Здравствуйте,Юрий Юрьевич!
Хотелось бы узнать Ваше квалифицированное мнение по, так называемому,
"фестивалю экзотических единоборств" (exoticshow@narod.ru), которое
должно было пройти в Москве где-то в мае. Насколько я полагаю, Вы
не упускаете возможностей познакомиться со специалистами на подобных
мероприятиях.
Также было бы интересно узнать Ваше мнение по таким видам БИ, как
ССАККИССО (упомянута в кн. Соболенко С.А. Рецепт от безумия. К.,"София",1998),
СИНСИМАК (если поискать то можно найти ее адептов и в столице-матушке,
а так "патриарх" Мархоев живет, говорят в Дагомысе Краснодарского
кр.), а также и последнем, насколько мне - провинциалу - кажется,
писке моды на Экз.БИ - "Великом и могучем" (ведь "его использовали
телохранители Тамерлана и Чингисхана") КУЛЬСИНАТе (сыр-санат, кель-синат,
санате зано-зени окили и прочее-прочее). Читал где-то в "вопросах..."
о "кольсин-аты", но хорошо бы подробнее. СИНСИМАК, на мой взгляд,
практически идентичен (наверное, слишком сильно сказано, но...) КОНТЭНу,
системе Кадочникова, и, отчасти, ШОУ-ДАО дяди Саши Медведева. В определенных
кругах ходят упорные слухи, что Мархоев пару лет назад ездил по странам
Востока и изрядно отмочалил их "закрытых" мастеров и даже слегка их
пожурил, "мол, продали свое искусство". Слухи слухами, но дыма, как
говорится, без огня не бывает. "Шибко интересно, однако".
Ну вот, пожалуй, и все.
Искренни Ваш Владимир...
* * *
Уважаемый Владимир!
Информация о фестивале, которую Вы передали мне, меня очень заинтересовала.
Тем не менее, к своему большому сожалению, я ни от кого, кроме Вас,
ничего о нем не слышал. Если вас не затруднит, сообщите пожалуйста,
состоялось ли это мероприятие вообще?
Вне зависимости от этого, сообщаю Вам, что информация об экзотических
стилях для меня была бы очень интересной и ценной. Прошу по возможности
держать меня в курсе событий, с тем, чтобы я мог узнавать о таких
мероприятиях (вкл. семинары) заблаговременно, и посещать их. Лишь
в этом случае я смогу иметь какое-либо мнение об их проведении, содержании
и ценности представленных на них стилей.
Сообщаю также, что ни об одном из упомянутых Вами стилей, за исключением
Шоу-дао, системы Кадочникова и КОНТЭНа, я не могу сообщить никакой
реально применимой информации, поскольку о них практически ничего
не знаю. Единственное известное мне упоминание о "синсимаке" было
"вскользь" в каком-то из пособий или книг А Медведева. О кульсинате
- только то, что указываете и вы, причем из рекламного текста, не
выдерживающего никакой историко-этнографической критики. Но это касается
не столько систем, сколько их рекламного раскручивания. Составлять
суждения о технической стороне незнакомых мне предметов я не считаю
возможным, и буду рад, если мне наконец, кто-нибудь предоставит хоть
что-то, поддающееся реальной оценке, кроме загадочных названий, эффектных
аббревиатур и наспех придуманных "легенд".
Вообще же о "закрытых системах" могу сказать следующее: этот феномен
может иметь место только при государственной поддержке в спецшколах
и спецчастях; внутри какого-либо достаточно большого и обеспеченного
религиозного общества, имеющего реальные боевые цели и соответствующие
им формирования, или же использующего боевые искусства в качестве
религиозной практики; или же в тайном обществе, ставящего своей целью
захват власти. Во всех остальных случаях секретность удержать невозможно.
Искусство разрабатывается достаточно долго, в этот процесс неминуемо
вовлекается большое количество людей, и обычно система, оказавшаяся
удачной, приобретает известность раньше, чем закончится работа по
ее созданию.
Государственная поддержка боевых искусств сегодня очень невелика,
поскольку они не имеют стратегического значения. Для работы в тех
же спецшколах и подразделениях выгоднее подбирать людей из имеющихся
спортивных клубов и секций, при минимальной необходимой доводке техники
до реально применимых в бою вариантов. При этом необходимо заметить,
что система государственного физвоспитания, имевшая своей целью массовую
подготовку призывников, на сегодняшний день также потеряла значимость,
так как в большинстве стран мира армии переходят на контрактную основу.
Так что основным методом становится простой отбор, а сроки обучения
становятся более чем сжатыми. В этих условиях говорить о каком-либо
изучении боевых систем в реально применимом варианте становится невозможным
- они даже в армии становятся не более чем системой физической и психологической
подготовки к ведению боевых действий, утрачивая характер "скрытого"
оружия.
Это то, что касается всевозможных "закрытых методик подготовки спецназов".
Ни в одной стране мира не существует единой такой методики. Не разрабатывается
таких методик. А буде они понадобятся - привлекают спортсменов и ориентируются
на спортивные единоборства.
Теперь о религиозных и ритуальных искусствах.
Общее падение веры в религиозные идеалы и распространение американского
"образа жизни" делает невозможным существование какого-либо серьезного
религиозного общества или действительно суровый режим тренировок.
В том же Шаолине любой монах за пачку "Мальборо" покажет вам любую
секретную технику, а за блок вынесет секретный манускрипт.
Общества заговорщиков и террористов сегодня финансируются различными
финансовыми группами, которые предпочитают иметь вещественные гарантии
успешности задуманного предприятия, с каковой целью снабжают их современным
оружием и экипировкой. И несмотря на то, что общий уровень подготовки
в таких формированиях все-таки несколько выше, чем в государственных
или религиозных (сказывается фактор "наложения" идейной и материальной
мотиваций, а также реальная угроза смерти в случае профнепригодности
или предательства), боевые искусства выполняют в них фактически ту
же роль системы физподготовки. Так сказать, вместо "производственной
гимнастики".
Таким образом, если в наше время система до сих пор остается неизвестной
или малоизвестной, то это, как правило свидетельствует лишь о том,
что она не выдерживает сравнения с существующими образцами широко
распространенного спорта. Примерами могут служить корейские тэккен
и ханпуль или тайская краби-крабонг, которые, несмотря на достаточно
большие финансовые вливания и многочисленные упоминания в прессе,
остаются частным занятием крайне малочисленного круга лиц.
По этой же причине например, хапсагай, чидаоба и куреш не выдерживают
конкуренции с дзюдо, самбо и вольной борьбой.
При этом не исключено, что в этих системах могут присутствовать весьма
полезные элементы, которые при правильном развитии могли бы дать множество
оригинальных и очень эффективных техник - как, например, та же чидаоба
или сумо. Следует, однако, заметить, что, оставаясь в "родной" среде,
эти системы такого развития не получают и получить не могут. Дело
в том, что их носители, как правило, не обладают специальным образованием
(не знают физики, биомеханики и анатомии, а потому не способны излагать
и получать информацию в общепринятой терминологии) и не владеют другими
системами, с которыми могло бы проводиться сравнение. Наконец, зачастую
они просто не заинтересованы в такой работе, считая свое искусство
неприкосновенной святыней или же чем-то само собой разумеющимся. Поскольку
в настоящее время произошла кардинальная смена социальных ориентиров,
фигуры, которые мы с вами определяем как "мастеров", являются уникальной
редкостью даже с странах конфуцианской культуры, а для других стран
были вовсе не характерны, и поэтому исчезли с массированным внедрением
огнестрельного оружия - то есть, лет четыреста назад. С тех пор развитием
боевых искусств занимаются именно спортсмены, - несмотря на то, что
современный спорт, как явление, сформировался сравнительно недавно.
То есть, боевые искусства с тех пор являются ничем иным, кроме формы
физподготовки и активного досуга. Об этом свидетельствует также и
ярко выраженная направленность спортивного фехтования и кулачного
боя на единоборство.
Таким образом, тот факт, что искусство является малоизвестным или
секретным, клановым или ритуальным, ни в коей мере не говорит о его
боевой эффективности, а скорее наоборот. Если же это не так, то оно
очень быстро становится широко известным и популярным.
"Древние методики", в силу тех же причин, также могут быть не только
малоэффективными, но и вредными для здоровья - хотя бы просто в силу
того, что их создателям была недоступна вся необходимая информация.
Согласитесь, что глупо искать всюду китовую кожу, если ее можно было
бы с большим эффектом заменить, например, неопреном, или же выдерживать
дерево для лука в спецрассоле несколько лет, когда более упругий и
сильный лук можно было бы сделать из пластика. Ведь к искусству, как
таковому, и китовая кожа, и спецлуки и прочая сверхдорогая атрибутика
по сути не имеет никакого отношения, поскольку никак не сказывается
на технике стрельбы. Зато пластиковый лук не боится ни сырости, ни
червей, чего нельзя сказать об их доисторическом прототипе, каким
бы классическим он ни был. Не говоря уж об отсутствии характерного
запаха.
В связи с этим можно сделать вывод, что этой работой должны заниматься
специальные организации и инициативные группы, не ограниченные никакими
религиозными или идеологическими запретами, а также личными интересами
вышестоящего руководства, что, к сожалению имеет место в большинстве
спортивных федераций. Активисты и методисты которых - спортсмены или
бывшие спортсмены, - кстати, опять же не обладают специальным образованием
или же желанием заниматься подобной работой. На сегодняшний день единственной
организацией, проводившей и проводящей достаточно долговременные работы
по изучению и развитию малоизвестных и экзотических систем и стилей,
является Институт Кодокан дзю-до.
Слухи о "мастерах", поучающих других мастеров, для меня неубедительны
и критериями мастерства не являются. Обо мне их тоже очень много ходило.
Однако, честно говоря: либо в слухах раздувался сам факт "поучения",
либо же было раздуто "мастерство" поучаемого - с целью поднять таким
образом авторитет "поучителя". То есть, источником дыма служит не
простой огонь, а специальная дымильная установка. Эти слухи, а также
их ожидание не несут никакой полезной информации, а зачастую даже
мешают нормальному общению. При этом, учитывая все сказанное выше,
я не буду удивлен, скажем, если продвинутый спортсмен-каратист, а
еще лучше тэквондоин или боксер-разрядник сможет избить какого-нибудь
закрытого китайского (японского, корейского и т.п.) дедушку, некогда
слывшего "первым парнем на деревне", но никогда не высовывавшего носа
за пределы этой самой своей деревни. Это не сделает для меня менее
ценным искусство избитого дедушки и не заставит считать мастером его
победителя. Да и вы прекрасно можете представить себе такую ситуацию,
в которой здоровый бык-"энтузиаст" с тремя ударами в арсенале бьет
морду китайцу или вьетнамцу, неплохо владеющему кунг-фу (я знаю несколько
таких случаев), а после говорит, что все это ушу-мушу ничего не стоит.
Между тем, почти никто не пытается подумать над этой ситуацией с другой
точки зрения: ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ли все у этого дедушки ничего не стоит?
Но теперь узнать об этом не представляется возможным, поскольку дедушка
больше с таким "самородком" разговаривать не станет… и не только с
ним. Когда к дедушке явится следующий энтузиаст или даже какой-нибудь
этнограф, на него теперь вместо разговора скорее всего спустят собак.
Независимо от того, с какими целями приехал этот чужак. Таким образом
малоизвестная система станет еще и "закрытой". Но кому от этого будет
лучше?
Вместе с тем, я сегодня уже не только от себя, но и от имени всех
сотрудничающих со мной в нашем проекте людей, могу заверить вас в
том, что исследование, развитие и внедрение выигрышных моментов экзотических,
малоизвестных, ритуальных и народных боевых систем является нашей
непосредственной целью и задачей.
В связи с этим я был бы очень рад пригласить вас к сотрудничеству
в качестве консультанта по указанным вами разновидностям борьбы и
фехтования малых народов. Будет очень любопытно ознакомиться с известными
вам техниками, а также сравнить их с имеющимися в нашем распоряжении
"образцами". Как я указывал выше, такое сравнение очень часто дает
результат, неутешительный для романтиков и идеалистов от БИ, но настоящий
исследователь будет удовлетворен и одной-двумя удачными находками.
Кроме того, даже эти неудачи могут быть описаны в серии статей, а
возможно и книг, посвященных этим искусствам, которые в любом случае
будут иметь большую этнографическую ценность.
Еще раз - с уважением, ЮЮ.