "О ловкости и ее развитии". Потому-то эту книгу чаще всего вместо учебника и используют. Если же вам необходимо что-то более доходчивое, то у него еще есть курс лекций "Биомеханика для инструктора"(1925), предназначавшийся для инструкторов производственного обучения и вышедший, кстати, недавно (1997) в сборнике избранных трудов Бернштейна "Биомеханика и физиология движения".

Кроме того, интерес для рукопашника представляет еще и малоизвестная работа доктора ФМ-наук Ф.К. Агашина, - кстати говоря, мастера спорта по большому теннису, - которая называется "Биомеханика ударного движения" (Москва, 1977). Того самого Агашина, который за десять контрольных занятий ставил новичкам-боксерам нокаутирующий удар. Который за те же десять контрольных занятий увеличивал высоту выпрыгивания у мастеров спорта по волейболу на 15-20 см! Который "классики" не знал, - и, исходя из этого, ставил своих подопытных "неправильно" - но зато ввел понятие "Биомеханической основы человеческого организма" - и по всем его выкладкам, - математическим! - она оказалась аккурат в районе нижнего даньтяня. И - странное дело! - наиболее эффективно "включалась" именно в "неправильном" положении. В том самом, которое вам так не нравится.

Но, само собой, для того, чтобы узнать об этом, нужно продраться через целый лес формул высшей математики, которая вряд ли знакома полномочным "данникам" крутых федераций. Потому что им даже статьи читать лень, если они слишком длинные. Им бы что-нибудь попроще, об "энергии ци" там, или чайной церемонии…. Или о том, как "патриарх, улыбаясь, похлопал меня по плечу…"

Знамо дело, улыбался. И понятно почему….

А настоящим ученым вроде Агашина просто некогда ручкаться с пустозвонами. В чем я их вполне поддерживаю.

Это я к вопросу о ЛЮБОМ учебнике биомеханики. Том самом, который вроде бы "где-то видел" всем известный и весьма дановитый ....

Где? Ответ сами знаете…

Кстати, на этих самых, упоминавшихся выше курсах я получил свидетельство инструктора с правом преподавать хапкидо. Так что я имею право преподавать ИМЕННО хапкидо, о чем у меня есть столь уважаемая многими БУМАЖКА.

Бумажка, конечно, выглядит так себе, на ней нет ни иероглифов, ни позолоты, - но она, НАША родная, то есть, ЗАКОННАЯ, и выдал ее Московский областной институт физкультуры - а не какие-то там никому не ведомые забугорные господа, которых никто в глаза не видел. Чьи расфуфыренные дипломы, если уж так формально рассуждать, У НАС ДОКУМЕНТАМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ, - в отличие от моей неказистой бумажки. И чьи познания в биомеханике сплошь и рядом равны нулю - несмотря на все их даны. Жить за границей - еще не значит быть умным,- вы не забыли? Иметь дан по каратэ или хапкидо - еще не значит знать биомеханику. Это замена вовсе не равноценная.

Да-да, именно так, - с точки зрения БИОМЕХАНИКИ стойки, "классические" для многих из вас, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ для того вида деятельности, которыми в них предлагают заниматься многие весьма уважаемые вами мастера. Пример - упомянутая выше есинкановская стойка, в действительности более пригодная для кэндо. В которой, кстати, будет достаточно уверенно и привычно чувствовать себя опытный боец на мечах, - и в которой, скорее всего, будет жутко мучиться тот, что с самого начала занимался "современным классическим" айкидо. И НА САМОМ ДЕЛЕ так стоять не будет никогда, - хотя позировать для фотографий будет вполне "классически".

А бывает, что они и вообще неэффективны. Как, к примеру, "классическая" дзенкуцу-дати Сетокан. Или всем известная эффектная "стойка журавля" на одной ноге. Это, кстати, вообще не стойка. Это бросок - то есть, один из его моментов. Стойкой его посчитали люди, которые видели его только как элемент в ката, одну позицию из многих. Ну вот, скажете: опять Сенчукову повсюду броски мерещатся….

А хотите - покажу? И бросок это, кстати, вполне рабочий и эффективный - в отличие от "сделанной" из него стойки, которую никто никогда в здравом уме использовать не будет. Хотя старательно учат - и перетаскивают из ката в ката. Как "стойку".

Потому, кстати, что эти "стойки" были ИМЕННО ТАК "придуманы" лет сто назад НЕГРАМОТНЫМИ людьми, которые хоть и были патриархами, но ДЕЛАЛИ ТОЛЬКО КАТА, потому что ТАКАЯ ТОГДА БЫЛА ТРАДИЦИЯ - при этом "академиев не кончали" и ни о какой биомеханике понятия вообще не имели.

Кто поумнее, с этими "традициями" еще тогда боролись, как могли. Разве вам неизвестны имена этих мастеров? Почему у вас в "одной корзине" оказались совершено разные люди? Еще тогда, в начале ХХ века БИ делились на практиков, боровшихся за сохранение их реального смысла, и "хранителей", которые от этого смысла всеми силами пытались отделаться. Всегда были люди, которые хотели научиться реальным навыкам и люди, желавшие прежде всего поясов и данов. То есть, в БИ существует не одна традиция, а ДВЕ!

Одна выступает за сохранение смысла, - и для этого призывает к практическим занятиям, обмену опытом, научным исследованиям.

Другая - за сохранение "формы" - тупое заучивание, изоляцию друг от друга, замену и подмену понятий, превращение в гимнастику, времяпровождение. Почему? - да потому что в этом случае единственным критерием оценки остается субъективное восприятие зрителя. Красиво -некрасиво. Нравится - не нравится. Если же критерием является эффективность в бою - возможны неприятные казусы. Но без боя не обойтись, не примазаться. Тут и возникают "соревнования", формализованные таким образом, что РЕАЛЬНЫЕ боевые действия оказываются запрещены, а боевая тактика неприменима. И мне ли вам напоминать о постоянных судейских подтасовках, которыми БИ далеко превосходят все прочие виды спорта?

