Syrin: Разный вин-чун
Привет всем!
На польском "Горинкан-форум" появилась интересная статья, как раз
в продолжение дискуссий, что здесь недавно велись ;-) Автор занимается
вин-чун давно, учится у какого-то немца (фамилию забыл) и по отзывам
тех, кто с ним работал, свое дело знает.
"Все варианты вин-чун в большей или меньшей степени отличаются друг
от друга. Позволю себе заявить, что одним из наиболее отличающихся
от "усредненного" представления об этом искусстве, является вариант
Вильяма Чеунга...
Чтобы не вдаваться в подробности, можно сказать, что система Чеунга
считается "мягкой", а остальные "твердыми". Некоторые наши польские
эксперты используют деление на системы "инь" и "ян", добавляя еще
несколько значений таким способом. Я приму этот способ градации из-за
экономии слов, и для того, что обе эти силы ОДИНАКОВО ВАЖНЫ.
То, что наиболее делит эти системы, это:
1. принцип "ни шагу назад, только вперед", или "всегда идти вперед,
напирая и "приклеиваясь" к противнику", в системе Чеунга не существует.
У него всегда можно отступить, если возникла такая необходимость.
Кроме того, не входят в противника прямо, "фронтально", а только вперед
в сторону, "рядом" с ним. Огромное внимание уделяется тому, чтобы
избегать столкновения сил. Для тех, кто меньше ростом, это имеет огромное
значение. Если под понятием "фронтальный" мы будем понимать "не скручивая
туловище", то и в этом смысле есть отличия в вин-чуне Чеунга. Причина
этого - иное понимание ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЛИНИИ.
2. Центральная линия в системах "ян" в принципе - это ось, выходящая
под прямым углом из грудной клетки, вокруг которой выполняются блоки
и вдоль которой часто проводятся удары.
В системах "инь" это ПРОСТРАНСТВО, в котором можно действовать обеими
руками в одно и тоже время. Центральная линия служит скорее для атаки,
чем обороны.
3. в системах "ян" практик старается биться нос в нос, не заботясь
о возможной атаке сбоку и засыпая противника градом прямых ударов.
В системе "инь" обязывает принцип нос в точку контакта. Важно также
умение переходить от атаки к обороне и наоборот (описанный принцип
вызывает огромные различия в выполнении техник, но описать это слишком
сложно.
4. в системах "ян" часто встречается работа ног с подтягиванием задней
ноги по полу и концентрацией веса тела на одной ноге при принятии
базовых позиций, что дает постоянную готовность к нанесению ударов
той ногой, которая веса тела не несет.
В системе "инь" в основных позициях стопы одинаково нагружены и передвигают
их, поднимая над полом. Основное внимание уделяется легкости передвижения
в любом направлении. Нога нагружается весом только в переходных стойках,
а не основных.
5. системы "ян" учат бою на ближней дистанции, и стремятся к ее сокращению
через постоянное движение вперед - иногда просто запрещается отступать!
Система "инь" Чеунга тоже учит драться вблизи, но очень много внимания
уделяет безопасному входу на эту дистанцию, постоянно совершенствуя
умение менять атаку на оборону и наоборот, чтобы отступить, если начнутся
проблемы.
В моем понимании, система Чеунга дает больше шансов людям меньшим
и более слабым, чтобы уцелеть в неприятной ситуации. Системы "ян",
как мне кажется, более эффективны в выполнении людей с большими габаритами,
физически сильными, которым не надо много маневрировать.
Различия (которых только несколько приведено здесь) приводят к тому,
что это практически разные системы. Похожесть в положении рук при
выполнении оборонительных техник существует, но разниц в подходе к
атаке огромное количество.
Я считаю, что нет систем лучших или худших, для каждого, кто тренируется,
его система будет лучшей - чудес не бывает :-) Ну разве что появляются
сомнения... и тогда приходится менять стиль. И без сомнения, намного
проще перейти с одного вин-чуна на другой, чем с какого-нибудь варианта
каратэ на вин-чун.
Дарек"
И.Макаров: re: Разный вин-чун
Хорошая статья. Единственная, пожалуй, поправка, про центральную линию.
Ее Чёнг понимает точно так же, как и обычный винчун (который он называет
"модифицированный", а свой, естественно, "традиционный"), он просто
вводит еще одну линию, играя на различиях английского языка (с волками
жить, знаете ли...) "center line" и "central line". В обычном винчуне,
по теории Чёнга, драка идет по centerline, а в его версии по central
line, тому самому описанному в статье пространству.
Да, и еще "side-neutral stance" -- Чёнг отказался от фронтальной
стойки носками внутрь (поэтому ему пришлось изменять даже начало Сил
Лим Тао). Стойка и правда лучше, чем в обычном винчуне, по крайней
мере намного мобильнее.
Техника сближения с противником в версии Чёнга включает довольно противно
выглядящий подскок на одной ноге, а вторая вместе с руками защищает
тело. Проблема в изучении этой техники в том, что она противоречит
основному принципу самого же Чёнга "всегда будь готов к изменениям".
Когда летишь в воздухе, особенно не поизменяешься, поэтому по мере
изучения ученик начинает сознавать, что "entry technique" (так эта
штука называется) применимо не столь часто, как о нем говорится.
Один недостаток системы Чёнга (хотя в других ситуациях это несомненно
достоинство) -- указанная в статье особенность распределения веса
50-50 и шага, а не скольжения, как в обычном винчун. Идея сама по
себе здоровая, только на ближней дистанции (скажем, в чисао) миллион
раз возникает ситуация, когда простым поворотом корпуса на задней
ноге можно было бы уйти от атаки, а по Чёнгу такой возможности нет,
потому что надо быть прямым и по 50% веса на каждой ноге. В той же
ситуации атака идет на "раз", а защита "раз-два" (переступить левой
и правой ногой), поэтому защищающийся ВСЕГДА отстаёт от нападающего,
особенно если тот не шагает вовсе, а только играет на изменении угла
атаки.
И еще, благодаря повышенной мобильности стиля Чёнга, частично снимается
важность чисао как работы на ближней дистанции, поэтому очень трудно
заставить человека долго липнуть к противнику, изменяется рисунок
боя, вместо обычного винчунского "прилип и добивай" у Чёнга люди стараются
занять т.н. "blind side", слепую сторону - об этом в статье очень
подробно написано.
Сенчуков:
По поводу винчуна Чеунга. Меня очень заинтересовал ваш разговор об
этой разновидности винчун. Я не могу о ней судить уверенно, поскольку
сам ее не видел (покамест, теперь постараюсь найти хотя бы видеоматериалы
или книжку-другую: вроде бы видел в продаже, но не обратил внимания).
Тем не менее, хотел бы сделать кое-какие замечания по тем особенностям,
которые выделили Дарек (и Syrin), и И. Макаров. Надеюсь, что вам это
будет интересно.
То, что вы написали об "иньских" системах, вполне подходит к моему
"КОНТЭН". То есть, я такой подход к тактике боя вполне разделяю и
поддерживаю. В конце концов, сам так работаю. Однако приведенный в
этой статье способ деления систем на жесткие и мягкие, по моему, лучше
было бы назвать делением на "догматические" и "свободные", что ли.
Если человек всегда идет только вперед и не обращает внимания на боковые
удары, потому что их "нет в каноне", то, по-моему, это не жесткость,
а тупость. Не могу поверить в то, что Ип Мэн или кто бы то ни было,
столкнувшись с опытным противником, умело пользующимся боковыми ударами
или скоростными сериями ног, будет так же "тупо гнуть свою линию",
ради того, чтобы ученики ему потом не задавали коварных вопросов.
Я уверен, что если припечет, любой мастер проявит удивительную прыть
и гибкость -каким бы ортодоксальным он ни был на тренировках. Иначе
он не просто не мастер, поскольку мастерство заключается не в количестве
изученных техник и упражнения и даже не в степени их наработанности
- а в способности применять их К МЕСТУ, даже если их немного. То есть,
изменяться вместе с ситуацией.
В связи с этим хочу заметить, что подход обсуждаемого вами Чеунга,
если исходить из приведенной вами информации, гораздо более универсален
и гибок, чем "традиционный". Скажем так, он в бою быстрее сможет найти
подход к незнакомому стилю.
С другой стороны, мне кажется, что некоторые положения, отнесенные
в статье Дарека к "янским", имеют смысл и в бою необходимы.
Подтягивание задней ноги: вещь необходимая, поскольку дает
возможность продолжать и развивать успешно начатую атаку, и при этом
делает возможным свободное перемещение практически в любом направлении
а также резкую перемену направления движения. То, что "классики" этим
не пользуются - это их проблема. А любой нормальный боксер все это
очень быстро объяснит и покажет - заодно с боковыми ударами. То есть,
проблема опять же только в узости мышления и неспособности или нежелании
адаптировать технику к современным условиям и возможному противнику.
Если у вас такой проблемы нет, то вы этому очень быстро научитесь,
даже практикуя "жесткий" винчун - разве что вас отлучат от школы за
ваши нововведения (или за то, что вы оказались умнее мастера).
Вес на двух ногах: Тут я вряд ли соглашусь, поскольку никакой
мобильности у вас не остается. Здесь выгоднее и правильнее будет согласиться
с ортодоксами. Наверное, тот, кто смотрел, что-то не так увидел. Дело
в том, что сильного (и нормального) удара без вложения корпуса нельзя
сделать даже в винчун. Да, конечно, степень и способ этого вложения
существенно отличаются от принятых в том же боксе, а недоучками, застрявшими
в "бесконтакте" и вообще могут отрицаться, но в реальной работе без
этого вложения не обойтись. А оно непосредственно связано с переносом
веса с ноги на ногу. О чем, кстати, постоянно твердят все классики.
Ближний бой: это очень трудный раздел, согласен. Но именно
эти техники являются наиболее универсальными в любой боевой системе.
Если вы умеете драться в ближнем бою, вы сумеете и сорвать дистанцию,
и обезоружить противника, и связать удары с бросками и многое другое
- вплоть до более удачного ведения боя с несколькими противниками.
Если "патриархи" этому не обучают, то не система в этом виновата.
Способ безопасного входа при таком способе боя является наиболее важной
вещью, поскольку сам момент боя после удачного входа вряд ли будет
дольше одной-двух секунд и фактически является добиванием противника
- то есть, зачастую длится столько, сколько он падает.
А вот насчет отступления - вопрос особый. Если противник у вас только
один, а пол ровный, то проблема действительно не такая уж важная.
Однако если вы деретесь в незнакомом месте, на неровной, поросшей
травой земле, да к тому же против нескольких человек, то, на мой взгляд,
лучше отступать в сторону, чем назад, поскольку там, где вы только
что стояли, уже может находиться враг. Двигаться, не полагаясь на
авось, можно только "туда, куда глаза глядят". То есть, ни в коем
случае не спиной вперед. Даже если вы "только что там стояли".
По поводу прыжкового входа: согласен, что несколько раз подряд
эту технику применять опасно. Согласен, что с дальней дистанции лучше
не сигать. Целиком согласен с тем, что в момент полета не очень-то
и поизменяешься. Однако я сам довольно часто применяю прыжковый вход
или, как вы говорите, "entry technique", в БЛИЖНЕМ БОЮ, и, как правило,
он для противника является полной неожиданностью. Эта техника - весьма
неплохой способ срывать наработанные комбинации, в чем я и мои ученики
не раз убеждались Но прыгать нужно резко и недалеко. И не вверх, а
вперед. Таким образом, все зависит от вашего знания возможностей и
особенностей выполняемой техники.
И еще насчет жесткости и мобильности: Я тут недавно набрел
на видеоматериалы по Уэти-рю каратэ. Оно раз в десять жестче самого
жесткого изо всех известных нам винчунов - но при этом гораздо мобильнее
большинства из них. При этом тактика и техника боя от винчуна очень
мало отличаются. Липкие руки, к примеру, практически те же. Вывод:
жесткость не всегда приводит к потере мобильности.
Кстати, я даже удивлен, что Уэти-рю так мало известна. По-моему,
причиной этому лишь то, что его сэнсэям не попался какой-нибудь ученичок
вроде киноактера Брюса Ли. А методы боя, повторяю, те же. Стиль очень
практический, и на мой взгляд, в России был бы более понятен. Но он
не зрелищный. И этим для него все сказано.
ЮЮ