Часть 12
STEN: Вопросы к будущим ответам 12
Всем привет!
Постоянно читаю статьи Сенчукова. Со многим согласен. Кое с чем нет.
И вот сейчас хотел бы прояснить эти вопросы по последним статьям.
Это не обязательно вопросы Сенчукову, а всем кто сможет и захочет
ответить.
Ну для начала хочу не согласиться с тем, что в карате отсутствуют
такие наработки. Условный спарринг - одна из основ подготовки к кумите.
Причем его формализация по моему не только не нужна, а просто может
быть вредна. Т.е. это прямой путь к закостенению техники,как и любое
ката.
Не согласен и с практической ценностью парных ката. Наоборот
они вредны ибо любой удар в них наталкивается на блок или уходит в
пустоту. Частое выполнение таких ката подобно тренировкам в безконтактных
школах, т.е. ставится неверный удар (неверная траектория, дистанция
и т.п.). Привычка бить в блок или пустоту легко прилипаема и плавно
переходит в ваш спарринг, что вам пользы не принесет. У нас условный
спарринг как правило отрабатывается в пяти видах. а) атака (например,
двойка руками, затем лоу-кик), которую противник принимает или если
удары в голову, то блокирует с минимальным ущербом для траектории
удара; б) атака, которая полностью блокируется противником; в) атака,
блокирование противником, затем его контратака, которая как и в а)
не блокируется; г) то же самое, но контратака блокируется; д) атака,
блок и контратака противника, блок и ответная контратака.
Сенчуков:
Ни один из условных спаррингов в каратэ не имеет такой продолжительности
и вариативности. Ни трехшаговое, ни пятишаговое кумитэ. Точно так
же эти кумитэ не имеют и десятой доли техник, представленных в гивакэнах
сериндзи. Я понимаю ваше радение за родную школу, но прежде чем говорить,
что у вас "тоже что-то есть" или "есть не хуже", советую попробовать
выучить с приятелем пару гивакэнов и погонять их хотя бы денек-другой.
У меня такой опыт был, потому я и пишу о них такие позитивные отзывы.
Книгу по сериндзи можно купить свободно, выучить гивакэн - если особо
не спешить, то за неделю. Замечу к этому, что в гивакэнах бьют не
"в блок" и не "в пустоту", а туда, КУДА БИТЬ ПОЛОЖЕНО, - то есть,
в висок, в пах, в шею, в печень, - и если вы плохо выучили свою "роль"
и с блоком опоздаете, то получите на всю катушку. Четкое распределение
исполняемых техник по ролям необходимо именно для того, чтобы на каждый
удар была своя защита, что позволяло бы уменьшить риск попаданий,
и при этом дало бы возможность вкладывать в техники все больше силы.
При этом темп исполнения постоянно ускоряется до тех пор, пока промежутков
между приемами практически не остается. На этой скорости пропущенный
удар весьма опасен -но человек не думает об этом, поскольку ему НЕКОГДА.
Он озабочен только тем, чтобы правильно отбить, правильно шагнуть,
правильно и вовремя контратаковать. А что еще нужно для правильного
боя?
Да, гивакэн - учебный метод, но метод очень неплохой. По крайней
мере, вместо беспорядочных "спаррингов" которые можно видеть в большинстве
секций, лучше поставить учеников накатывать гивакэны. По крайней мере,
это будет именно школьная техника, а не обмен плюхами, обычный сегодня
даже на ваших соревнованиях. Но об этом ниже.
Продолжительность "парных ката" необходима для того, чтобы ученик
на своей шкуре мог испытать, что такое "накопление ошибок" - приблизительно
так: чрезмерно размашистый блок на первом ходу вынуждает чуть шире
шагнуть на втором, потерять из-за этого темп на третьем, из-за этого
не успеть ударить ногой на четвертом - и пропустить в результате удар
противника на пятом. Таким образом, гивакэны, как и те безымянные
этюды, которые мы разыгрываем по нотам в музыкальной школе, обучают
правильно распределять свои силы, чувствовать резервы движения и планировать
боевую ситуацию. То есть, являются примером обучения не только технике,
но и тактике - и не в последнюю очередь благодаря своей продолжительности.
Те же варианты кумитэ, которые вы привели в пример, к тактике боя
имеют очень малое отношение, в лучшем случае обучая сразу после блока
переходить в атаку, то есть, на мой взгляд, являются гораздо более
элементарными упражнениями, пригодными только для обучения "увязке"
техник друг с другом. Я уж не говорю о множестве контрприемов и одновременных
атак, которые в ваших образцах кумитэ просто отсутствуют. Только не
надо говорить, что у вас "они тоже есть". "Тоже есть" и "изучаются
постоянно" - вещи очень разные. Как обучаются каратэ, особенно сегодня,
я знаю - потому и осмеливаюсь так говорить. Если в вашей школе дело
обстоит иначе, то вы являетесь счастливым исключением из правил -
или, скорее, несчастным, поскольку в этом случае вам и вашим питомцам
очень трудно пришлось бы на столь любимых вами соревнованиях - из-за
постоянных дисквалификаций, поскольку рефлекс - штука коварная. Но
об этом ниже. Согласен, что китайские "дуйляни", приведенные во многих
имеющихся сегодня книгах по ушу, зачастую надуманны, неоправданно
затянуты и несут в себе множество ненужных - то есть выполняемых на
большом расстоянии от противника - "танцевальных движений". Мне кажется
именно это впечатление и сформировало ваше отношение к парным формам.
Уверяю вас, что к гивакэнам это относится в гораздо меньшей степени,
поскольку они выполняются на реальной скорости и дистанции, а "танцев"
там вообще нет.
Я уверен, что в процессе своего обучения и обучения других людей
вы неоднократно сталкивались с тем, что у одних людей техники усваиваются
лучше, чем у других, что одни быстрее начинают использовать изученные
техники, а другие так и не идут дальше одиночных ударов. Люди бывают
разные, но в большинстве секций все это увязывание и подгонка пущены
на самотек: - то есть, человек сам вынужден изобретать способы соединения
и применения техник. Согласен, приведенные вами образцы кумитэ как-то
помогают решать эту проблему, но имеют гораздо более низкий КПД, чем
более вариативная и продолжительная работа с гивакэнами, требующая
напряженного внимания и одной атакой-контратакой не ограничивающаяся.
Таким образом, я хочу еще раз сказать, что гивакэн дает возможность
обучать и менее талантливых людей, то есть, дает школе возможность
выпустить большее количество бойцов. А это, кстати, немаловажно, поскольку
дает людям гораздо большую гарантию, что они чему-нибудь научатся.
Даже если смотреть чисто с коммерческой точки зрения.
>2. "Но скажите - можно ли считать соревнование средством обучения?"
Можно и нужно. Можно ли спарринг считать средством обучения? Вопрос
риторический. Соревновательный бой также отличается от тренировочного
спарринга как последний от условного спарринга. Почему? Ю.Ю. в своем
продолжении постинга это уже объяснил. Даже в супержестком спарринге
на тренировке бойцы не будут намеренно травмировать партнера. Им потом
еще вместе тренироваться. Хотя бы только из-за этого. На самом деле
отличий значительно больше и те, кто дрался на соревнованиях их прекрасно
знают. Т.е. по степени приближенности техники к реальному бою я расположил
бы спарринги так: а) условный спарринг; б) тренировочный спарринг;
в) бой (это уже бой, а не спарринг) на соревнованиях; г) уличная драка.
Предпоследний этап ни в коем случае перепрыгивать нельзя. Последствия
вполне предсказуемы и негативны - полная или частичная (в зависимости
от бойца)неготовность к реальному бою. Вопрос же о том когда выпускать
бойца на соревнования спорен. Но три года это слишком. Я бы сказал
год-полтора. Ведь соревнования это проверка наработанного в условиях
приближенных к боевым. Чем раньше она состоится, чем чаще (не в ущерб
тренировкам) будет повторяться, тем быстрее будет прогресс бойца.
А представляете, например, случай когда человек три года пахал на
тренировках, выходит на соревнования и проигрывает тому кто занимается
меньше, но лучше подготовлен к таким условиям (может стихи ранее читал
перед зрителями, а может и дрался уже на соревнованиях). Не из-за
того, что техника или физуха хуже, а просто оттого, что человек не
выдержал внимания сотен людей на него направленного, задергался, занервничал.
И что он будет после думать? Три года работы в зад.... если я даже
с пареньком не смог справиться, который тренируется меньше меня. Вот
так люди и уходят из БИ. В принципе из-за глупости.
И хрен с ним, с таким "бойцом", который за три года СТАРАТЕЛЬНОГО
изучения техник получил по морде от новичка. Чего ж он полез на соревнования,
если ДО СИХ ПОР не владеет техникой? Или полтора года назад он был
"более готов" к соревнованиям - так, по вашему? Что он собирался показывать?
Если же его дисквалифицировали, или засудили, что более вероятно,
то он прекрасно будет знать, кто кого на самом деле побил. И если
и уйдет, так не из БИ, а с таких соревнований. Другой вопрос - каким
образом этот аника-воин на соревнованиях оказался? Куда тренер смотрел?
Кого выставлял? У него что - лучше никого не было? Так мог бы и не
выставлять - никто бы не умер. Иметь мозги и тренеру не помешает.
В приведенной вами последовательности я хотел бы видеть еще один
этап - "спарринговые сборы", на которых человек сможет привыкнуть
и к незнакомым противникам, и к множеству зрителей, и к работе по
постоянно меняющимся правилам. Вот их как раз и можно проводить достаточно
рано -вплоть до полугодичного срока обучения. Чтобы даже учебные,
условные спарринги человек привыкал делать на людях и с незнакомыми
партнерами. Однако целью таких сборов должен быть именно совместный
спарринговый опыт, а вовсе не привычное выяснение, кто лучше. Но об
этом я буду говорить отдельно, в свое время, поскольку не хочу раскрывать
"ноу-хау" раньше времени. Могу только добавить, что первые такие сборы
планируется провести летом будущего года. Пройдя такие сборы, человек
сможет участвовать практически в любых соревнованиях, в которых захочет,
не испытывая описанных вами стрессов и твердо зная свои возможности.
И кстати, на соревнованиях будет пользоваться именно техникой, а не
нахрапом и спекуляцией на правилах.
Теперь о вашей последовательности. Почему это для уличной драки обязательно
участие в соревнованиях? В драке правил нет. Тысячи самопальных каратистов
скажут вам, что прекрасно обходились без соревнований, готовясь именно
к уличной драке - в которой,, кстати, зрителей сплошь и рядом нет
- одни участники. Я могу даже больше сказать, как и говорю последние
десять лет: соревновательные навыки и привычки в драке совершенно
не обязательны, более того - сплошь и рядом вредны. Я не буду углубляться
в эту тему: - посмотрите в моей книге, а лучше в книгах многих японских
мастеров - и поспорьте с ними. Ведь не случайно многие из них, кого
в "балете" обвинить вы никак не сможете, к соревнованиям относятся
не просто равнодушно, но подчас и резко отрицательно. "Соревнователи"
сплошь и рядом гордо заявляют, что учат людей "победе любой ценой"
- да, согласен; только никак не могу согласиться с победами с помощью
засуживаний, успешных подставлений носа, симуляции травм и прочих
чисто соревновательных фокусов, которых в нормальной драке быть просто
не может. За это положено не просто давать по морде, а вообще… Да
и ограничений, обычных для соревнований, в драке быть не может, если,
конечно это не детсадовская драка в песочнице. Драку "выиграть" нельзя
- в этом все мастера едины. Если же вы хотите наколотить убойный удар
- так для этого тренажеры есть, а если не знаете, как их устроить,
обращайтесь ко мне. Или к любому китайскому тренеру. Потому что одной
макиварой да мешком все не ограничивается.
>"Дай-кося, я спробую. Авось да сумею!" Не выйдет - он учиться
и не подумает. Он лучше спробует еще и еще раз. На десятый раз ему
удастся кого-то завалить: привык. Да, конечно, это можно считать своеобразным
способом обучения, но чему он на самом деле учится и у кого? Ведь
движения, приносящие ему победу, он берет прямо "с пола", а не из
школы. Он заново, ценой своих отбитых боков, открывает все Америки,
повторяет все ошибки - это для многих слишком дорогая цена.
На соревнованиях боец работает техникой школы. Если она не получается,
то начинает думать: почему? Может эта техника изначально к такому
бою не приспособлена, или физухи не хватает для ее применения, или
плохо готовят в этой школе, или она не очень подходит данному конкретному
бойцу? Т.е. идет мыслительный процесс, в который обязан вмешаться
тренер. Подсказать, объяснить и т.п. В результате что-то меняется
и боец выходит на следующие соревнования в новой готовности. Опять
не получилось? Опять вопрос: почему? Технику он берет "с пола" только
в том случае если то чему его учат вообще ему не годится (даже переработанное).
А тогда вообще имеет ли смысл этому, или там обучаться? Тренер, который
не выпускает своих учеников на соревнования в полный контакт в большинстве
случаев боится как бы они не решили ИЛИ НЕ ПОНЯЛИ, что данная техника
или данная школа или данный тренер не научат их реальному бою. P.S.
Это вопросы к ответам 10. Сам же я занимаюсь кекусинкай карате.
С уважением, Степан.
Думать нужно гораздо раньше, чем на десятый раз, и уж во всяком случае
ДО выхода на соревнования. Если втягивать ученика в соревнования "как
можно скорее" - то техникой какой именно школы он там будет пользоваться?
Если вы стремитесь втянуть человека в соревнования "как можно быстрее",
- как вы думаете, сколько техник он успеет выучить У ВАС? Насколько
хорошо он СУМЕЕТ их выучить? Готов ли он психологически к тому, чтобы
действовать именно ими? Вы-то сами думать пробовали?
Он сам, как никто другой, знает ответ на эти вопросы. ГОРАЗДО ЛУЧШЕ
ВАС, добрый дяденька-тренер. В чем вы правы, так это в том, что он
будет испытывать жутчайший стресс, поскольку вы ставите перед ним
задачу, с которой он ОБЪЕКТИВНО справиться не в состоянии. Если же
он этого не понимает, то у него просто нет мозгов… то есть, пардон,
я хочу сказать, "он неспособен объективно оценивать свои возможности
и соотносить их с ситуацией". Что, кстати, бойцу очень даже необходимо
- но вам, судя по всему, и так сойдет.
И вот он выползает на татами на подгибающихся ногах, против него
оказывается такой же несчастный, - и они, уперевшись лбами, начинают
мутузить друг друга кулаками в живот, время от времени обмениваясь
корявыми лоу-киками. Насколько я понимаю, это и есть та самая "техника
школы", которой отныне он должен гордиться. Да, действительно - на
соревнованиях по кекусину действительно редко можно увидеть что-либо
другое. Так и тянет при виде какого-нибудь ура-маваши ущипнуть себя
за ногу - не приснилось ли?
Это не техника. Это не каратэ.
И поскольку никакие федерации мне не указ, я это называю по-другому.
ЭТО ХАЛТУРА. Туфта. Фуфло. И ничего больше, хоть вы там все поубивайтесь.
Потому что все это основано на одном-единственном принципе: "И так
сойдет". А все остальные высокие слова нужны лишь для того чтобы благопристойно
объяснить это очковтирательство.. Которое суть не что иное, как профнесоответствие
тренеров, отсутствие методики в тренировках, шапкозакидательство и
надежда на авось. Вас послушать, так если соревнования - самый лучший
способ обучения рукопашному бою, тогда и дуэль - классный способ обучения
стрельбе. Что вы и устраиваете на каждых соревнованиях благодаря тому,
что ваши ученики кулаком убить не могут. Но угробить в них таким подходом
правильное отношение к делу можно на раз.
В пособии американского генерала Риггса по обучению личного состава
общевойсковых подразделений, выпущенном в 1955 году, описывается такой
случай: во время войны личный состав пехотного отделения ехал куда-то
через джунгли на "виллисе". Бак опустел. Солдаты достали из багажника
канистры и стали заливать бензин в бак, а сержант, вооруженный карабином,
наблюдал за лесом. Вдруг из кустов неожиданно вышел японец. Судя по
всему, он тоже не ожидал такой встречи, поскольку тоже замешкался
- но все-таки тут же начал поднимать свою винтовку. А сержант... бросил
свой карабин, схватил с земли булыжник и швырнул в японца. И вырубил
его, благодаря чему все закончилось благополучно.
Но автор книги, генерал Риггс, задается таким вопросом: ПОЧЕМУ СЕРЖАНТ
БРОСИЛ КАРАБИН? Ведь его УЧИЛИ в учебке несколько месяцев. Учили пользоваться
ИМЕННО КАРАБИНОМ. Он не мог не знать, что выстрел из карабина будет
гораздо быстрее, эффективнее и точнее. Он несколько месяцев учился
пользоваться КАРАБИНОМ. Извел кучу патронов. Но - бросил карабин и
схватился за булыжник…
…То есть, отбросил ИЗУЧАЕМУЮ технику и воспользовался рефлексами
питекантропа. Насколько я понял вашу логику, вы, скорее всего, скажете,
что он поступил верно. Потому что "победил". Такая логика обычна для
боьшинства соревнований. Но я не согласен, что бросать карабин и хвататься
за камень правильно.
Поскольку карабин придуман не для этого. А если идиот НЕ ПРИВЫК пользоваться
карабином, дослужившись до сержанта, то вовсе не карабин в этом виноват.
Это чучело просто необходимо разжаловать и перевести в какие-нибудь
чистильщики штабных сортиров. А всю учебку поставить на уши. Что,
собственно, Риггс и сделал.
Конечно, с точки зрения "солдатской смекалки", "победы любой ценой"
и прочих благоглупостей, вполне возможно, кто-то посчитал бы нужным
наградить этого сержанта. Но генерал исходил из того, что командир,
неспособный пользоваться даже личным оружием, и в критические моменты
забывающий о технике, для командования НЕПРИГОДЕН. Что поданный им
"пример" был вредным. И оставлять отделение под командованием такого
"героя"-недоучки ОПАСНО.
Побеждать надо не "любой ценой", а за счет хорошо изученных и вовремя
примененных техник. Потому что военная наука не на булыжниках держится.
И разжаловать его НЕОБХОДИМО, чтобы солдатамв следующий раз в голову
не пришло за булыжники хвататься, бросая карабины.
Хватит. Кончился каменный век. Пора с дерева слезать.
Я начал заниматься дзю-до в четырнадцать лет. По причине полного
на тот момент отсутствия физухи успехи у меня были очень ниже средних,
так что о соревнованиях с моим участием речи быть не могло. Но одновременно
со мной пришел мой ровесник, и весом, и телосложением более похожий
на здоровенного взрослого мужика. У него даже усы росли. Мы все были
ему по грудь. Приемы он начал изучать вместе с нами, но так, как все
мы были легче, я не мог бы сказать, что он "тренировался". Нрава он
был незлобивого, соображал нескоро... ну, я думаю, вы знаете таких
людей.
Так вот - несчастного Трушу выставили на соревнования в тяжелом весе
ЧЕРЕЗ ДВА МЕСЯЦА после начала занятий! Что с ним там делали, я думаю,
вы все догадываетесь - это было не дзю-до, а какое-то изнасилование.
Какие "техники" ему там удалось применить, вы, я думаю, тоже поняли.
Кончилось тем, что обычно тихий Труша распсиховался, дал по уху своему
сопернику, а после и подбежавшему разнимать угловому судье - нашему
тренеру. После чего ушел из секции.
Вот вам и сказ про соревнования "как можно быстрее".
Если этот бардак - как раз то, что вы хотите, то можете продолжать
в том же духе. А я считаю, что ни один из видов БИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ
СОРЕВНОВАНИЙ. Или же это не БИ, а "восточные единоборства". И большинство
людей приходят заниматься вовсе не для того, чтобы выступать на соревнованиях.
Это потом уже тренера "подсаживают" их на это дело, словно на иглу.
А вот УМЕТЬ ДРАТЬСЯ хотели бы ВСЕ, кто приходит. Причем желательно
с помощью "карабина", который более эффективен, чем "булыжники", которые
они и без того кидать умеют. Я еще раз говорю - я не против, если
мои ученики будут достойны выступать на соревнованиях. И сам я никогда
от контакта не бегал. Но мне будет жутко стыдно, если какие-нибудь
"недоученики" вылезут на соревнования - и будут махаться на них так
же безобразно, как это сплошь и рядом принято. И мне на фиг не нужны
победы, завоеванные с помощью таких оплеух. Это позор для меня, как
тренера, и для всей школы, как системы обучения.
И в заключение - посмотрите на обычные соревнования по кекусинкай.
Не на чемпионские, нет, об исключительно талантливых ЕДИНИЦАХ речи
не идет. Вы сходите на обычную "свадьбу бегемотов", на которую вы
"как можно раньше" приглашаете рядового ученика. Это что - каратэ?
"Общество абсолютной истины"? Если это и есть техника школы, то мне
просто жалко эту школу. Да, мужики здоровые, они держат удар - но
разве было бы хуже, если бы они при этом обладали ОТРАБОТАННОЙ техникой?
Для этого нужно всего-то - на полгода больше в зале позаниматься!
Не вылезая на публику, а работая над техникой! У них что, от этого
удар слабее станет или меткость ухудшится? Выносливость пропадет?
Или вы считаете, что кроме вас никто не умеет сильно врезать? Что
ни один карабин не сравнится с вашим булыжником, потому что у вас
очень большой и тяжелый булыжник?
Вы же прекрасно знаете, что есть люди, которые бьют сильнее. И техничнее.
В той же Японии, если в России вы таких не знаете. И при этом не участвуют
ни в каких соревнованиях по "киданию булыжников". Хотя многим питекантропам
они очень даже нравятся и вполне подходят.
Участие в соревнованиях, конечно, может оказать ПОБОЧНЫЙ эффект в
виде уверенности в себе (и не более), но этого эффекта хороший тренер
может добиться даже не выходя за пределы одной группы. Поработайте
как следует на тренажерах, попрактикуйте тамешивари - если вы будете
разбивать кирпичи, вы что, не сможете разбить чью-нибудь башку? Надо
только разбивать не на количество в одной кучке, а на скорость - несколько
целей.
Соревнования - это не более чем выяснение, кто лучше. Другой цели
у них нет, и НИКОГДА НЕ БЫЛО, а все то, что вы им приписываете, либо
притянуто за уши (уверенность в себе, фанфары, призы, тра-ля-ля),
либо вполне достижимо даже в лесу. Давайте вместе вспомним про вашего
же Ояму и про его подготовку к тем самым соревнованиям.
КАТА.
ФИЗУХА.
ТАМЕШИВАРИ.
Что из этого дают СОРЕВНОВАНИЯ?
Я уверен, что если бы он вместо этого мотался по всяким "выясняловкам",
вряд ли о нем кто-нибудь снимал бы фильмы. Был бы он одним из первых
парней на деревне, каковых деревень в той же Японии на каждый овраг
- сотня… Ояма ушел в лес уже после того, как поучаствовал в соревнованиях.
Ушел для того, чтобы подтянуть посредством ката ТЕХНИКУ. И физуху,
конечно - за счет этих разбиваний, кроссов и упражнений. А в лес ушел,
чтобы не мешали. Потому что дуракам половину работы показывать не
принято. И его прекрасно поняли и поддержали, потому что без спонсора
он бы в горах и недели не высидел: прибежал бы за рисом, как миленький,
при таком-то режиме. Это тебе не в медитации сидеть и святым духом
довольствоваться.
А у нас спонсора искренне считают, что все делается ради соревнований.
И дают деньги только под соревнования. Вот оттуда и растут ноги вашей
политики - вы ориентируетесь не на тех, кто занимается, а на тех,
кто вас спонсирует. И при таком подходе иметь двух-трех бойцов, отобрав
их из тысячи недоучек, гораздо выгоднее, чем учить всех, кто к вам
придет. То есть, благодаря соревновательной лихорадке вам выгоднее
заниматься не обучением, а отбором. И этого не видит только слепой
- или тот, кто не хочет видеть.
При таком подходе можно провести соревнования по каратэ даже в стране,
в которой до этого никто о каратэ вообще не слышал. Вы только приз
объявите - желающие тут же найдутся. Объясните им правила, покажите
какое-нибудь кино, чтобы знали, как это "вааще" выглядит - и вперед.
На следующий день у вас будет уже чемпион страны по каратэ, серебряный
призер по каратэ, федерация каратэ и все такое прочее. Однако даже
вы прекрасно понимаете, что это будет за каратэ. НО РАЗ ОН ВЫИГРАЛ
ЧЕМПИОНАТ СТРАНЫ - ЧЕМ ОН НЕ ЧЕМПИОН?
НО ЗНАЕТ ЛИ ОН КАРАТЭ, скажите мне, пожалуйста? Даже если он меня
по уши в татами втопчет, я это каратэ называть не буду. А вы? - Вы
называете. И при этом сами в это верите, что характерно.
Я-то не слепой. И вы не слепой. Но если я скажу, что в нашей стране
именно так все и происходило, и до сих пор продолжается, вы, конечно
же, будете спорить… Как хотите, впрочем. Кто не слепой, тот и так
видит. Кто не дурак, еще раньше понял. Но я в этом соревновании за
подачками участвовать не хочу. Я работаю на тех, кто пришел учиться.
Как показывает опыт множества секций, в конечном итоге это гораздо
более выгодно. И при этом - честно. Хотя, конечно, гораздо дольше.
Уэти Камбун, основатель Уэти-рю, шесть лет тренировал за закрытыми
ставнями и запрещал ученикам говорить, что они занимаются каратэ,
- пока не посчитал, что их теперь не стыдно показывать людям.
Я не против того, чтобы мои бойцы участвовали в соревнованиях. Однако
пока я не организую всесторонний и правильный тренировочный процесс,
моих бойцов на соревнованиях НЕ БУДЕТ. Я никогда не выставлю на них
недоучку. А если он сам туда заявится, то это касается только его
и его "дай-кось я спробую". Для меня же такая выходка будет лишь свидетельством
тупости этого человека. И свидетельством его безответственности, поскольку
за каждую пропущенную им плюху будут тыкать пальцем в меня и в школу.
И пошел бы он в этом случае подальше, даже если и с медалями… Потому
что эти медали только вредят школе. Потому что они подбивают других
недоучек делать то же самое.
...Кстати, примечательно и другое: если такой орел неожиданно побеждает,
он почему-то очень быстро перестает вспоминать о том, в какой школе
учился. Он говорит только о себе. Что, вообще-то, для "питекантропа"
более чем характерно. Вы же знаете множество таких чемпионов, которые
гуляют из кекусина в дайдодзюку, а оттуда в асихару, а оттуда в бои
без правил - вольные наемники без роду-без племени, боевые бульдозеры
с убойной техникой в два-три удара. Которой они потом еще и обучают,
называя это "каратэ".
Про таких волонтеров и слышно на соревнованиях и показухах: "Вася
занимается в нашей школе всего два месяца, а уже принес нам две медали!"
Ах, какой молодец Вася! Ах, какая чудесная школа! А про то, что он
до этого лет пять боксом занимался - ни слова. Поскольку он там "живым
мешком" был - и более ни на что не годился. А тут он, конечно, орел
- по башке не стучат, вместо трех ударов руками - всего один, перемещаться
не надо, да еще и перчаток нет. И бой как минимум втрое короче.
Лепота! Комикс из серии "Динозавр в курятнике"… Если не верите -
устройте товарищеский междусобойчик с боксерами по кекусиновским правилам
- и увидите. Потому и видишь на любых соревнованиях: этот боксер…
этот кикбоксер… этот борец… а этот кто? Неужто каратист?! Вот невидаль-то
какая! Жаль только, что по шее получил...
Вот из какого отношения к делу растет грубая силовуха, мизерность
арсенала, шапкозакидательство, отсутствие понятия о чести и благодарности
- все это лишь благодаря тем самым "соревнованиям-как-можно-скорее-и-любой-ценой".
Если вам хочется таких учеников, - забирайте их всех, могу даже специально
к вам направлять. А мне они не нужны. Они меня не понимают, а я -
их.
На том и поладим, поскольку и вам, и нам при таком раскладе работы
хватит, а сферы наших интересов при подборе учеников никогда не пересекутся.
До следующих писем.
ЮЮ.
Вернуться к"Содержанию"