КОНТЭН техника реального боя
 
КОНТЭН :: Ответы / Обще-теоретические
 
 
Внимание - с 2005 года сайт переехал на адрес conten.ru, а форум, соответственно на conten.ru/forum/

Ссылки тоже изменились - вот некоторые:
расписание занятий по КОНТЭН в разных городах,
семинары по КОНТЭН,
статьи по боевым искусствам,
вопросы от читателей по рукопашному бою, выбору стиля, тренировкам...,
видеоролики боев, уличных драк, тренировок,
мастерская - обмен боевым опытом,
магазин спортивных товаров и книг, а также много другого, не менее важного.

Меняйте закладки в своих браузерах и... добро пожаловать!

Серый Пес:

"Основные понятия и основы теории боевых искусств трактуются неверно, ориентируя занимающихся на защиту, а не на атаку" (из статьи Ю. Сенчукова)
Мой опыт занятий, говорит скорее о другом. По крайней мере после нескольких лет занятий каратэ ученики уже довольно сносно бьют для того, чтобы покалечить, но все еще практически никак не умеют ставить блоки, выполнять уходы, т.е. защищаться. В результате дзю-кумите выливается в скачки друг перед другом с намерением достать кулаком до носа оппонента. До коричневого пояса (1 кю) занимающийся практически ни что не способен. Может быть, нас плохо учили, но скорее это общий недостаток, потому что я с ним сталкивался во многих школах и секциях, куда заходил в гости.
В отличие от вин-чуна, где траектории защит выставляются очень долго и тщательно (буквально несколько лет) или багуа (вот Стас не даст соврать :-)), где тоже долго учат правильному перемещению.
А удар ставят уже потом, когда наработано чувство дистанции, своевременность, надежная техника перемещний, углы приложения сил и прочая, прочая... (Но бить тем не менее учат тоже, а инчае как защиты отрабатывать? Я имею имею в виду непосредственно постановку удара как такового. Н-да... коряво получилось, но надеюсь что понятно)
Может я чего-то не понимаю?

Сенчуков:

Фраза насчет того, что "искусство предназначено для защиты, а не для нападения" встречается практически во всех книгах по боевым искусствам, переведенных и выпущенных в нашей стране. Это обычная мимикрия, защитная окраска, со временем намертво вросшая в кожу. Сначала это делалось из-за опасения репрессий со стороны властей - ведь еще совсем недавно в СССР с громким шумом запретили каратэ и гоняли каратистов с милицией, даже сажали. Поэтому, кстати, у-шу началось у нас именно как гимнастика - хотя почти во всех залах крутили то же каратэ, а кто-нибудь стоял "на стреме", чтобы успеть предупредить товарищей. Я это время прекрасно помню. Именно благодаря запрету каратэ у нас распространилось настолько широко.

Так вот - эта фраза сегодня вроде бы уже не нужна, но до сих пор звучит. Ею прикрываются очень многие "эзотерики", не владеющие ничем, кроме длинного языка и набора дежурных сказок, но которым очень хочется слыть знатоками и "тусоваться" среди "мастеров". При этом до этой публики как-то не доходит, что мастерам тусоваться некогда - им на тренировку времени не хватает. Этим деятелям тоже "не хватает" - но они его на тусовки тратят. И поэтому, как правило, сделать что-то сами могут редко - опять приходится выезжать "на языке". И тут - в который раз! - звучит: "боевые искусства предназначены для защиты…" .

Между тем, несмотря на то, что уж щит-то точно предназначен для защиты, существует уйма приемов, совершенно однозначных и нацеленных именно на то, как расколоть этим щитом башку противнику или переломать ему ребра. Не вынимая меча. Лучшая защита - нападение.

Насчет вашего впечатления от каратэ - вы правы, так и есть. Я тоже иногда хожу на эти соревнования. Скачут каратисты туда-сюда и тыкают друг в друга одиночными "цуками" - после чего судья тут же останавливает бой и начинает думать, кому и сколько дать очков. Причем - если им дать в руки рапиры, то вряд ли кто-то сможет найти какое-то отличие от современного спортивного фехтования - так же скучно, однообразно и прямолинейно. И - часто такие же полупустые залы.

Покалечить такой "цукой" действительно можно - особенно если подойти сбоку или сзади и неожиданно врезать. Но вы спрашиваете о блоках, уклонах. А зачем им блоки, если за них очков не дают? Зачем им уклон, если судья практически не дает войти в ближний бой или хотя бы нанести больше двух ударов. Зачем тактика, зачем более сложные перемещения, если до них просто никогда не доходит дело?

Вроде бы можно было изучить их и из ката. Однако те ката, в которых есть уклоны, считаются "высшими" и их практически никто не изучает! Скажите, чем Мэйкьо выше Канку-дай? Или того же пятого Хэйана? А Ванкан? Годзюшихо? Практически все техники, присутствующие в ката каратэ способен выполнить ЛЮБОЙ ученик, прозанимавшийся больше полугода. Ведь изначально сётокан был предназначен для учеников средних общеобразовательных школ! Для детских уроков физкультуры! Это ведь открытым текстом говорится во всех книгах, где дана история каратэ. Ну а если это мог сделать ребенок - почему же не сможете вы? Только не надо мне опять про "энергию КИ"!

Я не говорю о том, что если пацан может выучить ката, то он станет мастером, нет. Это именно тот самый "почетный" подход, о котором я писал выше - выучил ката "на шестой дан", сдал его на следующий день - вот тебе и пояс. Но выучив ката, пацан СМОЖЕТ им стать! Пусть он сдаст на пояс через десять лет - но выучит эту ката сейчас, и десять лет будет ее практиковать - вот тогда будут вам и блоки, и уклоны. И "энергия Ки" будет не просто болтовней, а на самом деле наработается.

И еще - пусть уберут очки. Или хоть отодвинут их в сторону, как в боксе. Если бы победа присуждалась, как в боксе, нокаутом или нокдауном, а об очках думали бы в последнюю очередь, когда нельзя сразу судить о преимуществе того или другого бойца - вот тогда техника каратэ действительно применялась бы в полном объеме. Вон, несмотря на грубость, соревновательный арсенал в "Ашихаре" или "Дайдо-дзюку" все-таки больше - то есть, эти системы более применимы в реальности, чем сётокан.

Кроме того - если обратить внимание на тот невинный факт, что сётокан на самом деле ведет свою "традицию" не от боевой системы, а от школьной физкультуры, то ОЧЕНЬ МНОГОЕ СТАНОВИТСЯ ЯСНО.

  • И почему удары наносятся по таким траекториям, которые наиболее безопасны для противника. Возможностей для сравнения - море.
  • И странные способы передвижений, при которых наиболее трудно объединить силу рук и ног. Скажите мне, кто так ходит в бою?
  • И последовательное выполнение защит и атак, малопригодное для боя. Попробуйте сами - и не я буду виноват.
  • И обилие в ката непонятных положений, не изучаемых в базовой технике. Это - "на вырост".
  • И примитивность этой самой базовой техники. Чтобы ребенок понял.
  • И периодически происходящее побивание каратистов на улице.
  • И обилие секретов, изучающихся вопреки всякой логике на "высших" данах. Это никакие не секреты, а нормальное, боевое каратэ.
  • И, наконец, постоянно долбящее по голове: "Драться плохо, плохо, плохо…". Ведь взрослый сам знает, зачем обучается.

И - мало ли что еще… Например, становится ясно, что если уж выучил букварь, то хоть десять, хоть двадцать лет еще повторяй - грамотнее не станешь.

Насчет багуа - возможно. Я очень люблю багуа и считаю его "самым лучшим стилем" кунг-фу - прежде всего с точки зрения двигательной задачи. А насчет боевой эффективности - может, покажете мне хоть кого-то, кто умеет драться по багуа? Я таких товарищей искал не меньше, чем хапкидоинов. Я очень люблю багуа - именно спарринг по багуа, который в Брянске почему-то найти можно, а в столице - нет. Да и у брянских умельцев сейчас совсем другие заботы. Один из них так и вообще сидит… Хотя нет - недавно уже должен был выйти.