Да, вторых больше. Их всегда было больше, потому что она опирается на лохов. У этой "традиции" куча денег, потому что главным источником денег, как бы то ни было, всегда являлись лохи. У них реклама, у них залы, у них все - кроме истинного смысла боевого искусства.

Чтобы существовали БИ - нужны мастера. Однако их сегодня повсеместно вытесняют лохи с данами. Успешно вытесняют - но смогут ли заменить?

Без первой, практической традиции БИ не смогут существовать, поскольку тогда количество профессионалов, владеющих действительным смыслом изучаемых действий, будет резко сокращаться, а сами методики, превращаясь в ширпотреб, - упрощаться и деградировать. Вы же это видите сами! Без первой не сможет существовать и вторая, формальная, поскольку лишится рекламного образа, лишится профессиональных кадров, быстро потеряет престиж и авторитет.

Кто будет уважать даны, если их можно будет получать после пары семинаров? Если все будут знать, что черный пояс не опаснее теннисиста?

"Хранители", конечно всегда найдут себе клиентуру, поскольку люди хотят быть сильными. Хотят, - но желательно не напрягаясь. Они предъявляют практиков в виде "образца" СВОЕЙ МЕТОДИКИ, хотя те учились совершенно иначе. Они подменяют изучение принципов заучиванием шпаргалок, что вовсе не одно и то же. Сегодня ученик БИ знает множество действий, но практически не имеет ни времени, ни возможности отработать их до реального боевого уровня.

Итог - отсутствие инициативы, шаблонность мышления, неспособность к развитию, - то есть, неграмотность.

И современные "хранители традиций", несмотря на внешнюю эрудированность и дипломы разных вузов, продолжают под видом этих традиций эту неграмотность насаждать. Потому, наверное, что в институте современным людям тоже более привычно получать дипломы, нежели учиться. А слишком многим из сегодняшних "хранителей" это вообще было незачем, потому что с самого рождения им была обеспечена обильная кормушка "продолжателя традиции", которую в поте лица создал их папа или дедушка. А дедушкам, как тут недавно заметили, свойственно выживать из ума. Особенно если их всю жизнь били по голове. За неправильную стойку, в частности. И за невежество в биомеханике, незнание законов которой вовсе не освобождает от ответственности.

Изо всех патриархов в своей работе биомеханику использовал только Кано, постоянно консультировавшийся с европейскими врачами. Ее пытался использовать Чой Хон Хи. Пытается сегодня Кадочников, только как-то странно - слишком уж он ее упрощает и сплошь и рядом сбивается на обычную механику, из любимого своего учебника для шестого класса. Это, конечно, далеко не одно и то же (см. хоть Бернштейна, хоть Агашина), но человек старается, и очень многое все-таки нашел. САМ. И у него БЛАГОДАРЯ ЭТОЙ РАБОТЕ есть, чему поучиться. Именно поэтому и только поэтому - потому что он сам себе патриарх. Не было у него других дедушек.

Но остальные, как бы дико это ни звучало, до сих пор учат по принципу "Мне дедушка показывал". Или, как у вас сегодня более модно, "Мне Рабинович напел". Потому что нас учат не японские и корейские дедушки, которые хоть традицию могли бы изложить в полном объеме, а предприимчивые сами знаете кто, вовремя съездившие на месяц-другой на поклон к дедушкиным внукам. Привыкшим собирать деньги за простой факт наличия дана, - а для этого нужна совершенно другая "механика". Так что из современных инструкторов дедушек тех видал, дай бог, только каждый десятый - да и то, поди, в гробу, - а уж работало с ними и того меньше…. И, кстати, - многие ли из этих инструкторов удосужились не только открыть пресловутый учебник по биомеханике, но и прочитать хоть пару страниц? А ведь давно пора.

Так что все претензии, буде появятся, - на деревню, дедушке. Дедушки, конечно, разные бывают, как и традиции. Наряду с Сетоканом есть Уэти-рю. Наряду с Итосу был Хигаонна. Наряду с Такэдой был Уэсиба. И был Чхве Йонсоль - где-то там, с тряпкой под ногами путался.

Именно поэтому ОБЯЗАТЕЛЬНО надо разобраться, кто есть кто, что есть что, откуда и зачем. И почем.

И сдается мне, что последний вопрос давно уже является главным. Именно поэтому настоящая история развития БИ все время корректируется и лакируется, именно поэтому в них нет никакой критики. Потому что у слишком многих всеми признанных патриархов НЕТ И НЕ БЫЛО никакой такой "методики", о которых вы с таки серьезным видом судачите.

Уэти Камбун со своими несколькими учениками вел занятия за закрытыми ставнями шесть лет, и в течение этого времени запрещал им даже упоминать о том, что они занимаются каратэ. Только через шесть лет, закончив подготовку, объявил о своей школе. Про этого человека трудно сказать, что у него не было методики. Наверняка знал, что делал. И глядя на него, в это веришь. Особенно глядя на стойку.

А остальные? Почитайте их жизнеописания!

Мабуни возьмите, к примеру, который, может, и был сильный боец (с боксерами, однако связываться не хотел), - но никак не методист. Он просто свалил в свое Сито-рю все, что когда-либо изучал. Как в мешок. Мол, сами разберетесь, кому что надо.

Так что ж не разбираетесь? Так и учите все подряд? Ну и кто из вас, изучающих Сито-рю, знает все его 48 ката? И есть ли в их расположении какая-то закономерная последовательность? Ах, - все знать необязательно? И какие ж тогда обязательно? И что это за методика, в которой половина элементов - то есть, практически все ката линии Хигаонна! - являются необязательными? Их "больше всего" и не учат, потому что основной для Сито-рю все-таки является динамика направления Итосу. Так ведь и ката Итосу учат не все! В подавляющем большинстве каратисты знают только Пинаны и Тэкки. Или Найханти, или как еще там у вас, умников, то же самое называется. Так что ж вы тогда сидите на этих "ненужных ката", как собака в кузне? Или без них книжки будут не такими толстыми? А как же тогда любимые вами рассказы о мастерах, которые из всех ката знали только Тэкки, а из всех ударов только цки? Им же это мастерами быть не мешало? А вам почему мешает?

Может, хватит играть в жмурки?

Не верите мне - почитайте Горбылева в его журнале "Додзе". Ведь он, в отличие от меня, которому более интересна техника, занимается ИМЕННО переводом источников! Собирает исторические факты! Почитайте внимательно о том же Ояме и его "методике" - и подумайте, была ли у него методика. Ведь вы прекрасно знаете эту методику, и называется она "с бору по сосенке" - причем собирали не только техники, но и бойцов!

Опять, опять и снова - попросту ПЕРЕМАНИВАЛИ ИЗ ДРУГИХ ШКОЛ - причем уже готовых, с данами!

Это, согласен, неплохая, уже знакомая и вполне действенная методика быстрой раскрутки, и, как следствие, легкого привлечения денег - но является ли это методикой обучения? Вы этому хотите учиться у Оямы? И похож ли ВООБЩЕ современный Кекусин на то, как дрался Ояма? Есть ли у Кекусинкай СОБСТВЕННАЯ база - а не просто надерганный отовсюду (в основном, конечно, из Годзю-рю) ширпотреб? Ведь Ояма, кстати, ВООБЩЕ ни к какой традиции не принадлежит, - вы об этом не думали?

А Оцука? Если он сам свое искусство отказывался называть каратэ - чему же все-таки учитесь вы, каратисты Вадо-рю? И куда же делось у ваших сэнсэев дзю-дзюцу Оцуки? Много ли бросков они знают? И преподают ли их?

Бойцы у вас есть? Ну и сколько их - по отношению ко всему количеству занимающихся? Даст ли ваша федерация вам такую статистику?

А кто же их знает, этих бойцов, кроме вас самих? И уверены ли вы, что первые парни на вашей деревне не окажутся сопляками в чужой?

Характерной чертой, заметной во всех преданиях об известных каратистах Японии, является то, что они почему-то боялись связываться с боксерами. И с тай-боксерами - ведь вся Япония была в ужасе, когда Ояма все-таки решил послать своих бойцов на те соревнования….

Чем они кончились, вы помните? Читайте "Додзе"!

Ко всем обращаюсь!

Где же, где она, черт побери - и в чем, в конце концов, состоит эта ваша ТРАДИЦИЯ? В отказе от умения думать? В болтовне? В торговле воздухом? Фикцией? Пустыми названиями, старательно лишенными смысла? Черными тряпочками? Данами, дающими наконец-то право узнать, что патриарх ни черта не знает? И потом важно молчать об этом…

А ведь жизнь проходит. ВАША жизнь.

Вы даже не замечаете, что ваши критерии более чем примитивны. что они СОВЕРШЕННО НЕНАУЧНЫ. Что эти критерии - не что иное, как ДИЛЕТАНТСТВО. Вы судите только по наклеенным ярлыкам и повязанным ленточкам. Не вами наклеенными и не вами повязанными, заметьте.

Вы не привыкли думать - и даже не знаете, как это делается.

Что будет, если дать неандертальцу пистолет? Он ухватит его за дуло и проломит вам голову, - а потом выкинет и скажет: "Неудобная дубина". И снова возьмет "классическую", с рукояткой, отполированной лапами предков…. Вот она, ваша традиция? Не узнаете?

Вы готовы увидеть методику в чем угодно, если она подкреплена мозолистым кулаком.

Я уже однажды приводил пример про настольный теннис и Тайсона - не помните? Напомню: Тайсон любит играть в настольный теннис. Как он при этом стоит, я сейчас обсуждать не буду. Так вот - если объявить настольный теннис методикой БИ, а бойцом от этой школы выставить Тайсона - какой будет результат на первом же всемирном чемпионате?

И я при вашем подходе не удивлюсь, если вы все гурьбой ломанетесь за ракетками и шариками….

А боксеры, которые работали с Агашиным, при этом прекрасно знали, что он ВООБЩЕ боксом не занимался. И ни в каких соревнованиях, кроме теннисных, не участвовал. И не собирался.

Что впрочем, не мешало им плодотворно у него тренироваться - и изучать нокаутирующий удар. За 10 занятий. Как и волейболистам. Как и всем, у кого кроме мускулов были мозги. Да просто время было такое, не испорченное рекламой. Тогда каждому САМОМУ приходилось думать что ему надо. Не помните? Не было вас еще тогда, поди…

А профессор Бернштейн вообще не занимался ничем, кроме биомеханики. Теоретической. Разве что утренней гимнастикой, да и то нерегулярно.

… Вообще-то, конечно, при виде здорового кулака многим думать не хочется. В голове остается только детское: "Я тоже так хочу!" И - заседает надолго. До седых волос. Хочу!.... А чего?

И - как?

КАК ИМЕННО?

Вечный Лох С Открытым Ртом - думай, думай, думай! Думай, скотина!

За тебя этого никто не сделает. Никому кроме тебя этого не надо. Наоборот - всем надо, чтоб ты НЕ ДУМАЛ. Ибо в карманах у тебя денег много - как у дурака махорки. Всем хватит. Одному тебе ничего не останется. И соленый шиш с маслом - твоя законная горькая доля. Дуля, то есть.

Думай, идиотина!!!

Ояма получил ЭТО благодаря… - чему? Дзюдо? Айки-дзюцу? Тайки-кэн? Муай-тай? Годзю-рю? Или чхарек, на который очень смахивает его горное отшельничество? А может никакой это не чхарек, а он просто качался, как ненормальный и деревья кулаками бил? Со злости - или от отчаяния?

Какие качества откуда? Что благодаря чему? И почему? А может, что-нибудь можно сделать лучше? И почему нельзя?

Вы про дзен спрашивали? Вот вам истинный смысл дзен! И плоть его, и кости!

И кто скажет, что ЗДЕСЬ я не прав?

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ-ТО?!! Разве такой подход можно называть научным?

Пытались ли это понять в Хонбу-додзе Кекусинкай?

А зачем им это? Это к собиранию денег никак не относится - а то, не дай бог, и раскопаешь что-то не то…. Например, как Ояма правила "подтасовывал", загодя тренируя свою команду с учетом будущих изменений….

Это ВАМ надо. Чтобы, наконец, понять, что такое Кекусин. Что такое дзен. ОВЛАДЕТЬ стилем, а не глазеть всю жизнь, раскрыв рот, на закрытые ворота. Никакие побои, как бы стойко вы их ни переносили, не сделают вас УМНЕЕ. Это ВАМ нужно - отделить дельные наработки от сказок и избежать лишних травм. Сократить сроки обучения. Добиться лучших результатов. Это ВАМ надо, ученикам Кекусин. Не я должен раскапывать ваши архивы - ВЫ САМИ!

Или вы не хотите драться так, как Ояма? Кстати - если верить воспоминаниям его учеников, приведенным в том же "Додзе", Ояма дрался совсем не так, как вас учат. То есть, если бы он сейчас попытался сдать технический экзамен, его вполне могли бы и не аттестовать. То-то мастера сплошь и рядом оставались "вне данов"!

И поймите меня - я вовсе не хотел вас обидеть, когда писал все это. Кто же виноват, что у вас такой предприимчивый основатель. В конце концов, он ведь НА САМОМ ДЕЛЕ УМЕЛ ДРАТЬСЯ.

И дрался - целых два года! Этого у него не отнимешь. Но он слишком хорошо понимал натуру Вечного Лоха. И поступил так, как было короче и выгоднее. ЕМУ.

Не вам.

Поймите меня наконец, ученики Сито-рю. Годзю-рю. Тэквондо. Айкидо. Хапкидо. Или вы считаете, что спрятанный поглубже в шкаф труп никогда не начнет вонять?

Или вы считаете, что потакание заблуждениям ученика - лучший способ учить?

Или вы надеетесь, что в этом лохотроне ИМЕННО ВАМ, наконец, дадут выиграть? Да кому это нужно? Ведь главный принцип любого лохотрона - "Ни единой взятки лохам!"

Это нужно всем НАМ.

ГАЙДЗИНАМ.

Чтобы отделить, наконец, мух от котлет. Для этого, кстати, нужно выковыривать именно мух, как бы противно это ни было вам и всем окружающим. Потому что есть котлеты с мухами еще противнее. Или вам привычнее просто зажмуриваться во время еды? И вы твердо решили всю жизнь так делать?

Почитайте и подумайте, наконец: - была ли методика у Фунакоси, и знал ли он биомеханику? И хорошим ли методистом был Уэсиба, запретивший в айкидо спарринги? Это, кстати, после того, как Кано с боем добивался права на рандори, а Оцука - права на использование в обучении кумитэ! Им ведь тоже пришлось выдержать яростные нападки "хранителей традиции", согласно которой в Японии триста лет делали ката - и более ничего. А кроме этого в методиках было монотонное настукивание нескольких "фамильных" ударов - и бесхитростная примитивная качка. И все.

Вот вам и вся традиция.

Да что я, право же, прицепился к бедным японцам? У нас же есть хапкидо! Которое я, согласно ТОЙ САМОЙ бумажке имею полное право….

…В котором слились, если верить словам Со Ин-хека, бессменного вице-председателя старейшей организации "Кидохве", более трех десятков школ…

…В котором все те, кто умеет драться, получили боевой опыт в других стилях и направлениях. ДО хапкидо и БЕЗ хапкидо…

…В котором президенты федераций сплошь и рядом вообще не имеют никаких поясов, а привлечены "на царство" из-за их очень больших денег. Только благодаря которым федерации "вдруг" переживают стремительный взлет, хотя до того ютились в подвалах…

…В котором полно сверхвысоких данов, не умеющих драться ВООБЩЕ. Со Ин-хек жаловался на это в "Блэк белте" еще в 1975 году (!), - и я не верю, что с тех пор ситуация стала лучше. Кстати, - тогда же он сказал, что все даны, выданные помимо "Кидохве" - липа.

При этом…

… В хапкидо сейчас полтора десятка федераций, в некоторых из которых по полтора десятка человек - но все с шестыми-восьмыми данами. Причем тренировок не ведут, а живут только за счет семинаров…

….и все преподают то, что называют одним и тем же словом - но фактически, кто что умеет. И как - это все липа? Все эти методики и техники…

… Которые совершенно не похожи друг на друга, хотя сплошь и рядом просто стянуты с тансудо, то есть "корейского каратэ" которое точь-в-точь Сетокан, или тэквондо. Кусками стянуты, причем разными - вот и "не похожи". С той или иной примесью фокусов из айкидо, иногда дзюдо - но это только у самых старых и серьезных…. Прочие обходятся обычным "ментовским набором".

Причем сам мастер может быть ну откровенным дзюдоистом или боксером, но всех учеников гонять в "дзенкуцу". И при этом сам не уметь ее выполнить. А уж про тэквондоистов, пытающихся "показывать броски", вообще лучше не говорить….

Это что - традиции? ЭТО методики?

В чем они?

Чем это отличается от хорошо организованного лохотрона? Всемирного масштаба?

Это сплошь и рядом простой набор шпаргалок - от пояса к поясу, от дана к дану. Описания приемов без способов отработки, без тактических рекомендаций - или вообще одни названия. Делай мол, как хочешь. Ну я и делаю. В чем тогда проблемы?

Без спаррингов. А иногда даже и без ката. Да и ката там иногда попадаются такие, что…

Это ХАЛТУРА, дорогие мои! Любой советский учебник по борьбе - а таких учебников, в отличие от "учебников по биомеханике" ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было много, - гораздо содержательнее и научнее, - просто ногами у нас тогда "не положено" было махать. И лохов учить руки крутить было не положено. Такая, кстати сказать, в СССР была "классика". А дала бы партия добро - махали бы! Крутили бы! Уж никак не хуже, чем сейчас машем и крутим. Но подготовка и методика была бы не в пример основательней. Потому что ее задачей было бы не создавать имидж каким-то функционерам, а добиться усвоения материала.

Чхве Йонсоль, отец-основатель, вообще говорил, что каждый инструктор имеет право на собственную методику - лишь бы техники работали. И еще говорил, что признает классической любую технику, если она эффективна в бою. Ну так и где же эта традиция?

Зато ее "хранители" классно устроились, поскольку благодаря этому тянут отовсюду все, что можно - но при этом странным образом считают, что это можно ТОЛЬКО ИМ, - и тем, кому они дали даны. И еще говорят при этом о какой-то "классике". А так - "все самые лучшие приемы из самых лучших стилей".

Идея, конечно, не лишена смысла, но…. От кого, скажите, вы чаще всего слышите эти слова? И как вы к ним относитесь?

И на кого они рассчитаны?

Вот на ТОГО они и рассчитаны, эти слова и эти методики. Возьмите в магазине роскошный двухтомник "Хапкидо", в котором бумаги гораздо больше, чем текста - и полюбуйтесь. Увидите, какие там "чудеса техники". И сколько их.

Если так, то классикой для всех должен быть Мьюнг Кван Сик. который самым первым издал книгу по хапкидо (1967), признанную официально учебником (то есть, ее признали и Чи Хван Чже, и Со Ин-хек) - и который при этом с трудом умеет стоять на одной ноге. И не только он - ну ладно, может, старый и больной, - но и его ученики-ассистенты, вполне молодые и здоровые, с черными поясами. А вы только посмотрите на его удары!

На ИХ удары, учеников этих - молодых, здоровых и сильных "наследников традиции"!!!

Пиратские копии вовсю ходят по России.

А его стойки - вот она, классика!

Кстати, в брюсовском фильме "Игра смерти" Чи Хван Чже (не кто-нибудь - САМ!) стоит именно так. За это, надо полагать, Брюс его и убивает. Что вполне понятно и закономерно. Не любил он "классику", знаете ли. Особенно такую…

Сколько раз менялась в хапкидо эта "классика"? С какого будуна ее меняли? Опять тайна веков?

Ничего подобного! Потому что если основатели каратэ и айкидо подвизались на этом поприще в начале ХХ века, то хапкидо все свои эволюции выделывает буквально у нас на глазах. Если конкретно - с 1974 года, когда Чи Хван Чже решил покорить Америку. А за ним Со Ин-хек. А за ними…

А причины были чисто коммерческие, и искать их нужно никак не в биомеханике. Потому что надо было как можно быстрее раскручиваться на новом месте, - а самым простым способом было ПЕРЕМАНИВАТЬ к себе каратистов и тэквондоистов из других школ. Да кого угодно - а у Чи Хван Чже даже для съемок рекламного фильма "Хапкидо" своих бойцов не было: пришлось нанимать Само Хуна, Анжелу Мао и прочих китайцев. Он в этом фильме был если и не единственным корейцем, то, по крайней мере, единственным хапкидоином.

А потом вся эта сборная солянка - ка-ак бросилась преподавать!

Что? Хапкидо, конечно!

Ну как запретишь это какому-нибудь четвертому дану? Если еще и сам этот дан давал…

И что, из этого вышло что-то лучшее? Более "классическое"? Методика появилась?

Даже если смотреть с точки зрения классики - скажите, назовет ли хоть один нормальный каратека или тэквондоин КЛАССИЧЕСКОЙ широченную дзенкуцу Ажаха - ученика Чи Хван Чже? Стойку и рабочую дистанцию Ким Хи Юна - ученика Чи Хван Чже? Ну а хотя бы правильной? Ну а удобной для боя? ДЛЯ БРОСКОВ? А почему же при этом сам Чи Хван Чже так не стоит? А куда же делась "классика" (та самая, от Мьюнг Кван Сика), которой грандмастер придерживался раньше? А почему же тогда это хапкидо? И то - хапкидо? Все хапкидо?

Ладно, с "классикой" все понятно - ну а естественной вы эту стойку назовете?

Для кого? Кто у нас так "естественно" раздвигает ноги?

Ах, в бою так не полагается…. А зачем тогда это учить? А, - это ВМЕСТО боя полагается. Небось, для достижения внутренней гармонии и единения со Вселенной? Неужто угадал?

Ну, тогда понятно. Что ж тогда удивляться тому, что пятого дана степам учить приходится. Что он ногу поднять не умеет. Боевого опыта не имеет. И при этом учит других - тому же, надо полагать. Как вы поняли из разговора о биомеханике, теории он не знает. Практики - не имеет. Но учит. Имеет право!

Пятый дан учит степы, которые знает любой тэквондоин с третьим гыпом. Значит ли это, что пятый дан по хапкидо равен третьему гыпу по тэквондо?

… Вообще-то, дело ясное. Хапкидо живет в основном за счет семинаров. Патриарх дает семинары и берет за них, естественно, дороже. Вполне естественно, чтобы ездили именно к нему, он на каждом семинаре гарантирует тебе новый пояс. Оттуда в хапкидо, в отличие ото всех других стилей такое громадное количество этих шестых, седьмых, восьмых, девятых - таких, как Ажах. Которых не грех степам поучить. И они тоже начинают подрабатывать на семинарах…

Что, не видали Ажаха? - Так купите! Это сегодня нетрудно. Насладитесь. Приобщитесь, так сказать, к традиции. И Ким Хи Юн уже появился. Я видел.

У Ажаха сегодня наверняка девятый дан, у Ким Хи Юна - так вообще десятый. Оба - ученики того же самого Чи Хван Чже, известный всем нам ученик-заочник которого сегодня призывает стоять, "как хочешь, но не так, как Сенчуков". У него пока что дан поменьше, только к пятому готовится, поэтому, поди, скромничает и ноги раздвигать до хруста в тазу пока стесняется. Ничего, не стесняйтесь. Свои люди, - те, кому надо, - вас прекрасно поймут.

И я уже понял. И уже оценил.

Просто тут традиция такая.

Скажите, люди, - вам не надоело? При огромном количестве разных названий вам постоянно втюхивают одно и то же. Вы ПОПАДАЕТЕСЬ на одно и то же! При огромном количестве так называемых "методик" их никто не подвергает перекрестной оценке, научному анализу. При огромном, постоянно растущем количестве федераций и "институтов" это все дальше уходит от биомеханики, от практического смысла БИ, БУКВАЛЬНО выраженного в самом их названии.

Боевые искусства НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ДРАКИ?

Извините, конечно, - но нормальный половой акт тоже можно заменить онанизмом, - однако откуда тогда возьмутся дети?

Во всем мире ТОЛЬКО ОДНА организация - институт "Кодокан", - занимается ИССЛЕДОВАНИЯМИ в области боевых искусств: независимо от стилей и не обращая внимания на то, что "это не дзюдо". Научная работа остальных заключается в том, что они прилежно коллекционируют байки своих дедушек - то есть, занимаются ФОЛЬКЛОРИСТИКОЙ, а не исследованием техники. Причем никак их не проверяют и не сортируют. Все это производится в узком семейном кругу, объявляя свои байки единственно верными - и при этом ни в грош не ставя дедушек чужих.

Даже этнографией такую "научную работу" назвать нельзя, потому что этнография, как ни крути, должна рассматривать истоки происхождения каждой такой байки и исторические корни ее возникновения. А также и взаимодействие баек друг с другом.

Так что на самом деле никакие это не "институты". Это просто главные конторы стилевых федераций, чьим назначением является получение денег от учеников. И - в ногу со временем! - наукообразная реклама своего стиля. Если бы были какие-то исследования, - не было бы, к примеру, таких проблем в Годзю-рю, о которых нам рассказывает Марк Бишоп, - а были бы нормальные защитные приспособления, которых до сих пор нет; соответствующие своим задачам тренажеры вместо каменных гирь и свинцовых шлепанцев; - и, в конце концов, хотя бы правила для соревнований.

Да-да, - правила! Хотя бы более-менее подходящие к собственной технике, не искажающие в процессе соревнований и подготовки к ним ту техническую базу, которая является классикой стиля. Или было бы планомерное, научно обоснованное изменение этой базы в соответствии с законами все той же биомеханики - а не в соответствии с теми ПРАВИЛАМИ, которые будут тайком приняты через год, чтобы обеспечить "своей" команде победу на соревнованиях. Потому что до сих пор это все делается методом "научного тыка" - или простого обезьянничанья друг с друга, для которого необязательно собирать институты. Такие исследования спокойно проводит любой пацан, бегающий из секции в секцию.

Если вы считаете, что я неправ, - вспомните - сколько книг с подробным биомеханическим объяснением того или иного приема вы видели? Было ли вообще в любой из книг по БИ больше двух страниц по биомеханике? И на этих страницах - что-то кроме мозолистого E= mv2/2? Это, кстати, и есть бред, дилетанство и профанация - поскольку ударное воздействие на неоднородное человеческое тело какой-либо части другого такого же тела нуждается в гораздо более сложной формулировке, чем удар брошенного камня об абсолютно твердую стену. В безвоздушном пространстве и в невесомости. К каковому случаю, кстати, и относится вышеприведенная формула, которую вам с таким важным видом преподносит, к примеру, "Куккивон" - институт тэквондо WTF. Чтобы, как любая бюрократическая организация, оправдать собственный раздутый штат - и его дармоедское существование.

А чем, кстати, занимается кафедра восточных единоборств РГАФК? В основном, очевидно, статистикой соревнований. Учетом, то есть. Это, кстати, является самым правильным решением. Потому что если они с чисто русской наивностью полезли ИССЛЕДОВАТЬ биомеханику этих единоборств, я им искренне сочувствую. Поскольку в этом случае они неизбежно придут к необходимости рубить сук, на котором сидят….

Есть один типичный феномен хорошо сделанной рекламы, - которая в данном случае велась десятилетиями и по множеству внешне независимых друг от друга каналов. Феномен этот состоит в том, что после определенного "критического порога" человек, подвергшийся действию такой рекламы, сам, добровольно начинает убеждать других, и искренне пытается действовать, как призывает реклама - даже если это противоречит его интересам. Примеры в виде МММ и прочих пирамид были весьма наглядны, но к "нам это не относилось". Все тренировки и семинары являются платными, но "за БИ нельзя брать деньги". Боевые искусства называются БОЕВЫМИ, но при этом "не предназначены для драки". "Стили основаны на ЕСТЕСТВЕННЫХ движениях" - и при этом в них есть "классические" стойки. Большинство патриархов училось своему стилю год-два, а то и меньше, - вы же упорно тратите на постижения их премудрости десятилетия. Вы упорно и яростно спорите с любым собственным мнением, - но стоит только его выдать за дзэнскую притчу или корейскую поговорку, как вы тут же его принимаете - и не только принимаете, но и повторяете на каждом углу! Это действительно так, - потому что я постоянно встречаю СОБСТВЕННЫЕ фразы и выражения, поданные в виде "дзенских" притч и афоризмов. Что примечательно в этом качестве они околоБИшную публику устраивают - но год-два назад (пока народ еще помнил, кто и о чем это сказал) они же являлись предметом ожесточенного спора. А сегодня - щелк! - и они уже вставлены на "должное место" в этой пирамиде иллюзий. И тут же перестают резать глаз. И тут же преисполняются "мудрости поколений"….

И многое-многое другое. Это ли не симптомы одного и того же?

Еще одним характерным признаком было то, что вкладчики МММ толпами собирались у контор и защищали их от милиции даже после того, как уже по всем каналам было объявлено о мошенничестве. Люди готовы были драться за то, чтобы продолжать быть обманутыми - и при этом, кстати, обманывать других! Поскольку признать себя обманутыми - то есть, по нынешним понятиям, ЛОХАМИ, - для них было равносильно крушению их личности. Они бы "уважать себя перестали" - а поэтому яростно требовали от других признать обман правдой, какие бы логические выверты им для этого не приходилось делать. А то и вообще обходясь без всякой логики.

Рекламный миф боевых искусств при этом достаточно прост и утилитарен - если знать, что это такое и зачем это было устроено. Каждый журналист, а уж тем более рекламщик, это знает. И для этого, кстати, вовсе необязательно быть мастером каратэ или айкидо. Никаких особых секретов в нем нет. только в самом начале было сделано несколько небольших подмен понятий, в которых логику подменили авторитетом патриархов. Мол, они так сказали - значит, так и есть. А то, что они всю свою жизнь поступали ИНАЧЕ, никого не интересует.

Стал бы Уэсиба мастером, если бы всю жизнь занимался ТАКИМ айкидо?

Прослыл бы мастером Фунакоси, если бы Мабуни приехал в Кодокан первым?

Сколько бы было ката в Сито-рю, если бы вместо Мабуни его преподавал Мотобу?

А каким бы было каратэ, если бы в Кодокан первым приехал Хигаонна? И нашлось бы тогда в каратэ место для Сетокан? И признал бы его кто-нибудь вообще за каратэ?

Стало бы тэквондо "официальным спортом Кореи", если бы Чой Хон Хи не был генералом?

Стал бы Ояма мастером, если бы его посадили за хулиганство? Или если бы главы школ, из которых он переманивал бойцов, подали на него в суд? Или если бы в суд подал его ученик, которого он в СВОИХ рекламных целях пытался заставить драться с крокодилом?

То, что было, было именно так. Была реклама, была возможность деньги вкладывать и получать - а техника и методика играли в этом самую последнюю роль. Ими, как знаменем, все это прикрывалось - и не более. Гораздо большую роль играли "фильмы про каратэ", с которых все началось, которыми все поддерживалось, - и которыми все заканчивается. Откуда, кстати, и идут все ваши понятия и принципы.

…Но вернемся, все-таки, к стойке. Назовите мне хоть один довод в пользу всех этих "…куцу" с вертикально выпрямленной спиной. Только вот про цигун не надо - оздоровлением мы будем заниматься после того, как подеремся. А сейчас у нас более насущные проблемы. К чему мне заверения, что при вертикальной спине и поджатом тазе у меня улучшится пищеварение и в старости не будет маразма, если мне благодаря этой самой "классической" стойке СЕЙЧАС, сию минуту отобьют яйца и почки, выбьют зубы и до старости я в результате вполне могу не дожить?

Всему должно быть свое время, свое место и свое название. Если вы занимаетесь лечебным цигуном, то зачем называть его БИ? Если вы занимаетесь боевым искусством, то прежде всего нужно думать о боевых и тактических задачах, а оздоровление оставить на потом.

Вы сами постоянно ТАК стоите, просто в силу привычки привыкли этого не замечать. А если замечаете, то тут же пытаетесь ВЕРНУТЬСЯ к "классике", которую вам кто-то когда-то НАВЯЗАЛ. Которую вы в кино видели. Поэтому всех этих преимуществ вам просто некогда заметить, - или же вы их приписываете СВОЕМУ ЛИЧНОМУ ОПЫТУ. Это, кстати, правильно, потому что опытный боец "по классике" не стоит никогда.

Так почему же если вы проиграли, то стойка виновата, а если выиграли - это "ваш личный опыт"? Почему все победы вы присваиваете себе, а в поражениях виноват ваш учитель?

Это честно?

И почему же этот опыт обязательно получать с синяками и шишками, а не просто выучить сразу? Если дело только в стойке, то это вполне возможно, ибо предметно. Теннисисты ведь учатся? И боксеры. И борцы. Те самые "гады", с которыми вы не знаете, как справиться.

Почему постоянные победы борцов на боях без правил никто не приписал их стойке? Той самой, которая позволяет им резким рывком сокращать дистанцию и прорывать оборону? Для особо упрямых еще раз поясню: как они стоят ДО этого, меня не интересует. Это можно делать как угодно, если дистанция еще велика. Но как они "стоят" ВО ВРЕМЯ этого своего рывка? В то время, когда они не стоят, а бегут?

А вы пробовали бегать в дзенкуцу-дати?

Неужели, когда вы первый раз встали в дзенкуцу-дати, она вам показалась "естественной"? И почему для тэквондоина вполне естественно бить по голове ногами, а для кадочниковца - нет? Вы что, не знаете, как "естественно" стоят те, кто никогда БИ не занимался? И кто научился бы каратэ, если бы вместо ИЗУЧЕНИЯ стойки вы постоянно занимались тем, что обсуждали бы, стоит ли вообще ее учить? Если вы не изучили стойку, то как же вы сможете судить о ее возможностях? Надо же хоть с чего-то начать! А то так и будем тратить время на хождение по кругу.

Скажите, смогло бы при таком подходе развиться каратэ? Ну, например, если бы к начинающим каратистам, снявшим уголок где-нибудь в окраинном ДК, постоянно подходили два боксера-первогодка и наглядно доказывали им, что "так стоять нельзя"? У них бы получилось. Доказали бы. Легко.

Смогло бы вообще существовать айкидо, если бы такие экскурсии в додзе постоянно устраивали вольники и самбисты? Про боксеров, заметьте, я уже и не говорю.

Но вы учили спокойно свою классику - и вовсе не потому, что она "естественная". А ведь многие учились и по книжкам. И получалось! Так может, не книжки виноваты?

Вспомните.

Вы просто УЧИЛИ.

ВЕРИЛИ, потому и учили.

Потому что ХОТЕЛИ верить.

Потому что рядом с вами был СЭНСЭЙ, который встречал всех этих самбистов и боксеров - пусть даже и в вашем воображении.

МОГ встретить! Кто-то МОГ - пусть даже не здесь, пусть в кино - но он был! И того, что такой сэнсэй есть, вам хватало. Вы не ждали от него "БОЙЦОВ" - вы хотели стать ими САМИ.

Причем он ДРАЛСЯ, - а не разводил ля-ля про вечную гармонию. Про "гармонистов" кино не снимают - их и без того в каждой деревне полно. И главное их занятие - пудрить мозги доверчивым девкам. И получать за это по морде. Периодически.

Да, "фильмы про каратэ" - это реклама. Но ведь мы - и вы, и я! - когда-то пошли за нею. Почему бы не попробовать - САМИМ! - сделать что-то для того, чтобы перестать чувствовать себя вечными лохами? Брать ли деньги? - Да, конечно! Потому что без этого у нас никогда не будет профессиональных инструкторов. Будут только "гармонисты" и "мастера чайной церемонии".

Брать деньги необходимо - но за эти деньги вам ОБЯЗАНЫ ДАТЬ ИМЕННО ТО, ЧТО ОБЕЩАЛИ!

Вернуться к ИСТИННОМУ виду традиции! К БОЕВЫМ искусствам!

Ведь в отличие от МММ мы можем это сделать, поскольку все находится в наших руках и зависит только от нас! Пусть у дядей с данами другие цели - давайте будем поступать так, как ОНИ ГОВОРЯТ, а не так, как они делают! Пусть они сами на это напорются!

Ведь даже в рекламе все-таки было что-то хорошее, потому что она пробуждала в людях энтузиазм. Не стоит это отбрасывать. Не стоит отбрасывать ВСЕ, чтобы узнать что-то новое. Иначе накопление опыта станет невозможным.

Кто сказал, что нельзя налить чай в переполненную чашку? Кто сказал, что это дзен?

А сколько раз мне ВЫЛИВАТЬ эту чашу, так и не узнав вкуса чая?

Это не дзен. Это глупость. Обычная и пошлая глупость того самого профессора, которого поливал чаем расшалившийся старикашка: "Гляньте, робяты, - этот ученый дурак даже не посмеет пошевелиться"…

Просто чай нужно не только наливать, - но еще и пить. А не смотреть в ужасе, как он течет по столу из переполненной чашки. Кстати, самым умным - и правильным! - в этом случае было просто ОТНЯТЬ ЧАЙНИК у престарелого хулигана…

А чтобы не обижался - налить ему самому. Аккуратно. С поклоном.

И дед был бы доволен.

Потому что это и был бы НАСТОЯЩИЙ дзен. С символикой и подтекстом, причем.

Потому что не всех можно бить чайником по морде, даже если они напрашиваются. Иногда это невежливо и невыгодно. И тогда это не дзен.

Потому что постичь дзен - вовсе не значит потерять ум.

Но тогда - какой ужас! - профессору НЕЧЕМУ было бы учиться! И выглядел бы он точь-в-точь, как самый обычный, рядовой лох, которого внаглую облили чаем.

И господин Судзуки предпочел смыслу дзен - байки о дзен. Которые он добросовестно заучил и записал. А потом издал и распродал. Которые составляют идеологическую основу рекламного мифа о БИ. Функция которых в данном мифе, опять же, вполне конкретна - выключать мозги.

Чтобы не было мучительно больно. Чтобы было приятно. Чтобы можно было ощущать "собственное достоинство", занимаясь любой чепухой.

Каковые байки лохи сплошь и рядом повторяют, не вдумываясь в их смысл. Так что цель достигнута.

Но это - не дзен!

Не стоит "опустошать свое сознание", переходя из секции в секцию - иначе ваши занятия превратятся в Сизифов труд. Не выплескивайте ребенка вместе с грязной водой. Используйте то, что знаете. Накапливайте опыт. Тогда вам действительно будет, на что опираться.

Так делали и делают истинные мастера. Именно это делает их мастерами.

Если ты всю жизнь питался только кашей, как ты можешь судить о вкусе мяса? И если ты решил его попробовать, - значит ли это, что ты должен впредь отказаться от каши?

И так ли уж плоха будет каша с мясом?

Ну так возьмите все хорошее - и оттуда и отсюда!

Так делали Оцука, Ояма, Уэсиба, Чи Хван Чже, Чой Хон Хи. Так делали Брюс, Иносанто, Уркидес.

Я так делаю. И буду. И так МОЖЕТЕ делать вы. Потому что ИМЕННО ЭТО является традицией мастеров.

Так никогда не делал, например, Фунакоси. И призывают "не делать этого" многие другие господа с данами. Которые - удивительное дело! - скача из федерации в федерацию и наворачивая все новые и новые пояса, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО умудряются не делать этого! Делают одно и то же, чем бы они ни занимались!

Это те самые господа, которые утверждают, что "свято хранят" традиции мастеров. Традиции, которым сами мастера не следовали и до сих пор не следуют.

Я не считаю традицией такой обман, потому что он впрямую требует моей глупости.

Чего нет, того нет.

Я знаю, чего ищу.

И - вот он я. Я еще живой. Неужели обязательно дождаться, пока я помру, и вам придется копаться в моих бумажках? Неужели обязательно тратить время на это упирание всеми четырьмя, если УЖЕ все равно будете копаться? Из-за одной "Да-цзе-шу" уже очередь стоит, с лопатами: - сперва закопать меня, а потом копать ими же мои архивы. Потому что я редко пишу меньше трех страниц в день.

Я пока еще живой - и я еще могу вас встретить. И встречу. И все объясню - на понятном и доходчивом каждому языке. Хоть словами, хоть без слов. А когда вы сами выучите хотя бы стойку, то и сами сможете объяснить, почему так стоять лучше.

Так до встречи.

ЮЮ

P.S. И еще: вы сами постоянно говорите, что по книжкам научиться нельзя, что нужен учитель, на которого можно посмотреть, убедиться. Это конечно, простое оправдание своего нежелания думать САМОСТОЯТЕЛЬНО, но….

По книжкам, значит, нельзя, - а по сети, стало быть, можно? И смотреть, убеждаться - уже необязательно?

И ДУМАТЬ тоже необязательно?

Под конец этой всей патетики так и хочется воздеть руки к небесам и воскликнуть: "До чего же все-таки дошел прогресс!" - а потом опустить их и добавить: "И до чего он довел людей…."

… И руки опускаются.

(занавес)

:)

ДО ВСТРЕЧИ!

ЮЮ

 (c) 2003 клуб "КОНТЭН" ваш ответ
 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz