КОНТЭН техника реального боя
 
КОНТЭН :: Ответы / Обще-теоретические
 
 
Внимание - с 2005 года сайт переехал на адрес conten.ru, а форум, соответственно на conten.ru/forum/

Ссылки тоже изменились - вот некоторые:
расписание занятий по КОНТЭН в разных городах,
семинары по КОНТЭН,
статьи по боевым искусствам,
вопросы от читателей по рукопашному бою, выбору стиля, тренировкам...,
видеоролики боев, уличных драк, тренировок,
мастерская - обмен боевым опытом,
магазин спортивных товаров и книг, а также много другого, не менее важного.

Меняйте закладки в своих браузерах и... добро пожаловать!

Найдет ли ниндзя место в современной жизни?

Найдет, и прекрасное. Если оденется по-человечески и перестанет таскать за спиной меч, как Штирлиц - свой парашют. Киллеры и шпионы нужны всегда. Умелые воры тоже без куска хлеба под масло с икрой не остаются. Стоит заметить лишь, что искусство рукопашного боя пригодится ниндзя меньше всего остального. Ниндзюцу - это ведь не боевое искусство, это искусство шпионажа, в котором рукопашка играет очень незначительную роль и сводится в основном к «искусству вовремя оказаться сзади с монтировкой на замахе» - или неожиданно ткнуть пальцем в глаз, а коленом в пах. Хорошему шпиону просто не приходится применять эти штучки - он и так все, что надо, сопрет и вынюхает.

И еще - настоящему ниндзя вряд ли придет в голову открывать свою школу. Ниндзя, кричащий о себе, что он ниндзя… Чушь какая-то. Даже каратэ он вряд ли будет преподавать - зачем ему открывать свои козыри?

Нужны ли боевые искусства в наш высокотехнологичный век? Зачем нужны боевые искусства, если есть огнестрельное оружие?

В наш высокотехнологичный век полно гораздо более бесполезных и странных вещей. Вот например, футбол и хоккей, из безобидных дестских дворовых игр превратившиеся в какое-то бедствие национального масштаба. Мало того, что умение гонять ногами мяч или палкой - кусок резины в жизни применимо лишь косвенно, вокруг этих «занятий» развелась куча фанатов, ничего, кроме вреда не причиняющих. Они бьют морды друг другу и окружающим, ломают вещи, нарушают порядок - почему бы не запретить к черту все эти игрища, которые приходится охранять с милицией? Или хотя бы лишать права на участие в чемпионатах те команды, фанаты которых так себя ведут. Ведь жить рядом со стадионами просто опасно!

Почему бы не расчертить тротуары и переходы в метро согласно правилам дорожного движения? Тогда те, кто спешит могли бы бежать со всех ног, а бабули с кошелками не путались бы под ногами, а спокойно и чинно шли бы у обочины. И ДТП, кстати, при таком общем знании правил тоже было бы меньше - ведь для того, чобы стать водителем, нужно было бы только уметь водить машину, а правила были бы затвержены с детства, и их даже не в голову не приходило бы кому-нибудь бы нарушать. Почему бы не расчертить так коридоры хотя бы в школах?

Почему бы не обучать людей в школе правильному оформлению заявлений, купчих, контрактов, завещаний и прочих важных бумаг, - ведь этим делом сейчас кормится куча совершенно лишних нахлебников, и, пользуясь поголовным незнанием законов, сплошь и рядом обдирает нас, как липку? В конце концов, законы хотя бы менялись не так часто и были бы более грамотными! Почему, наконец, не научить детей в школе хотя бы правильно завязывать галстук или вести себя за столом?

Почему, наконец, мой ребенок обязан изучать в школе высшую математику, если я собираюсь отдать его в гуманитарный вуз? Почему я не могу сам подбирать предметы для его обучения? Почему на физкультуре он обязан делать абстрактные махи руками и ногами, если боевые искусства могут добиться того же эффекта, но при этом гораздо интереснее и применимее в жизни?

Как видите, таких вопросов достаточно много - но все они безответны. Просто потому, что все эти перемены нафиг никому не нужны. Ими просто некому заниматься. Это мог бы сделать король или диктатор, абсолютный хозяин своей страны, но не президент - «калиф на час» (или на четыре года - какая разница, все равно ничего не успеешь), пешка в руках кучки зажравшихся олигархов, которые вертят толпами безмозглых избирателей, как хотят. До этих досадных мелочей, об которые вы ежедневно спотыкаетесь на каждом шагу, никогда не доходят руки.

А боевые искусства могут решить хотя бы какие-то из них. Например, шайка фанатов, громящая пивные ларьки, вряд ли захочет бить стекла в зале, из которого доносится «Ити-ни-сан-си». Физика, геометрия и анатомия прекрасно подходят для объяснения многих секретов боевых искусств, а значит, ребята, изучая их, будут интересоваться и этими науками. С точки зрения физического развития мой парень будет куда более практично и разносторонне подготовлен - и его будут уважать и ему будут завидовать. Да и этикет и правила поведения будут для него не пустым звуком. И это - еще минимум пользы, который можно извлечь из боевых искусств.

Дело в том, что мало иметь пистолет - нужно иметь его при себе всегда. Ведь не исключено, что вас «прихватят» в бане или в кровати. Нужно иметь кучу бумажек и разрешений, которые вовсе не так легко получить - иначе носить повсюду оружие, а тем более пользоваться им ну никак не удастся. И еще - нужно хотя бы успеть его достать!!! А в этом нехитром занятии у человека, занимающегося боевыми искусствами гораздо больше шансов, поскольку он привык быстро переходить к решительным действиям и лучше просчитывает ситуацию.

Вот вам и все необходимые резоны.

Кстати, - упомянутые выше вопросы просто первые попавшиеся. Вы можете найти вокруг гораздо больше несоответствий, чем я указал. И нам приходится жить среди этого всего! Без трепения и изобретательности, развиваемых боевыми искусствами, обойтись гораздо труднее.

Бывают ли сейчас поединки между мастерами, подобные тем, что можно увидеть в кино?

Интересно было бы посмотреть, правда? Я слышал о нескольких таких драчках между нашими «известными мастерами». Как правило, никто не оказывался на высоте - было много суеты, крика и бестолковщины, но при этом не выходило ни одной техники. Если же один из противников действительно мог хоть что-то, то все кончалось чуть ли не одним ударом - и опять смотреть было не на что. Легенды и фильмы, как всегда, приукрашивают действительность.

А с моей стороны, я не считаю выгодным «мочить» мастера, просто потому, что он из другой школы. Мне было бы интересно поработать с ним подольше. Даже если он не боец, а «теоретик», каких сегодня гораздо больше. Если же это просто хорошо натренированное хамло, то я, конечно, знаю, что и как сделать для его успокоения.

Ко мне такие особенно часто заходили на самом начале моей тренерской деятельности, во времена «большого бума» - с кикбоксингом, боксом, Кекусином - да мало ли с чем еще. Тут главное - не бояться, принять правильную и мобильную позицию, и начинать бой, «открыв» ему для начала несколько наименее уязвимых мест - плечи, бедра, живот. При этом необходимо двигаться чуть медленнее своей обычной скорости, но быть готовым немедленно отскочить, чтобы смягчить удар - и быть готовым при случае молниеносно контратаковать, причем серией, засыпать, смять его градом ударов. Получив удар, мы имеем ответ сразу на два вопроса - что он умеет и чего он хочет. Кроме того, удачно нанесенные удары обычно прибавляют ему азарта и заставляют стремиться к быстрой победе. Сильно нанесенные, жесткие удары говорят о стремлении травмировать вас - в этом случае контратакуйте сильно и резко, используя его встречное движение, «выбейте из него дух» - то есть, не убейте его, а лишите желания драться. Сбейте дыхание, расквасьте нос - и обязательно свалите на пол и придавите,, лишив способности двигаться. Уверяю вас, этого будет достаточно. Если же его уровень гораздо ниже вашего, можно обойтись бескровным «показательным уроком», раз за разом опрокидывая его на пол и возя по нему носом с помощью болевых захватов. Двух раз обычно тоже хватает. Если же его уровень выше, а он тем не менее жаждет крови, можно без сожаления устроить это же самое, нанося концентрированные сильные удары в ударные конечности. Пара сломанных костей делает кого угодно очень мягким и отзывчивым.

При этом ни в коем случае не ввязывайтесь в борьбу, срывайте любые захваты и не позволяйте противнику лишить вас свободы маневра. Бросок не только позволяет перевести борьюбу в силовую возню, но и является одним из наиболее действенных средств перехвата инициативы и контроля движения. Будучи брошенным, вы теряете все преимущества - не только в боевой ситуации, но и в глазах окружающих. Правильный, удачный бросок для многих является свидетельством технического превосходства - и даже если вам в итоге удастся вывернуться и задавить противника, многие останутся при этом мнении. А для мастера, то есть, как правило, руководителя школы или секции, эта оценка очень много значит - зачастую гораздо больше, чем наличие «на счету» свернутых носов и выбитых зубов.

Существуют ли в наше время настоящие мастера?

Несомненно. Настоящим мастером может считать себя любой, кто умеет «мастерить» что-либо. И не перестает мастерить и после того, как его назовут этим словом. Просто есть большие мастера, и есть мастера, так сказать, «районного значения». Это вовсе не значит, что у такого мастера нечему поучиться - его «комплекс» может быть очень мал по объему, но, как правило, обладает большой вариативностью и взаимосвязанностью частей, что позволяет ему найти достойный ответ на вопросф, далекие от его повседневной практики. Таким примеров, кстати, может служить лесковский мастер Левша, работу которого можно было увидеть только в очень сильный «мелкоскоп», хотя у самого Левши никакого «мелкоскопа», разумеется, не было.

Насколько расходится с действительностью образ, созданный кино и средствами массовой информации?

Образ, созданный в кино, до сих пор является основным стимулом для занятий монгих людей. И этим,конечно, не могли не воспользоваться - сейчас вырос целый бизнес.

Выпомните, как после «амнистии» каратэ все наперегонки бросились в залы? Помните этот бум? Еще бы!

Тогда достаточно было знать четыре блока и пять ударов, чтобы собирать полные залы. Я видел тренеров даже с синими поясами - настолько силен был спрос. К нам покатили японцы, корейцы и китайцы, и устроили здесь массовую распродажу так называемых «почетных» данов. Тут нет никакого обмана - почетный дан может быть присвоен практически любому человеку, оказавшему какие-то важные для развития этого боевого искусства услуги. Дал же Чой Хон Хи шестой дан бывшему диктатору Гаити Дювалье и иранскому шаху Пехлеви? Присвоили же каратисты девятый дан Пиночету?

То есть почетный дан - это взятка, вербовка себе верных сторонников, отлично знающих, что вне федерации они - пустышки. А в России за этими почетными данами выстроилась целая очередь. Всем хотелось стать президентами федераций! И вот, сейчас у на почти все высокие даны - почетные, и из них состоит верхушка любой нашей федерации на всем пространстве бывшего СССР.

Но это еще что - дальше стало гораздо хуже. Продажу данов поставили на поток. Мастеров начали печь на ускоренных курсах. Сплошь и рядом можно было пройти краткий семинар - одна, две недели, а потом уже и три дня - и ты получаешь дан. Появилась целая толпа «летунов», которые мотались с семинара на семинар, окучивая сертификаты, как груши. Откуда только деньги брались! Только плати - и не забудь отрекомендоваться руководителем спортивного клуба, который, несомненно явится великим вкладом в развитие …. - нужное впишите сами. Я и сам такое видел, и не раз. Да вы и сами, наверное, знаете, как это делается.

Так вот - всем этим «президентам» тоже совершенно не нужно боевое искусство. Сами ведь продемонстрировать его они не способны. Поэтому они обычно заявляют, что «выше грязной драки» - или что боятся вас покалечить. Готовы даже подставить левую щеку, как Христос велел. Или Будда завещал. Да не только щеку - что угодно подставят, лишь бы не драться. Им такая идея очень даже выгодна. Слышал я даже от одного такого умника «древнюю притчу» о том, как некий великий мастер погиб от рук разбойников, но никого из них не ударил, ибо считал, что они не ведают, что творят, а он может их покалечить. По-моему, такого искусства все равно что нет - так мог сдохнуть любой бомж. И навряд ли эти разбойники заметили бы разницу.

Я практически не знаю ни единого боксера или борца, который понял бы такую философию. Любой нормальный человек идет в зал прежде всего затем, чтобы научиться драться. Однако попадает в руки к этим вот «мастерам чайной церемонии», которые пудрят ему мозги и стараются избавить его от «дурных помыслов». Не случайно сегодня интерес к боевым искусствам так упал - большинство «массовиков-затейников» убедили своих учеников в своей некомпетентности, показали, что неспособны научить ничему конкретному. И вот - ученикам надоело быть их учениками - и это отношение распространилось на боевые искуссвта вообще. Надоело тратить деньтги впустую. У многих людей выработалась неприязнь к самому понятию боевых искусств. Они уже вряд ли приведут в секции своих детей. Сейчас все бросились качаться - еще бы: сила - это просто, понятно и действует наверняка. И ты всегда знаешь, сколько ты сможешь поднять и куда закинуть.

А наши «мастера» увлеченно рубят сук, на котором сидят. И не собираются прекращать сие доходное занятие. А тех, кто может что-то сделать - по шапке: мол, куда лезешь, святотатец?

В каком возрасте надо начинать заниматься боевыми искусствами?

В любом, если вы себя считает достаточно здоровым и бодрым. Боевое искусство тоже можно рассматривать в качестве средства для достижения такого состояния, но лишь по его достижении искусство можно назвать боевым, а занятия - занятиями. До этого вам придется достаточно долго заниматься физкультурой - и чем вы старше, тем дольше.

Тем не менее, я знаю людей, которые становились мастерами, начиная заниматься после сорока - если до этого дурака не валяли. И не следует гнаться за молодыми - это им надо всего достичь как можно быстрее. «Старые кони» же, фактически, уже добились всего, чтобы обеспечить себе и положение в обществе, и семью, и работу - куда им торопиться? Если же вам от двадцати до тридцати - начинайте сейчас. Поскольку чем вы старше -тем меньше свободного времни у вас будет.

Можно ли заниматься боевым искусством в одиночку, и если можно, то как?

Именно так и приходится поступать большинству тренеров - даже тем, которым до мастерства очень далеко. Ведь вечерами они сами тренируют - у них просто не хватает времени на то, чтобы ходить куда-то самим! Единственное, что им остается - это семинары, краткие консультации, книги и видеофильмы. Кроме того, если вы изучаете даже свой стиль с хорошим учителем - разве не пригодится вам дополнительная информация в виде кассет и книг по подобным системам?

Итак: найдите себе площадку, на которой будете заниматься, и оборудуйте ее: повесьте мешок, а лучше большую грушу; соорудите деревянный манекен мук-джонг, обычно применяемый в тренировках винчун; желательно также укрепить зеркало для зрительного контроля. Кроме того, можно сделать и макивару, чтобы отрабатывать концентрированные удары; а также закрепить на стене или сбоку на манекене толстый и длинный резиновый жгут, необходимый для отработки бросков; наполните несколько узких прочных мешков песчано-опилочной смесью или грецкими орехами (керамзитом); найдите большую покрышку от трактора и сдлеайте себе набор дубин разной тяжести и длины; наконец, принесите в свой «зал» десятка два прочных округлых булыжников размером чуть больше головы.

Изучайте по книгам ката различных стилей и выполняйте их в различной динамике. Этот процесс можно условно разделить на три этапа:

Для того, чтобы уловить динамику, присущую разным стилям, смотрите видеофильмы - желательно, разных мастеров одного и того же стиля: тогда ваше впечатление будет более верным. Внимательно сличайте их движения с изображенными в книгах, и начинайте «настаивать» их в виде серии различных поз. После этого переходите к медленному слитному исполнению комплекса по частям, наподобие гимнастики тайцзи. Внимательно следите за траекториями конечностей при исполнении движений - на этом этапе вас интересует только это. Ознакомьтесь со всеми доступными вариантами боевого исполнения изучаемых движений - в том числе и в художественных фильмах. Попутно смотрите другие комплексы, в том числе и других стилей, стараясь опознать знакомые движения и обращая внимание на отличия в исполнении. Подумайте, какими причинами эти отличия могут быть вызваны, и как они могут проявиться в боевом исполнении.

Изучив комплекс, начинайте прорабатывать его внутреннюю структуру: изучите его «на другую сторону», выполняйте его с закрытыми глазами, обращая внимание на внутренние ощущения и следя за тем, чтобы при этом не нарушалась правильность шагов и точность выполнения движений. Делайте акценты в разных местах, выполняйте по нескольку движений скоростными сериями, ставя перед телом все более трудные координационно-скоростные задачи. «Выверните» ката «наизнанку» - то есть, подумайте, что будет, если удары интерпретировать, как блоки, а блоки - как удары. Таким образом удается найти множество интересных комбинаций. Интерпретируйте какта, как комплекс бросков - это возможно и очень интересно. Найдите скрытые возможности ударов и блоков - кроме основных, в каждом движении можно найти как минимум четыре варианта. В вашей работе вам очень помогут комплексы и приемы других стилей и направлений - зачастую они показывают именно те, «скрытые» варианты, как основные. Например, в китайских стилях очень много оригинальных бросковых расшифровок для движений, которые в каратэ трактуются только как ударные. Отрабатывая движения, следите за дыханием - не позволяйте ему «запираться» в груди, дышите свободно, животом, - причем делая «сброс» при ударе, рассчитывайте его так, чтобы запаса воздуха одного вдоха хватало на шесть таких «выстрелов».

Усвоив основы необходимых движений, начинайте нарабатывать их на мешке, используя его прежде всего для уходов - раскачайте и перемещайтесь вокруг него и под ним. Наколачивать удар на мешке вредно - удары превращаются в толчки, а вы теряете равновесие при уклоне противника. Удар лучше ставить на маленькой груше, подвешенной пластиковой бутылке с водой, макиваре и деревянном «болване». Отрабатывайте броски на резиновом жгуте и тяжелом мешке с песчано-опилочной смесью. Катайте и двигайте по полу мешок с песком ударами ног, бросайте и переворачивайте мешок с керамзитом, вцепляясь в него пальцами и удерживая его на весу. Ломайте палки руками и ногами - и не только бросками, но и захватами, постепенно увеличивая толщину палок.

Для отработки выбирайте наиболее простые действия, которые не требуют взаимодействия партнера. У вас же его нет! Именно поэтому большинство «отшельнических» стилей используют в основном ударные техники и самые простые захваты - сложные броски без напарника отработать практически невозможно. Тем не менее, я надеюсь, что «в одиночку» для вас значит только «без тренера». Уж одного-то товарища себе найти можно всегда! А если он к тому же имеет какие-то навыки по борьбе или боксу, то это сэкономит вам кучу времени. Однако помните, что боксеры очень плохо устойчивы при бросках - так что вас интересует только «клинч», то есть, ближний бой.

Так или иначе, даже если вы живете где-нибудь в тайге, в двух днях пути от заимки Лыковых, вам придется рано или поздно выбраться из своей глухомани на какой-нибудь семинар или хоть пару начальных тренировок по разным стилям, чтобы более полно понять их базу, а не открывать Америку заново. Это особенно важно, если у вас нет никаких видеокассет. Привязываться к чему-то одному и принимать на веру ничего не стоит - тренер может и сам не знать, почему «положено» делать именно так. Ваша задача - определить правильность ваших собственных наработок и хотя бы несколько раз «пощупать» живого человека - если конечно, вы не собираетесь сражаться в своей тайге с волками и медведями. Кстати, - американцы даже испытывали катапульты для сверхзвуковых самолетов именно на медведях, а не на обезьянах, поскольку медведь БОЛЬШЕ похож на человека анатомически.

Если же у вас нет ни кассет, ни книг, ни желания их искать, обойдитесь использованием вышеперечисленого инвентаря, размахивая и колотя дубинами по всем возможным траекториям, ломая палки, подбрасывая и переворачивая мешок с песком и керамзитом и вцепляясь в него пальцами. Защищаться, конечно, так научиться очень трудно, почти невозможно - в этом может вам помочь только качающийся мешок, а его скоростть недостаточно велика, - но атаковать можно научиться поистине смертельно.

Однако вряд ли в этом случае можно говорить о боевом искусстве - скорее это можно будет назвать базовым боевым навыком.

Если же вы пользуетесь кассетами и книгами, и к тому же практикуете дыхательные упражнения и медитацию, то вполне сможете выучить в лесу, например, каратэ. Не хуже, чем в самом лучшем зале - а с точки зрения силы удара, возможно и лучше.

Что такое психологическая подготовка?

Психологическая подготовка - это создание рабочей модели мировоззрения и непосредственно связанных с ним реакций и алгоритмов действий. То есть, это любое переосмысление информации и ее обработка с целью выработки конкретной программы действий. Вот эти мои ответы на вопросы - тоже психологическая подготовка.

 (c) 2003 клуб "КОНТЭН" ваш вопрос
 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz