Ю. Ю. Сенчуков
Как было сказано выше, боевые искусства и их мастера на Дальнем Востоке традиционно пользовались большим уважением, и после освобождения Кореи многие решили попробовать свои силы на этом поприще. То и дело чуть ли не в каждой деревне объявлялся мастер, а то и патриарх, обучавший какому-нибудь "истинно корейскому" стилю, причем названия могли быть самыми невероятными, а уровень подготовки "хранителей традиции" - самым различным. В довершение всего многие стили, отличаясь названиями, были совершенно неотличимы по технике, и наоборот. Количество учеников тоже колебалось от нескольких десятков или сотен до трех-четырех человек. Но многочисленные энтузиасты упорно бродили по деревням, кропотливо разбираясь в этом хаотическом нагромождении обрывков полузабытых знаний, зачастую искаженных домыслами и амбициями "хранителей", стучались в ворота горных монастырей, не оставляя надежды воссоздать легендарные старинные методики. Их старания были не бесплодны - кон-чжонг му суль, сон-кум-суль, садо-му суль, бульдо-му суль и тхэккён, бывшие до японской аннексии наиболее распространенными направлениями корейских боевых искусств, были возрождены, или вошли, как составные части, в новые, не менее эффективные системы, созданные в соответствии с традиционными канонами.
Тхэккён. Некогда широко распространенная традиция тхэккён за время японской оккупации практически вымерла, лишь трое друзей - Сон Дук-ки, Ким Хын Шик и Шин Чжэ-юн продолжали тайно практиковаться. Позже к ним присоединился более молодой Шин Хан-сунг, который учился уже у них. Патриарх Сон Дук-ки жив до сих пор и даже проводит показательные выступления, однако чаще всего это происходит на соревнованиях и выступлениях различных организаций тэквондо, приглашающих "предка" в качестве "свадебного генерала". Хотя правительство торжественно объявило тхэккён древнейшим боевым искусством нации" и выдало патриарху почетную лицензию №1, собственная школа Сон Дук-ки, упорно придерживающегося вековых традиций тхэккён, сегодня объединяет не более трех десятков человек.
Кон-чжонг му суль и садо-му суль. Основную роль в спасении методик кон-чжонг му суль сыграл достаточно широко известный сегодня мастер Со Ин-хёк, дед которого, Су Мьюн-дук, был инструктором этой системы, передававшейся в его семье уже 16 поколений, и дал ему не только необходимые навыки и начальный тренинг, но и рекомендательные письма ко многим ушедшим на покой мастерам - друзьям и знакомым своей молодости, которые очень пригодились его внуку-наследнику после трагической гибели старика во время Корейской войны, позволив продолжить обучение. Таким образом Со Ин-хёк получил уникальную возможность изучить кроме кон-чжонг му суль также бульдо-му суль и садо-му суль, которые потом объединил в своей системе под названием Кук-суль, славящейся сегодня оригинальной работой шестом и мечом, а также ударами ладони и использованием болевых точек.
Бульдо-му суль или булькё-му суль. Бульдо-му суль также изучали уже известный нам Ли Чжу-бан и его брат Ли Чжу-сан, отец которых считал боевые искусства фундаментом любого образования, и, обладая черным поясом дзюдо и кендо, сам тренировал сыновей с двухлетнего возраста, а по достижению ими пятилетия отдал их в монастырь Со Кван Са, в ученики к монаху Со Ам До-са, владевшего остатками нескольких монастырских систем. В 1960 году они получили от него благословение на преподавание собственной системы - Хваран-до, которая, хотя и не приходится даже косвенной наследницей искусству хваранов Силлы, основу которого, как вы помните, составлял тхэккен, но тем не менее достаточно эффективна в бою. Новое Хваран-до сегодня считается одной из лучших методик обучения бою на палках и ножах, использует практически весь бросковый арсенал хапкидо, а также знаменито техникой работы ногами и психотренингом. (Не стоит путать это боевое искусство с государственной программой "Хваран-до", развернувшейся в 80-х годах по всей стране и базирующееся на комплексном преподавании чисто спортивных юдо, комдо и тэквондо и патриотической идейной накачке.- прим. авт.)
Сон-кум суль. Еще более интересной является история молодого Ким Чан Сика, ставшего учеником монаха Сеун Сан Дэ Сон Са Нима, будущего патриарха секты Кван Ум для того, чтобы вернуть утраченные знания легендарной сон-кум-суль - "дзэнского меча". Обладая базовой подготовкой ком-до и би-суль, талантливый 25-летний парень упорным психотренингом, отшельничеством и медитациями достиг в 1947 году заветного дзэнского "пробуждения", открыв при этом новое боевое искусство, получившее название Шим Гум До - "путь меча-сознания". Это искусство является прежде всего дисциплиной сознания, поскольку включает в себя более трехсот тысяч техник рубки мечом, боя на палках и шестах, бросков и ударов, и без дзэнских практик и медитаций практически не поддается изучению, хотя неоднократно доказывало свою боевую эффективность. Сам Ким Чан Сик, сразу же после "просветления" по приказу своего наставника отправившийся с циклом лекций в Японию, встречался там со знаменитыми мастерами различных школ кэндо, каратэ и дзю-дзюцу, и, хотя, согласно монашеским заветам, сам и не стремился к победе, всё же никем ни разу не был побит, и через три месяца вернулся в Корею обладателем 15 почетного дана кэндо, 10 дана каратэ и 10 дана айкидо. (Насколько это все правда - не берусь судить; однако техника Шим Гум До действительно весьма эффективна. - прим. авт.)
Стоит однако заметить, что и Со Ин-хёк, и Ли Чжу-бан, и Сон Дук-ки неоднократно и вплотную соприкасались с хапкидо школы Син Му Кван, постоянно обогащая его арсеналы. Благодаря деятельности Ким Му-вонга бросковые техники Дай Донг Рью в течение нескольких лет вошли почти во все другие прикладные боевые системы Кореи, а техника хапкидо стала поистине универсальной. Выше я уже упоминал о том, что первой попыткой слить в единую универсальную систему корейскую и японскую боевые традиции была. техника Ю Квон Суль. Теперь же хапкидо действительно впитало в себя все самое эффективное, что сохранилось от старых воинских школ.
Но прикладная техника хапкидо была слишком сложна для массового изучения и слишком опасна в умелых руках, а традиционный подход к преподаванию воспитывал в человеке независимость и творческое мышление, с чем никогда не соглашалось ни одно государство - и уже в 1955 году, когда Су Бок-су мог еще только мечтать о втором зале, хотя бы даже в своем родном Тэгу, в печати началась активная пропаганда более простого тэквондо - "национального корейского спорта", созданного влиятельным молодым генералом Чхве Хон Хи на основе каратэ Сётокан с элементами старого корейского тэккён.
Корейское правительство, получив в виде тэквондо прекрасный массовый спорт, удобный инструмент контроля молодежи и выгодный противовес вековому авторитету мастеров боевых искусств, в свою очередь, принялось постепенно "перекрывать кислород" аутсайдерам, в число которых попали в основном приверженцы старых традиций, нераздельно связанных с основами буддийской и конфуцианской философии и вековыми нормами клановой морали. В 1955 году была создана Корейская Ассоциация Тэ-су-до ( т.е., тэквондо и тансудо), основу которой составили базовая школа тэквондо О До Кван и наиболее крупная и влиятельная в то время школа тансудо Му Дук Кван во главе с мастером Хванг Ки.
Уяснив, что "спорт" всегда значит "государственная поддержка", многие специалисты тансудо, конг-су-до и хо-син-суль , надеясь, что сходность их базовых техник с техникой тэквондо даст им возможность сотрудничества и взаимного развития, бросились занимать места под новым светилом.
Но не тут-то было - Чхве Хон Хи предпочел "тактику кабинетных войн", воистину бывшую в боевых искусствах чем-то новым. С первых же шагов генерал, ставший, конечно же, президентом Ассоциации, ясно дал понять, какое сотрудничество он имеет в виду: "тэквондо должно быть едино, - и тэквондо должно быть одно." Будучи очень амбициозным и авторитарным человеком, Чхве Хон Хи претендовал на то, что только его система может наилучшим образом представить корейскую боевую традицию, и, используя свои многочисленные связи, постоянно притеснял все другие стили, невзирая на то, оставались ли они независимыми или входили в его организацию. Задавшись этой целью, он принялся требовать ото всех без исключения инструкторов Ассоциации преподавания только по его методике, с использованием только его тулей. Вскоре в названии ассоциации элемент тэ-су-до был заменен на тэквондо. Это в конце концов привело к тому, что множество приверженцев тансудо во главе с Хванг Ки вынуждено было эмигрировать в США, где сейчас находится большинство школ этого стиля.
(Вообще-то им жаловаться не на что - благодаря знаменитому Чаку Норрису тансудо сегодня является чуть ли не самым популярным в Штатах боевым искусством, основой рукопашной подготовки морской пехоты и спецслужб, о чем последователям Хванг Ки на родине и мечтать не приходилось. Впоследствии в Америку пришлось уезжать и многим представителям других корейских стилей, и в результате "корейцы" там сейчас властвуют безраздельно, успешно обойдя и "японцев", и "китайцев", не говоря уж о всякой лаосско-бирманско-индонезийской мелочи. Правда, в последние годы набирают силу бразильская капоэйра и филиппинский арнис, но к ним относятся более как к экзотике - в любом случае, до популярности тансудо им еще расти и расти, как желудю до дуба.- прим.авт)
В Корее могли надеяться удержаться только самые опытные и уважаемые мастера, но и они были обречены на прозябание в безвестности.
С возникновением "истинно корейского" государственного тэквондо традиционные школы снова оказались под угрозой вымирания. В одиночку ни один мастер не смог бы устоять против мощи официальной пропагандистской машины, от души раскручиваемой сторонниками амбициозного генерала. Ученики Чхве Йонг-соля и их друзья - мастера традиционных боевых искусств, предприняли беспримерный шаг - они решили создать единую организацию, которая смогла бы быть противовесом натиску тэквондо, и имея единые аттестационные нормативы, тем не менее сохранила бы от исчезновения истинную сущность корейской воинской традиции.
В 1961 году было объявлено о создании Ки До Хве - уникальной организации, объединившей в себе 31 школу корейских боевых искусств традиционной ориентации.В нее вошли следующие стилевые направления:
- Булькьо му суль
- Му до вон
- Чжун му вон
- Сунг му кван
- Сун му кван
- Кук му кван
- Чонг йонг кван
- Тук кун му суль
- Хваранг до
- Му е кван
- Мун му кван
- Кунг чжунг му суль
- Ю юль кван
- Су му кван
- Иль хо кван
- Кванг до кван
- Чжу му кван
- Му мун кван
- Кук суль вон
- Хук ю кван
- Кук ки кван
- Чжунг му кван
- Хапкидо
- Кук суль кван
- Тэ гук кван
- Янг ву кван
- Сунг му кван
- Чун чжи кван
- Чун му кван
- Кук до кван
- Хонг му кван
Многие из указанных здесь названий сегодня не знакомы не только нам, но и большинству молодых корейских специалистов. Тем не менее мы видим что в эту организацию вошли и хапкидо, и хварандо, и куксуль, сегодня достаточно широко известные.
Организация была неправительственной, и ее целью было сохранение и развитие традиций и методик корейских боевых искусств, находившихся под угрозой исчезновения, возникшей в результате тотальной государственной тэквондоизации всей страны. С этой же целью была разработана единая аттестационная система, призванная упорядочить присвоение данов и определить реальный уровень мастерства как самих инструкторов, так и их учеников.
Корейское "кван" в написании соответствует китайскому "цюань", но обозначает не столько стиль рукопашного боя, сколько школу, как объединение людей вокруг какого-то стиля, учителя (как, например, Син Му Кван хапкидоина Чи Хван Чже или О До Кван тэквондоиста Чхве Хон Хи), поэтому некоторые из этих школ почти не отличались друг от друга. Однако они культивировали различные аспекты боевой практики и благодаря этому смогли сопоставить различные методики и свести их воедино, создав универсальную всеобъемлющую систему, включавщую в себя броски, удары, работу разными видами оружия и воздействия на суставы, и соединившую в себе не только техники различных стилей, но и их подготовительные методики, а также энергетические и психические практики.
Это весьма важно - попытки объединения различных боевых систем делались и раньше - идея объединения в единое целое и ударов и бросков всегда была очень заманчивой, особенно для военных и полицейских. Однако эти попытки всегда натыкались на непреодолимое препятствие - полное нежелание работы с энергетикой и психикой, связанное с необходимостью изменения сознания. Однако неразвитое сознание не способно достичь высокого технического уровня. Результатом этого всегда было либо возвращение к какой-нибудь из составляющих "новодел" старых систем, либо благополучное забвение - или тихое прозябание где-нибудь на задворках. Примером может служить хотя бы русское боевое самбо, до сих пор не имеющее ни конкретных методик тренировки, ни более-менее известных пособий, ни выдающихся мастеров. Те же самбисты, чьи имена звучат достаточно громко, как правило, используют спортивное самбо - то есть обычное дзю-до, но с уклоном в сторону грубости и силы.
Сохранение энергетических упражнений и медитативных психотехник, а также канонизация определенных базовых приемов-комплексов Ки Бон Суль, представляющих собой нечто вроде своеобразных коротких ката, позволили мастерам Ки До Хве подойти к созданию универсальной системы на качественно ином уровне - их детище, получившее собирательное название Хапкидо, давало возможность к развитию сознания - а следовательно, и возможность безгранично усложнять изучаемые техники, используя парадоксальные взаимосочетания простейших элементов и принципов, содержащихся в Ки Бон Суль.