В Москве же - да и в региональных федерациях - полно "гимнастов", которые даже из почесывания спины могут раздуть великую проблему и "клановый секрет" - бойцов же не видно. Дошло до того, что "мастер" кладет перед собой какую-нибудь книжку, и поминутно в нее заглядывая, делает "позы" - снимает новую, "свою". Ну ладно, Богачихин хоть в Китае был, и в мастера не лезет. Он переводчик, спец по языку, и его ляпсусы при комментировании "Песен багуа" по этой причине вполне извинительны. Ну а Карамов, который в БИПе именно так свою статью и иллюстрировал? Он же багуа ну ВОООБЩЕ никак не знает, поскольку ВОООБЩЕ никогда им не занимался - то есть, любой человек мог сделать такую статью. Абсолютно любой, только что взявший ту же книжку. Поскольку статья эта списана от корки до корки. Но это уже не смешно. Такая халтура для нас дело привычное - начиная с шпаргалок на экзамене.

Однако и китайцы, авторы книги "Эмэйское багуа", - лучшего и наиболее подробного руководства по багуа на русском языке, - ТОЖЕ драться этой техникой не умеют. Иначе не появилось бы таких смешных расшифровок и комментариев. Разве "пересказать другими словами" и "комментировать" - это одно и то же? От таких "комментариев" только в голове шумит - но проблема яснее не становится.

А подшивку "Чжунхуа ушу" в Ленинке никто почему-то взять не догадывается. А там, кстати, даже читать не обязательно. Все прекрасно видно и так. Да, в конце-то концов, если вам так надо, вы что, не можете познакомиться со студентом-китаистом? Он вам все и прочитает. По моему, народу просто лень. И он предпочитает сосать ту соску, что ему прямо в рот суют. Кто бы и что бы ни совал.

Вот только не надо мне грузить про "ци" и "через двадцать лет практики…". Через двадцать лет действительно кого угодно можно пропороть выпрямленными пальцами - да хоть носом насмерть заклевать - но это становится возможным не столько за счет "ци", сколько за счет накопленного опыта. А как его накапливать, если техника не работает и сработает только через двадцать лет? Дорога ложка к обеду. Ведь обидно будет, если на девятнадцатом году вас пришибет какой-нибудь прохожий качок-тинэйджер. Просто так, прикола ради - "шобы знал".

Бесполезные техники никто базовыми не ставит. Это глупо - в конце концов, просто останешься без учеников. ВООБЩЕ. Ни один человек не будет заниматься на таких условиях. И твоя идиотская "традиция" умрет вместе с тобой. А Дун Хайчуань был инструктором императорской гвардии! То есть солдат учил. Какой дурак будет двадцать лет учить солдата? Их за это время как минимум раз пять сменить положено!

И, кстати, большинство техник багуа почему-то всегда трактуется как удары - а я с этим в корне не согласен, потому что багуа - система в основном бросковая. Однако для дилетанта проще всего объяснить прямолинейное движение руки, как "удар" - хотя даже он не станет спорить, что для достижения желаемого эффекта при ударе руку было бы разумнее сжать в кулак. В Шаолине же не дилетанты сидели? А Сунь Лутан, кстати, за приемами с ходу всех в Шаолинь отсылает, с первых же страниц своей книги.

А в багуа - ЛАДОНИ. То есть, гибкость и чувствительность при исполнении этих техник гораздо важнее силы и крепости, необходимой в ударе. А тут еще эти вращения и подвороты - для ударов они тоже не нужны в таком количестве. Да и все эти истории о старых мастерах багуа - там же об ударах почти ничего, зато сплошь и рядом - "схватил за кисть и отбросил", "подсек", "оттолкнул".

Просто НИКТО НЕ ПРИВЫК БРОСАТЬ БЕЗ КИСТЕВЫХ ЗАХВАТОВ. Народ об этом не догадывается, так как никогда ничего подобного не видел - все представление о бросках базируется на дзюдо да айкидо. А ВОТ Я так научился! Чем всегда и хвастаюсь - без малейшего зазрения совести. В конце концов, сам до этого додумался. На основе хапкидо, кстати. Только (хи-хи-хи!) хапкидоины тоже этого не знают.

А техники между прочим, рабочие - и весьма. И гораздо мощнее и быстрее "классических" захватов. Таким способом люди "летают" чаще, легче, охотнее и гораздо дальше.

Могу показать - а потом вы скажете, прав ли я.

Кстати - насчет багуа я учить никого не лезу и свое мнение не навязываю. Я просто люблю им заниматься. Броски я разрабатывал сам, - даже "брянцы" их не делают и так не спаррингуют. Однако я хочу делать его именно так, потому что это эффективно. И с удовольствием поработал бы с кем-нибудь, кто хорошо знает комплексы. У меня тут уже лет сто как лежит прекрасный китайский фильм, который я один разбирать буду еще лет пять. Нужен партнер - то есть тот, кто знает хотя бы "старые ладони" и умеет не только ходить по кругу, но и думать головой. Давайте меняться - вы мне поможете раскрутить имеющуюся информацию, а я вам покажу, как она работает в бою. Лады?

Не будьте же вы "теоретиками" - давайте, наконец, поработаем!

Насчет винчуна - интересно, кто вам его так преподавал? Он же по базе простой, как его мук-джонг! Одна стойка, единственное перемещение, пара поворотов. Одно бревно с «ручками» и «ножками». Одна форма (правда в новой традиции разделенная на три)… Руки, конечно, должны быть гибкими и чувствительными, но это ведь происходит постепенно, по мере развития вашего навыка, а не за счет стараний преподавателя. Ваше усердие и постоянная практика здесь гораздо важнее. Насколько знаю я, винчун распространился так широко именно потому, что был очень прост в обучении. Во Вьетнаме, например, ему совсем недавно массово обучали солдат. Вообще он и создан был так - путем упрощения шаолиньского стиля «семизвездного богомола», а точнее на базе одного из тао этого стиля, «Вин Цун», посвященного работе с копьем. Добавили к технике длинной пики технику «липких рук» - и вот, вышел прекрасный комплекс, вырос целый стиль. Так что «древний» вин-чун - это не более чем курс подготовки рядового строевого пехотинца-копейщика. Оттуда и движение только вперед, и отсутствие уклонов, и даже боковых ударов. И неплохо же получилось, при таком минимуме! Не надо только мне этих легенд про женщин - стиль назвали женским не потому, что сила не нужна, а потому, что даже женщина способна ему научиться. При всем ее недомыслии. И полугода вполне хватит - дайте только 117 движений у деревянного столба - и вперед. За месяц она их выучит, а еще пять месяцев будет наколачивать скорость и автоматизм. И хватит за глаза, особенно если таких баб много и они в строю. Да еще с копьями. Длинными. Б-р-р.

А насчет отработки удара - интересно, как же вы «выставите дистанцию» и эти самые углы, если бить не будете? Удар ведь не бывает «сам в себе», это целый комплекс действий. А дистанция - не более чем хорошее чувство длины вашей ударной конечности. Там я могу достать ногой, тут пройдет боковой удар, там прямой, а вот туда дотянуться можно только кончиками пальцев, да и то лишь с подачей плеча. Чувство дистанции во многом зависит от практики. И перемещения лучше изучать в процессе - иначе вам каждый раз придется все начинать заново. Соединить перемещение с ударом, - это похоже не на намазывание хлеба маслом, а на запекание начинки в пирожке. Вы что, сперва собираетесь печь «пустые булочки», а начинку в них потом запихивать, так что ли? Гамбургеры получатся, а не пирожки. Чуть потряси, не так возьми - и рассыплется. И руки еще измазюкает. :)

Так и удар у многих рассыпается - они сперва шагают, потом бьют. А это ведь единое целое! Я уже по форме шага могу определить,что сейчас будет - поэтому не должно быть ни малейшего зазора. Я тут же туда что-нибудь засуну и просто не дам вам закончить ваш удар. Что у меня обычно и получается. Все отрабатывается одновременно, в комплексе - а чтобы можно было уследить за всеми деталями одновременно, нужно начинать с медленного исполнения.

В конце концов, E= mv?/2, и отработать тут можно только v - не массу же нажирать? Вот потихонечку и начинайте, постепенно ускоряясь - и за пару месяцев можно выставить прекрасный удар.

Только не на груше - берите партнера и начинайте туйшоу. Груша - уже завершающий этап, когда скорость слишком велика и человека можно травмировать - однако к этому времени у вас не только траектория и динамика удара верны - все эти углы и дистанции вы тоже чувствуете интуитивно. Я, например, именно так и работал. "Брянские умельцы" научили.

Кроме того, новичок, приходящий в зал, хочет изучать именно удары. Это обычное восприятие боевых искусств. Настукав удары, многие искренне считают, что дело в шляпе - и попросту перестают заниматься, изучать что-то еще.

На соревнованиях блоки не оцениваются. Поэтому, соответственно, спортсменам тоже нет никакого резона их изучать, если то же время можно потратить на те же удары. Спортсмены - народ простой: если можно обойтись одним ударом, то один и будут отрабатывать.

Вот и все. Вот вам секрет того, что на соревнования можно выскочить после нескольких месяцев занятий - с одной-единственной "цукой", которой вам тем не менее за глаза хватит. А если уж пошли медали - тут даже самый самокритичный человек может решить, что и впрямь стал мастером. И школу откроет, куда тут же набьется куча лохов. А став сэнсэем - как он сможет признаться, что не знает больше ничего? Вот и начнет он "грузить" про энергии и секреты. Да ладно уж - что по кругу ходить…

Несколько безадресных вопросиков.

Как быстро научиться драться?

Возьмите длинный носок и суньте в него кусок мыла. Раскрутите носок над своей головой и с размаху опустите на голову противника. Ему тут же на месте настанет капут.

Так что технически все очень просто. Суть проблемы в том, чтобы РЕШИТЬСЯ на это. Если вы действительно хотите драться, то вы меньше всего будете заботиться о том, как и когда это делать - вы возьмете любой дрын и пойдете. Изучать же какие-то техники, чтобы через несколько лет набить морду обидчику - такое только в китайских фильмах бывает.

Однако я чувствую, что ответ неполон. Добавлю вот это: чтобы драться, можно использовать любой предмет или двигательный навык. Нужно только осмыслить его применительно к драке и решиться на это. И если уж решился ударить, доводи дело до конца. Обычно все валится из рук именно потому, что вы «передумали» в самый неподходящий момент.

Чем ваш стиль лучше других?

Тем, что в нем нет запретов и есть четкая система. Благодаря ей любой человек, получивший базу, сможет развиваться самостоятельно без помощи учителя. Что же касается движений, то они подобраны так, чтобы давать максимальный КПД. И еще - я использовал опыт многих боевых искусств - а сами они, увязнув в секретничаньи, зачастую не видят своих возможностей, поскольку не могут оценить себя со стороны.

Кроме того, - мой стиль возник и «возникает» в основном за счет того, что другие стили сами себя ограничивают и урезают, запрещая и отбрасывая наиболее эффективные в бою техники. Используя эти их уродства, мы чувствуем себя прекрасно: ведь в КОНТЭН ограничений нет.

Так что мой совет всем противникам КОНТЭН: Хотите выбить у нас почву из-под ног? - Перестаньте заниматься самообманом и изучайте свои техники в полном объеме. Тогда КОНТЭН перестанет «возникать» и будет ничем не лучше ваших «родных» школ. Но уж и хуже он тоже не будет. Что выросло, то выросло.

Сколько нужно заниматься, чтобы достичь какого-нибудь мастерства?

Все зависит от вас. Вас может осенить и через несколько месяцев, и через несколько лет - нужно только дожидаться этого не сложа руки. И еще - невозможно добиться мастерства, если не придумывать ничего самому. Я скажу больше - даже изучая прием по методике, нужно не стоько зазубрить его, сколько заново изобрести - при том же захвате, при том же положении. И отработать при разных атаках, из разных положений, насколько у вас хватит фантазии. Только изобретенные вами, «родные» техники вас никогда не подведут. И то - лишь если они проработаны досконально.

Можно ли улучшить существующие методики преподавания боевых искусств, но при этом не превращать их в КОНТЭН?

Об этом я и забочусь, ругая современные спортивные методики. Если КОНТЭН бьет неумеек и недоучек, то, согласитесь, это может происходить вовсе не за счет преимуществ системы - просто, скажем, мои ученики могут быть фанатами и больше тренироваться. Так что объективной оценки возможностей системы не получится. А вот если противниками будут реальные, хорошо и првильно обученные бойцы - тогда другое дело.

Поэтому я всегда зазываю в зал представителей других стилей и напрапвлений. И им - спарринг, и нам наука.

А улучшить методики можно - хотя бы просто изучая все приемы без исключения и обучая работать без ограничений. Просто считайте, что главное место для применения техник - это улица, а не татами. И - не торопитесь выскакивать на соревнования. Что вы можете там найти, кроме ложного «самоутверждения» среди таких же выскочек?

Можно ли научиться драться, как в фильмах с Джеки Чаном?

Надеюсь, что да. По крайней мере, это моя давняя мечта. Вы заметили, что приемы там по большей части очень простые? Что все самое интересное - это искусство неожиданных и своевременных перемещений и использования окружающих предметов? Приемы у меня есть и свои - а вот перемещаься так… Мне еще учиться и учиться.

Однако, не скрою - я был очень разочарован, посмотрев документальный фильм, где Чан объясняет все. О сотнях дублей, о невидимых проволочках - и, наконец, о целой системе звуковых сигналов, благодаря которой он знает к кому повернуться и кто и как сейчас будет атаковать. Ведь так не хочется расставаться с мечтой! Не знаю, удивился бы Джеки, если бы узнал, что многие его трюки вполне применимы и в реальном бою? По-моему, нет. Я ведь кое-что все-таки отработал! Так что мое разочарование ни в коей мере к Джеки не относится. Он - мастер, и мастер великий: куда там тому же Брюсу Ли.

Поэтому, мой совет - хотите научиться так драться? Учитесь!

Учиться ведь не только можно, но даже нужно.

Как вы относитесь к «боям без правил»?

Это фуфло, причем несомненное. Причем опасное для здоровья, как всякая драка. Я драться умею, но лезть в это месиво самому? Толкаться среди этих гиппопотамов? Да еще по жеребьевке? Ведь покалечиться можно даже на ровном месте - а тут самому искать себе приключений.

Уж увольте. Это вам не кино с Ван-Даммом. Это гораздо хуже, в смысле пошлее.

Вы читали «Трудно быть богом» Стругацких? Если нет, почитайте. Там на некой планете, находящейся на уровне средневековья, местная инквизиция взяла за жабры земного разведчика. Подготовленного, естественно, лучшими земными спецами по боевым искусствам. Обвинили его, естественно, в связях с дьяволом. Но интересно не это, а весьма здравый подход к делу:

«…Вы, несомненно, продали душу дьяволу, ибо только в аду можно научиться этим сказочным, невероятным приемам боя… Так вот, брат Аба выделил для вашего ареста не самых умелых бойцов, а самых толстых и сильных. И он оказался прав. Несколько вывихнутых рук, несколько отдавленных шей, выбитые зубы не в счет… и вот вы здесь!»

В КГБ тоже пользовались этим же нехитрым методом. И - брали любых умельцев.

Толстые и сильные… И, заметьте, «не самые умелые»! А кто же еще, по вашему, чемпионствует в этих так называемых «боях без правил»? Ведь, несмотря на название, правила-то там все-таки есть! Нельзя тыкать пальцами в глаза, разрывать губы и уши, кусаться, таскать за волосы. Даже в пах бить - и то нельзя! И при этом - никаких весовых категорий. То есть, если вы даже и завалите за счет техники нескольких противников своего веса, на вас выйдет туша в четверо тяжелее и вдвое выше вас - и куда вы денетесь? Ведь убивать его тоже нельзя! Скажите, часто ли вы видели в круге техничных бойцов? На кой черт ему какая-то техника? Вы что, надеетесь чем-то его обмануть, если он все это время смотрел, как вы расправляетесь с его предшественниками? Он, конечно, может быть, и дурак, но не дебил же.

А если все же найдется такой талант - ему вполне могут прямо перед выходом в круг засветить ломиком по голени. В раздевалке, где никто не увидит. Совершенно случайно, разумеется. И без обид. Просто он не вписывается в систему.

Вы что думаете, устроителям этих соревнований В САМОМ ДЕЛЕ интересно,кто победит? Уверяю вас, они это заранее знают. Поскольку на таких соревнованиях обычно действует тотализатор, а они проигрывать не любят. Поскольку техничный боец зачастую капризен, как и всякая примадонна - вспомните Брюса! - а покалечиться может в любой момент.

«Правильный» боец должен знать и понимать, что незаменимых людей нет. И должен чувствовать, что всем обязан хозяину. И вышеупомянутая «туша» на роль такого бойца подходит лучше всего. Потому что вселяет ужас одним своим видом, а обывателю именно это и нравится. На обывателей это зрелище и рассчитано - кто же, по вашему, покупает билеты? Через толстый слой жира, а тем более мышц, удары проходят плохо. Даже обычного человека трудно вырубить одним ударом - что уж говорить об этих гигантах! А ведь он именно на это и рассчитывает - бросается вперед, в обхват, не обращая внимания на кулаки противника, старается сбить на землю, чтобы лишить свободы маневра, задавить массой. Даже если человек сам не может устоять от удачно попавшего удара, он вполне может вцепиться в вас и своим весом свалить с ног. А там, на земле, можно и отдохнуть. Через несколько секунд его сознание прояснится, и он начнет вас давить. И задавит, если уж тяжелее. Ведь лимита времени тоже нет.

Ввязываться в возню в партере не следовало бы ни в коем случае! В реальной жизни, по всем канонам следовало бы подставить палец, ткнуть в глаз несущуюся на вас тушу… Так ведь нельзя же! Запрещено не только то, что может сорвать его напор, но даже то, что может его испугать! Можно было бы отскочить - и помочь ему приложиться с разгона лбом об пол или стенку. Так они же, блин, мягкие! Как в психушке!

Получается, можно только отскочить в сторону…. Ну и сколько, как вы думаете, удастся вам так скакать? Да это и не оценит никто - вы же драться сюда пришли. Вы что, надетесь уморить его до полного изнеможения?

А вы говорите - «без правил»…

Эффективны ли, по-вашему, в бою традиционные боевые искусства - ушу, например?

Несомненно. Нужно только правильно их изучать - то есть именно как искусства боя.

Все необходимые для этого приемы и перемещения в них есть - даже в спортивных. Нужно только четко знать, чего вы добиваетесь - боевого эффекта или побед на соревнованиях. И уж никак не похвал учителя!!!

Я своих учеников очень редко хвалю. Более того, они даже жалуются, что чем больше учатся, тем больше я ругаюсь.

Ребята! Ведь ругаются-то по-разному! Поймите же, что я ругаюсь именно потому, что вы подошли уже впритык к самой сути, вы вокруг нее вертитесь, но никак не можете ухватить! Именно это меня и злит! Обращайте внимание не на тон, а смысл.

Бойтесь, если я перестану ругаться. Это значит, что мне стало все равно, что и как вы делаете.

Многие стараются добиться пояса, считая, что раз уж удалось сдать экзамен, то удалось и достичь соответствующего полученному дану боевого уровня. Какая наивность! Это свидетельствует лишь о полном непонимании сути боевого искусства.

Судари мои!

Боевое мастерство соответствует не дану, а количеству боевого опыта!!!

То есть количеству пропущенных ударов и полученных синяков. А их обычно куда больше, чем ударов, нанесенных вами, особенно поначалу. К тому времени, когда вы сможете переломить этот счет в вашу пользу, с вами уже вряд ли кто захочет связываться. Вот как со мной, например. В уличных стычках меня почему-то просто боятся. Хотя я только разговариваю. А мне вообще-то этого хватает.

Однажды я все-таки спросил - почему? Глаза у тебя какие-то нехорошие, говорят. Злые.

Основная беда боевых искусств - это их правила и ограничения. С их помощью система искусственно замораживается в строго определеном виде - как правило на каком-то из уровней ученического спарринга. И именно этот уровень с тех пор считается эталоном. Как в айкидо, например, где принято только «защащаться» - ну а нападать, что, не приходится? В жизни ведь сплошь и рядом это выгоднее, поскольку помогает пресечь ситуацию в зародыше. Но - «так не положено», и поэтому это не изучается. Так вроде как «плохо делать». А при этом все «дзю-дзюки» теми же приемами нападают - и чувствуют себя прекрасно. И на их «духовном совершенстве» это ну никак не отражается. Так что все эти ограничения условны. А если так уж боитесь травм - лучше придумали бы хороший доспех. И смогли бы наконец отрабатывать боевые техники - за счет которых боевые исксства приобрели свой неувядающий ореол, нещадно эксплуатируемый сегодня облепившими их «гуманистами» и дельцами от спорта.

Считаете ли вы, что "каратэ - для японцев, ушу - для китайцев, а для русских - самбо, школа Кадочникова и славяно-горицкая борьба"?

Для русских есть еще и КОНТЭН. По-моему, вы просто забыли. Ну ничего, со временем привыкнете.

А самбо - это то же дзюдо, которое привез в Россию Ощепков, получивший второй дан в самом Кодокане. ВТОРОЙ ДАН! Тогда этого оказалось вполне достаточно, чтобы к тридцатым годам «борьбой вольного стиля» занималось полстраны. И для того, чтобы наши самбисты побеждали японцев на Олимпиаде в Токио.

А Кадочников, насколько я вижу, работает не что иное, как тайцзи-цюань. Что-то очень близкое к стилю Чень. И очень хорошо, истинно по-мастерски работает. Судя по стойкам, волне, движениям, манере работы - это именно тайцзи. Просто у нас не привыкли, что с помощью движений тайцзи можно драться. Да еще существует определенный психологический барьер, определяющий любую «китайскую грамоту» как нечто чуждое и русскому человеку ненужное. Другое дело, если сказать, что это «исконно русское» искусство, и наши деды именно таким образом валяли всяких там китайцев да японцев, как хотели. Кстати, и самбо в свое время преподносили точно так же. Народ, разумеется, всему этому очень охотно верит, - и что самое интересное, техника тоже начинает неплохо получаться. Она ведь больше не чужая - она теперь родная, «исконно русская».

Славяно-горицкая борьба А.К. Белова, кстати, только на этом и держится. На этом да на заранее агрессивном отношении ко всему «нерусскому». Технически же это еще очень сырая вещь. Но попробуй только скажи славяно-горцам, что на Руси своей воинской традиции просто не было - разорвут же! Зубами загрызут, будь ты хоть трижды мастер! Воинского духа у них действительно - хоть отбавляй. И самоотверженноой готовности тут же, на месте костьми лечь за традиции отцов. Это, конечно, дело хорошее - однако у нас даже в Москве не только русские живут. Татар же полно. Украинцев. Армян. Корейцев. Узбеков. Да евреев, наконец! А агрессивное отношение ко всему нерусскому просто отталкивает их сразу. Если славяно-горицкая борьба хочет развиваться и дальше, а тем более, перешагнуть за пределы России, ей придется распроститься с доброй толикой своего пыла.

Тем не менее, я неоднократно наблюдал, что калмыкам, бурятам, казахам восточные боевые искусства даются очень легко - как будто сделаны специально для них. Это на самом деле так. Но я видел и кучу европейцев, которые задавали жару корейцам и японцам! Так что основную рольиграет все-таки личное старaние и практика. Практика - это ведь ни что иное, как подгонка системы под себя - под свою длину рук и ног, свои реакции и растяжку. Без этого никак нельзя обойтись, если хочешь стать настоящим бойцом.

 (c) 2003 клуб "КОНТЭН" ваш вопрос
 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz