Часть 14
1508. ПВА: re: To ПВА
Уважаемый, я на него уже четыре месяца смотрю, и все никак не насмотрюсь, так что приезжайте. Он, кстати, в жизни СОВСЕМ не такой, как я ожидал после прочтения "Да-цзе-шу". Книга-то серьезная, академическим языком писана, а на тренировке... Ну в общем не скучно, что тоже усвоению материала способствует.
А побить его сложно потому, что он разработал стиль именно против всякого рода "коронок", собрав контрприемы в кучу, причем не просто в кучу, а в систему. Я ее пока не оценил, так как не сильный боец, верю Ю.Ю. авансом. Зато у меня спина болеть меньше стала после начала занятий у Ю.Ю., наверное это побочный эффект, побольше бы их таких!...
ЮЮ: По поводу избытка сахара на форуме:
Народ, вы че? Я в шоке и не знаю что делать. Лучше бы уж ругались, так мне привычнее. А то вскоре будет не на что отвечать. Сказать по правде, я для того и согласился сделать сайт, чтобы мне задавали вопросы с подковырками – потому что со стороны виднее то, чего сам не видишь. Ну, или не хочешь видеть. К тому же сплошь и рядом бывает, что обладаешь всей необходимой информацией, но как-то не увязываешь ее воедино – и только отвечая на какой-то вопрос, вдруг легко выстраиваешь факты в систему. ТЕХ это знает: мы с ним как-то на досуге пробовали писать фэнтези, так оказалось, что я совершенно не умею придумывать сюжет. Любые детали, любые картины, исторические обоснования, экономические справки, оружейные школы, даже языки – что угодно, две тысячи страниц приблизительно получилось, - а вот ничего вроде «он пошел туда, а потом туда, а потом сделал то-то» не выходит. Куда уж там до сложных интриг и нескольких героев с разными характерами! А уж диалоги…. ТЕХ тоже оказался в этом слабоват, и вся затея заглохла. А жалко. Если вдруг кто-то умеет придумывать сюжеты, но ему влом их развивать, могу предложить целый мир с достаточно детально проработанной историей, этнографией и экономикой. Почему бы и не попробовать? Небось, к Олди или Перумову никто не пристает, откуда он знает, как гоблинов убивать. И данов по этому делу не требует…. ? А зря, зря – из них всех один Сапковский бои писать умеет.
А в основной массе вечно одно и то же: «гномы живут под горами». Теми самыми, серыми. Живут-то живут – а чем питаются, во что одеваются и почему? И какого рожна они там ищут, если золота там нет и отродясь не было? И по какой причине не любят орков и любят эльфов? И все такое.
То есть, это уже есть, написано, и ждет соавтора. Или игрового мастера, поскольку заранее разрабатывалось как база для составления модулей ролевых игр. Или сценариев для игр компьютерных. А я во все это оказался замешан потому, что народу хотелось получить более-менее реалистичные описания оружия, схваток и боевых техник…
А то еще вариант: могу переводы делать, той же фэнтези. Эх, кто бы с Сапковским познакомил – вот классно было бы! Сдается мне, что по крайней мере, у меня вышло бы не хуже ,чем у Бушкова…
Ну да ладно об этом. Это хобби, которое есть у многих, И в последние несколько лет, после начала сайта, мне к нему возвращаться почти не приходилось. Некогда. Я вместо этого отвечаю вам. А ваши вопросы мне действительно очень помогают, поскольку обозначают важные опорные пункты, необходимые при написании книг «по специальности». Или направления дальнейших исследований. Так что давайте, спрашивайте, сотрудничайте, и всем будет хорошо.
Замечание по поводу 1508, о правильном состоянии и гримасах:
Ну, это же смешно. Гримасы мне как раз совершенно пополам. Может, вы еще «трафарет» в стенке сарая из «Большого Босса» всерьез со мной обсуждать будете? Что характерно для Брюса, так это четкость движений, их УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ, хоть даже и заметен уклон к чисто внешним эффектам. Немногословие. Склонность действовать, а не болтать. Отсутствие всяких рефлексий (столь привычных для американцев) по поводу «надо – не надо» - причем не по причине тупости героя, нет: просто он готов принять любой исход боя, ответить за принятое решение, даже если оно окажется неверным. И ожидает того же от противников: предупреждал же он покалеченного американца-Норриса в Колизее: не рыпайся. А коль уж тот принял свое решение – убил его без малейшей заминки. А уже потом пошел – не молиться в церковь и не вешаться, а разбираться с теми гадами, которые так подставили коллегу….
Потом, большинство драк у него очень скоротечны. И это правильно, если исходить из реальности: попав под правильный сильный и жесткий удар мастера такого уровня, люди потом не встают, а если встают, то снова в драку не кидаются. Любой боксер или уличник это знает. «Финальные поединки», как дань жанра, могут длиться долго, но и они достаточно логичны. А то у Ван-Дамма: сперва ему по морде, он лежит, потом он встает – и в ответ. И никакой попытки ухода или защиты. Скучно. Неубедительно. Глупо.
В гонконговских боевиках куча лишних движений, маханий по воздуху и полетов на веревочках. А у Брюса кроме вышеупомянутого трафарета все вживую. Ну или почти все – может, я чего не заметил. Оттуда и убедительность. И Джеки Чан все делает сам, что требует немалого опыта, солидных тренировок и прекрасной отработки, не говоря уж о развитом мышлении. При этом если Джеки иногда и использует «веревочки», то старается, чтобы они были НЕЗАМЕТНЫ, - чего не скажешь о других корифеях гонконгского кино, у которых «веревочка» – самая важная и практически основная часть трюка. Вот Джет Ли: - хоть и хороший актер и бесспорный мастер, но постоянно норовит сжульничать: то законы тяготения нарушит, то стену проломит… На фоне прекрасной техники и хорошей актерской работы это настолько резкая фальшь, что скулы сводит. ХАЛТУРА!!! Это не только не помогает фильму, но и портит весь эффект. А он с упорством идиота все летает и летает на своих веревочках.
И сюжеты в традиционных гонконговских фильмах дебильные. То есть, сюжет, поскольку он у них, по-моему, вообще один. Хотя есть просто обалденные исключения: «Бритва», он же «Клинок», он же «Дао» и «История китайских призраков». А Брюс, оставаясь в рамках жанра, все-таки пытался как-то разнообразить сюжет. Кстати, согласен с вами, что «Путь дракона», где он охраняет китайский ресторан, действительно лучший из его фильмов. А если хотите хороший фильм с хорошими боями и хорошим Само Хуном, то посмотрите «Жертву». Какой класс! И сюжет не вполне стандартный, и смешно, и техника вполне реальная, и драки каждые две минуты – но при этом вполне логично вписываются в сюжет, не набивая оскомину.
Желаю приятного просмотра
Ратибору, на 1509, об ответах на какие-то незамеченные вопросы:
Я вижу только то, что мне приносят, и вполне возможно, чего-то не увидел. Если очень надо, напоминайте: я с удовольствием отвечу, специально для вас. Даже если сочту вопрос неинтересным, объясню почему.
Жду вопросов
О борцах-гадах:
Мужики, ну это же элементарно, я же говорил уже: попробуйте побороться сами. не ищите противоядий, не вникая в проблему «изнутри» - этот путь приведет в тупик, сколько бы шпаргалок вы ни заготовили. Шпаргалки – это все равно лотерея, даже если вы деретесь с лохом. Хоть борцовые против ударников, хоть ударные против борцов. Я не хочу сказать, что ваши рекомендации неверны, вовсе нет, - можно и захваты срывать, можно и ногой в пах, а пальцем в глаз, только НЕ ИМЕЯ БОРЦОВСКОГО ОПЫТА, ВЫ НЕ ПОЙМАЕТЕ МОМЕНТ, когда это надо сделать. Почти наверняка не поймаете, поскольку не сможете предсказать его движений. Потому что, раз уж вам так не хочется учиться бороться, ваша вторая ошибка заключается в том, что вы упорно топчетесь вокруг ОТВЕТНЫХ действий, «что-делать-если» - то есть, заранее УСТУПАЕТЕ ИНИЦИАТИВУ противнику. Не умеете бороться – врежьте первым, да порезче, неожиданно – вот ваш шанс. Потому что если борец войдет в плотный контакт, вы бить уже почти не сможете (если специально не учились бить в таком положении, как не училось большинство современных спортсменов)– или удары будут не такими сильными. Зато ему как раз теперь – полное раздолье.
«Специально учиться бить в этом положении» - это прежде всего значит НАУЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ. Хотя бы годик этому отдать. Только тогда вы сможете определить и момент для удара, и часть тела, которой удобнее его наносить в этой ситуации.
Примечательный момент: все вышесказанное справедливо и для борца против ударника. НЕ УСТУПАЙТЕ ИНИЦИАТИВУ! И не пытайтесь заготавливать шпаргалки, даже тренируясь на специально нанятом боксере, как делают многие «восьмиугольщики» - начинать нужно с того, чтобы «влезть в шкуру» противника, научиться действовать по его законам и логике. Поучитесь работать чисто ударными методами, Научитесь чувствовать ударную дистанцию для рук и ног, правильно перемещаться. А то вас даже при несомненном мастерстве вполне могут ожидать очень неприятные сюрпризы в виде локтей, коленей и ладоней. Случилось мне встретиться с одним весьма известным самбистом-«восьмиугольщиком», так он моих локтей и ладоней вообще не увидел. Не был готов, то есть. А готовился именно так: пригласил боксера и учился входить под его серии. Однако, несмотря на достаточно долгий срок и интенсивность тренировок, получилась не универсальная рабочая программа, а все та же шпаргалка, только получше.
Мое кредо до сих пор меня не подводило и оно таково: «Я знаю, что можешь ты. Но ты не знаешь, что могу я». Я бью там, где принято бороться и борюсь там, где принято бить. Но только потому, что не считаю лишним, например, надеть перчатки и поработать по боксу, хоть никогда боксом и не занимался. По морде получить иногда тоже полезно – особенно от хорошего человека, который умеет работать, а не самоутверждаться. Я вообще учился именно так почти всему, что умею.
Желаю успеха
Ответ на 1511, О шаолиньском футболе и что такое порнуха:
Порнуха – это… Ну короче вы все ее видели, так что позвольте мне ее не описывать, потому что в этих вопросах я патриархален, стеснителен и щепетилен, - по крайней мере, на бумаге. Так что буду исходить из того, что вы все взрослые люди и хотя бы раз видели обычный порнофильм, по крайней мере в гостях у кого-то.
Так вот, к теме: порнуху можно делать и с очень красивыми актрисами. С теми самыми, которые способны играть величайшие роли. Порнуху могут сделать и насильно: поймать на улице обычную, нормальную девушку, накачать ее наркотой или запугать – и снять. Под «гы-гы». Получится дерьмо, которое ИМЕННО ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ стыдно смотреть. За которое хочется отвернуть башку и «режиссеру» и «сценаристу» - а действующих лиц просто жалко.
«Шаолиньский футбол» стыдно смотреть именно потому, что участники этого фильма действительно владеют ушу – по крайней мере, на гимнастическом уровне. Но сюжет устроен так, что все герои фильма, мастерски владеющие ушу, почему-то оказываются опущенными бомжами и чуханами, которых разве что не … прямо перед камерой. Для большей достоверности. Разве нет? То есть, поскольку их чмырят люди, никаким ушу не владеющие, из фильма буквально выходит, что именно ушу в этом и виновато, то есть ничего большего оно им дать не смогло. И поднимаются они вовсе не благодаря своему мастерству ушу, а потому, что приспособили свое мастерство к футбольному бизнесу, который есть не что иное, как нездоровый, искусственный ажиотаж, созданный вокруг ничем не примечательной дворовой игры, Которая в отличие от ушу имеет смысл только на своем поле и в своей компании – но в сегодняшнем качестве «опиума для народа» никакой пользы принести не может: ведь играет 0,0001% вовлеченных в это дело людей, деньги на этом делают 0,01%, а остальные орут на трибунах и хлещут пиво. Ну или бьют друг другу морды, безо всякого ушу. То есть, тратят время впустую, а попутно выкидывают на ветер кучу денег. Как вы поняли, я этого не люблю и не понимаю, хотя дворовый футбол со своими друзьями мне вполне понятен и в этом качестве очень хорош. Однако фанатов и фанатизм такого сорта не переношу, к чему бы они ни относились. Быдло есть быдло. Быдло, кстати, порнуху и заказывает. И стремится сделать ее из всего, во что влезает.
И вот, какие-то дебильные доброхоты вываливают на съемки кучу денег, собирают неплохих ушуистов, заставляют их корчить из себя полных ничтожеств, а потом пытаются всех убедить что ушу вполне годится для игры в футбол…. Это даже не то что микроскопом гвозди забивать, - это все равно, что сказать, что из вашей жены может получиться вполне неплохая проститутка…. Конечно, с анатомической или физиологической точки зрения это отрицать сложно, да сегодня даже вроде как и нормально и очень выгодно быть проституткой, но мне почему-то до сих пор кажется, что за такое предположение полагается немедленно дать в морду. И я лучше буду и останусь таким вот «несовременным», потому что если не врежу тут же, на месте, то вроде как бы и … соглашусь с этим?
А я не хочу соглашаться. Хотя бы просто потому, что люблю свою жену и оскорблять ее не позволю.
Точно также и с БИ – я спорю со многими, со многими не согласен, но я люблю БИ, и хочу, чтобы они занимали достойное место в общественном сознании. Чтобы их уважали.
Но это личное, ладно. Давайте, если угодно, посмотрим и с другой стороны, чисто технической. В том же порнофильме вы вполне можете увидеть, как в известное место какой-нибудь Чиччолины въезжает поезд. Кино есть кино и после «Матрицы» спецэффекты могут быть какими угодно. И это все понимают, и это будет даже смешно – да и только. В отношении кунфу все эти полеты на веревках и компьютерные эффекты просто лишают людей ощущения реальности. В результате реально трудные вещи перестают удивлять, реальные боевые техники кажутся невзрачными, а мастерство попросту обесценивается, поскольку с помощью компьютерной анимации из кого угодно можно «надуть» настоящего монстра.
Я уважаю Джеки Чана ИМЕННО за его реальное кунфу (его перемещения – это САМОЕ РЕАЛЬНОЕ кунфу, кунфу высшей пробы, хоть и с предварительной репетицией), за его переломы, его постоянный риск и постоянное нечеловеческое напряжение, которое делает возможными все эти чудеса.
И тут рядом пристраивается какой-то недоумок с со своей порнухой…. С веревочками, трусами на голове и чуть ли не фаллоимитаторами…. И при этом – далеко не Джет Ли… Который, будучи несомненным мастером, как раз и начал все эти откровенные веревочки – и, фактически, всю эту порнуху… А на самом деле это является грубой манипуляцией сознанием зрителя, искусственным его опошлением, разложением чувства вкуса, и в итоге – девальвацией и уничтожением того феномена, на котором такая порнуха пристроилась паразитировать
Кто после этого поверит в кунфу? Кто поверит, что вы что-то умеете, если вы не можете пивной банкой стенку пробить? Вы что, думаете, что современные зрители знают физику? Что они отличают эти порновыверты от действительно рабочих техник? Они потом приходят в зал, ожидая именно этого – а вы им будете рассказывать про «энергию ци»?
А кто вас будет слушать?
В итоге все это ведет только к вырождению кунфу и к еще большему упадку веры в него – несмотря на то, что в финальных кадрах фильма все люди на улицах только им и занимались. Так не будет. Будет – полный перевод ушу в ранг курьезов, занятия для одиночек и чудаков, тех, кому не удалось добиться успеха в чем-то более стоящем….
И пределом мечтаний будет футбол. Не тот, в который играют – а шарфики и дудки, с мордобоем и горлодерством. Которым можно заниматься, вообще не заходя на стадион. Даже желательно.
ЮЮ.
Кстати: вот вам повод поразмыслить о «философии». На мой взгляд, этот фильм является опошлением и проституированием прежде всего именно философии БИ. Можно спорить о технике, о методиках, об исторических корнях, можно даже спорить о патриархах, - но ДОЛЖНЫ быть вещи, которые трогать нельзя. Даже в шутку.
Еше раз ЮЮ.
Комментарий на 1513, «Движок»
Я очень рад появлению материалов такой направленности на нашем форуме, поскольку это свидетельствует о появлении целого течения в среде рукопашников, независимо от стилей, которыми они занимаются. Как вы помните, не так давно, пару месяцев назад, на эту же тему излагал свои соображения славяногорец Левша, который после этого был просто погребен под массой чисто эмоциональных высказываний, не имевших ничего общего с объективным анализом изложенной им точки зрения. Я тогда не вмешался лишь потому, что опоздал к участию в обсуждении, а махать кулаками после драки мне не хотелось.
Тем не менее, после появления материалов о «движке» хочу выступить в основном «за», и напомнить уважаемому собранию о том, что моя собственная методика построена именно на этом же принципе, основу которого составляет учение величайшего авторитета современной биомеханики академика Бернштейна о построении движения, о двигательной ловкости и ее развитии. Даже если уважаемые Левша и Игрок не знают кто это такой, (как до недавнего времени не знал и я), и пришли этим выводам самостоятельно (как еще в начале 90-х пришел и я), это не только не умаляет ценности наших выводов, но и наоборот, делает их более ценными. Почему? – Потому что вывод о существовании и необходимости «движков» представляет собой сличение результатов трех независимых экспериментов (ах да - ЧЕТЫРЕХ, поскольку первым все-таки был Бернштейн) производившихся на разном уровне, разной двигательной основе (разных «движках»), и людьми с разным уровнем компетенции (я, гм… не считаю себя компетентнее Бернштейна). При этом, как, по-моему, должно быть очевидно всем собравшимся, мы использовали разные методы исследования, разные соотношения практических опытов и теоретических выкладок. Не так ли?
Однако, в основном поддерживая позицию автора данного материала, хотел бы обратить внимание уважаемых собеседников на некоторые моменты, требующие более детального рассмотрения.
1) Движок все-таки не сформируется сам по себе, даже если вы занимаетесь боксом. Хорошо обученный боксер сильно отличается от самоучки - прежде всего умением правильно перемещаться и вкладывать вес и движение в удар. Если сегодня мы видим множество боксеров, дерущихся (а не боксирующих) за счет нахрапа и перманентной берсеркерской истерики, то это свидетельствует лишь о низком уровне обучения этих боксеров и о падении культуры бокса в целом. Так или иначе, такие берсерки (или файтеры) в боксе были всегда, но до высоких ступеней доходили редко, а уж эталоном бокса не считались никогда.
2) Вы говорите, что «некоторые школы» айкидо, каратэ и русского стиля годятся только для доводки уже имеющихся навыков, закрепленных на «движках» дзюдо или бокса, поскольку сами не имеют движка, а в этом случае будут работать на движках этих систем. Я вас правильно понял? Я со своей стороны считаю, что в каратэ или айкидо движки есть, просто их «не включают» в учебный процесс. Так в айкидо этим движком является практика фехтования мечом, которая большинством тренеров из него выброшена или заменена чисто формальными упражнениями. Пример каратэ Уэти-рю показывает вполне отчетливый «движок» - и по имеющимся фильмам мне было видно, как постепенно он искажался от основателя к ученику. Я говорю о практически единственной сегодня в СНГ подборке, где представлены три фильма: старая-престарая запись движения Уэти Канэя, сына основателя, учебный фильм мастера Сэнаги, 9 дан, и учебный фильм американца Стюарта, 3 дан. И вот, судя по этим фильмам я пришел к следующим выводам: молодой «гайдзин» с третьим даном гораздо лучше чувствует и понимает практический смысл стиля, чем девятый дан, который явно до этого занимался «классическим» каратэ линии Итосу, причем ничего, кроме ката не делал по меньшей мере лет двадцать. И вот, как бы это ни было противно всем окружающим, видно, что американец «чувствует» систему, его «движок» работает, он может творить (то есть, драться) и творит в рамках школы – чего не скажешь о 9-м дане, чьи движения нарочито изолированы друг от друга, чрезмерно напряжены и «каратэизированы», к тому же при показе практического применения целенаправленно трактуются наипротивнейшим способом. Простое сравнение с фильмом Канэя Уэти это показывает более чем наглядно. У Канэя «движок» тоже очень заметен. А вот в системах, опирающихся на линию Итосу, он разрушен СПЕЦИАЛЬНО, о чем я уже неоднократно писал. Годзю-рю сегодня настолько неоднородно, что судить о нем ,как о целостном стиле с единым «движком» не представляется возможным, а выросший из смешения всех стилей Кекусин-кай гораздо более кик-боксинг, чем каратэ, поэтому его мы здесь тоже отдельно рассматривать не будем. Скажем только, что легендарные бои мастеров Ояма-додзе с бойцами муай-тай доказали преимущество тайского и киковского «движков» над «движком» тех стилей каратэ, которыми они владели. Доказали прежде всего им самим. Так в /Кекусине появились лоу-кики, а участник этих боев, ближайший сподвижник Оямы сэнсей Куросаки вообще ушел в кикбоксинг, отказавшись даже от названия каратэ.
Что же до русского стиля, то у всех новоделов и старожилов этого племени также отчетливо прослеживается «движок» - нечто вроде подражания стилю пьяного, что весьма созвучно русской душе, и прижилось скорее всего именно по этой причине. Многие «русичи», например Грунтовский и Рябко, ведущие вроде бы различные направления, именно так и утверждают. На мой взгляд, первым в этой области все-таки был Кадочников, от авторитета которого все в дальнейшем и отталкивались. Так что движок есть, причем вполне логичный и естественный, а что «не тянет» в скоростном бою, так тут совсем другая причина: на больших скоростях преимущество получает более жесткая и компактная структура движений. Тот же бокс, например, или дзю-до. Многократный опыт всех соревнований это подтверждает хотя бы тем, что на больших скоростях у самых заядлых «русичей» все эти вихляния куда-то пропадают, а остается тот кик-боксинг или самбо, с которым они и пришли когда-то в русский стиль. То есть, включается «движок» запасной, ВОРОВАННЫЙ, не имеющий отношения к заявленной системе. Это я считаю заведомо нечестным, если уж речь идет именно о сравнении систем, а не о том, кто кому набьет морду. Кстати, чтобы он перестал быть ворованным, нужно просто открыто признать, что ВСЕ ИМЕЮЩИЕСЯ ПОБЕДЫ И УСПЕХИ ЭТИХ «СИСТЕМ» ДЕРЖАТСЯ НА ТОМ САМОМ КИК-БОКСИНГЕ И ДЗЮДО - и прочем, по выражению Грунтовского, «фуфло-контакте», от которого все русичи так открещиваются и отплевываются. А покамест использование «чисто русских» пьяных шатаний и валяний используется только на показательных выступлениях да на семинарах, где доверчивые дилетанты, поддавшись гипнозу толпы, сначала довольно долго РАЗРУШАЮТ свое равновесие серией специально на это направленных упражнений, а потом «мастер» их валяет, как хочет. Ко всеобщему их удовольствию. Это видно по материалам семинаров Рябко, по «дистанционным броскам» Лаврова и прочим чисто рекламным агиткам многочисленных эпигонов Кадочникова, постепенно все более и более теряющим связь с реальностью….
3) Насчет естественности движений: позвольте уточнить, что именно вы имеете в виду? Если «деревенские» плюхи и обхваты, то вряд ли на них можно строить целую систему боя – тем более что они идут от других движений, связанных с многолетним опытом силовой работы – рубкой дров, косьбой, забиванием гвоздей, поднятием и переноской грузов различной конфигурации и т.п. Если же вы говорите о других движениях, вроде ходьбы, жарки блинов, стирки белья или пилки дров, то я вообще не могу усмотреть никакой связи этих движений с боем – разве что опосредованно, путем использования их как аналогий при обучении СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ боевым движениям.
Обратите внимание: я вовсе не собираюсь утверждать, что здоровый мужик не способен с помощью таких движений покалечить или даже убить кого-нибудь – такое неоднократно СЛУЧАЛОСЬ, равно как и убийства с помощью сковородки, куска мыла в носке или коромысла в качестве оружия. Для членовредительства сгодится ВООБЩЕ любой предмет или движение (помните, что можно сломать сдуру?), - но это не значит, что они равноценны нормальному мечу, пистолету или правильно поставленному удару.
Исторический опыт убедительно свидетельствует, что крестьяне, прекрасно владевшие навыками всех вышеупомянутых форм сельхозработ, как правило, были изрубаемы в капусту профессиональными военными, нередко даже при подавляющем численном преимуществе вышеупомянутых крестьян. а при призыве в армию этих крестьян обязательно ОБУЧАЛИ – то есть, давали специализированные боевые навыки. НЕЕСТЕСТВЕННЫЕ для повседневной жизни – вы уловили?
Лично мне очень интересно, почему все так упорно муссируют тему «естественных» движений применительно к боевым искусствам, но никому на трезвую голову не взбредет играть на скрипке с помощью движений для пилки дров или играть в хоккей с помощью навыков футбола. в чем-то, в основе своей движения могут быть очень схожи, но их специализация, которая и делает их применение успешным для той или иной деятельности, имеет индивидуальный характер.
Исходя из этого, боевые движения не являются т.н. «естественными», повседневными, хотя и могут быть похожими на них. То есть, если вы хотите научиться играть на скрипке, придется все-таки учиться играть на скрипке, а не пилить дрова, а коль скоро вы желаете научиться драться – нужно учиться драться. То есть изучать специализированные боевые движения и алгоритмы их соединения.
Естественные же реакции, присущие необученному человеку, для боя, как правило, пригодны плохо, а то и попросту гибельны. Я имею в виду зажмуривание, отшатывание, попытки прикрыть голову руками, размахивание руками с растопыренными пальцами а также писание в штаны. Если же подопытный примат сильно разозлится, он, конечно, может вцепиться в экспериментатора руками и зубами, что, конечно, малоприятно с точки зрения гигиены, но, при известной степени психологической готовности, вполне переносимо, и не представляет серьезной проблемы для человека, обученного специальным боевым движениям – какими бы они ни были! - что не раз доказала практика.
На мой взгляд, разговор о естественных движениях является приманкой для людей, не желающих чрезмерно утруждать себя учебой. «Умный» тренер использует этот лозунг только для завлечения, надеясь, что многие новички постепенно втянутся и признают естественным то, что он преподает. А, скажем так, наивный тренер действительно верит, что так оно и есть - и считает оплеуху верхом прикладной техники. :)))
P.S. Кстати, постулат о вытеснении одних двигательных навыков другими я также вполне разделяю, и считаю, что многие из участников данного спора попросту передергивали, сравнивая отработку ударов или бросков с информацией, которую студент получает, сидя за партой. Ведь вы же сами прекрасно знаете, что можно выучить кучу приемов – и при этом НЕ УМЕТЬ их применить. Это будет возможно только при освоении определенного двигательного фона – т.е. «движка», с присущими ему алгоритмами и принципами комбинирования. А вот специализированные «насадки» на этот движок можно менять на повседневные, худо-бедно выполняя с помощью таких вот гибридов необходимую домашнюю работу. Дело в том, что никого не волнует насколько «правильно» вы наливаете чай – вы это можете делать как угодно вам. За это не убивают. А если вы неправильно выполняете удар, это может вам обойтись очень дорого. Поэтому я и призываю по возможности выполнять домашние дела с помощью боевых движений – это не я придумал, это делали и без меня, делали до меня, делают и будут делать многие люди, которые с полным правом называются мастерами. Таким нехитрым способом мы превращаем неестественные движения в естественные, оттачиваем их дни напролет, а не только на тренировке, с помощью чего зачастую удается достичь сверхъестественных результатов. Так, например, я расшифровываю девиз школы Багуа-чжан: «От неестественного к естественному, от естественного к сверхъестественному». Покамест меня это не подводило, - а вот те люди, которые так не поступают, сплошь и рядом к следующей тренировке почти полностью забывают материал предыдущей.
С уважением,
ЮЮ.
1514. Дружелюбный гость: Юрий Юрьевич, а скажите, пожалуйста...
Юрий Юрьевич, а скажите, пожалуйста, у Вас были сатори? Вы ведь, насколько я понял, последователь учения Сон (т.е. Дзэн).
С уважением, Дружелюбный гость.
ЮЮ. Насчет сатори. Было! Но об этом чуть позже, в отдельной статье. Спасибо, что вспомнили про мой дзен. У меня есть куча интересного опыта на эту тему – для всех экспериментаторов. ???
Вернуться к"Содержанию"