Ю. Ю. Сенчуков
"Двадцатый век - железный век"
Вообще, давайте сразу расставим все по своим местам - необходимо сказать, что ВСЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СЕГОДНЯ СТИЛИ И СИСТЕМЫ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИЩАМИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА. Редко кто из них даже связан напрямую с какой-либо традицией. Ведь времена меняются - еще сто лет назад мало кто в Корее, Китае или Японии носил пиджак и туфли, тренировался с эспандерами и не то чтобы имел - а хотя бы даже видел когда-нибудь револьвер. Зато в той же Японии даже после буржуазной "реставрации Мэйдзи" 1868 года легче было встретить на улице человека без штанов, чем без меча или хотя бы ножа. В Китае и Корее мечи, алебарды, пики и даже луки состояли на вооружении армий вплоть до первой мировой войны! Именно поэтому, например, большинство бросков айкидо рассчитано на то, что оружие есть либо у бросающего, либо у бросаемого - иначе противнику незачем будет хвататься за руку бойца и бросок не получится. По этой же причине все "старые" боевые школы так или иначе обучали прежде всего обращению с холодным оружием - и обучение рукопашному бою базировалось на "оружейных" движениях и навыках, которые развивались прежде всего. Сегодня же оружие изучают "на закуску", поверхностно и условно, или вовсе от него отказываются - и многие приемы и движения в такой облегченной программе лишаются своего истинного значения, а само обучение, следовательно, становится неполным, и в реальном бою себя уже не оправдывает.
Изменились условия жизни, законы, одежда и "образ вероятного противника". В соответствии с этим изменяются и боевые искусства. Более-менее полное соответствие канонам старины сейчас можно увидеть лишь в военно-исторических клубах, специализирующихся на реконструкции оружия и техник владения им. Тем же людям, которые ищут эффективную технику рукопашного боя по принципу "чем старше, тем лучше" не стоит забывать, что как слишком старое вино киснет и превращается в уксус, так и очень древние техники сплошь и рядом просто неприменимы в реальной жизни.
Дзюдо появилось в конце девятнадцатого века. Каратэ - в начале двадцатого. Айкидо развернулось уже после Второй мировой войны, а "размножение" многочисленных вариаций тэквондо не прекращается до сих пор. Что же до китайского ушу, то и чан-цюань, и нань-цюань и наиболее распространенная сегодня форма тайцзи-цюань стиля Ян из 24 движений также созданы в 50-е годы. Конечно, существует превеликое множество самых разных "цюаней", но каждый из них в отдельности охватывает достаточно малую группу людей - от нескольких сотен до нескольких тысяч, и все они волей-неволей вынуждены опираться на людей, получивших базовую подготовку какого-либо другого, широко известного стиля. Древность школы может свидетельствовать лишь о том, что ее база заложена до эпохи спортивного упрощения, а значит, в ней могли сохраниться некоторые "негуманные", то есть калечащие противника приемы, - наиболее эффективные в реальном бою. Тем не менее, сегодня практически все школы, даже ведущие свою родословную чуть ли не от Адама или Желтого императора так или иначе "очистились" от грубого натурализма предков, а несговорчивые противники безопасного спорта вытеснены с помощью мощной рекламной атаки; поэтому споры о древности, как о показателе эффективности, могут свидетельствовать лишь о некомпетентности самих спорщиков. Нас ждут занятия поинтереснее.
Давайте вернемся к началу века. Или даже к концу века прошлого.
Революция Мэйдзи 1868 года коренным образом преобразила облик Японии. Средневековая страна, разбуженная пушками адмирала Пири, сбросила деревянные сандалии-гэта и, забыв о церемониальной солидности, галопом пустилась догонять своих новых, не по-конфуциански настырных "друзей". Отлаженная система управления не дала превратить Страну Восходящего Солнца в колонию, а восточное упорство и муравьиное трудолюбие сделали невозможное - за тридцать лет Япония единым могучим рывком преодолела трехсотлетний технологический разрыв и наряду с Англией, США, Голландией и Францией стала одним из самых серьезных претендентов на господство в Тихом океане. Весомость этих претензий показала всему миру Русско-японская война 1904-1905 гг.
Русская эскадра была потоплена. Российские военно-морские базы захвачены. Бессмысленная окопная стрельба на сопках Маньчжурии ничего не смогла изменить. Россия была вынуждена отказаться от военного присутствия в Корее.
Это окончательно изменило ситуацию в регионе. В правящих кругах Кореи, придерживавшейся традиционной политики изоляции, и без того были сильны прояпонские настроения, особенно окрепшие после совместного подавления восстания в провинции Чолладо, поднятого генералом Чун Бон-чжуном в 1894 году. Теперь же, когда последний сдерживающий фактор был устранен, аннексия Кореи была лишь вопросом времени.
В 1910 году Корея была провозглашена генерал-губернаторством Империи Восходящего Солнца. Была развернута широкомасштабная кампания "воссоединения" наций: японским стал язык делопроизводства, японскими стали газеты и вывески. В школах на детей, осмелившихся заговорить по-корейски, надевали дурацкие колпаки с надписью: "Я не умею говорить по-человечески". Избавиться от этого позорного "украшения" можно было лишь нахлобучив его на голову какому-нибудь другому забывшемуся бедняге. Даже имена перекраивались на японский лад. (Так, например, фамилия родителей матери мастера Пак Сон Чера, обучавшего меня тэккён, из "Ким" превратилась в "Кимура", а фамилия родителей отца была переделана в "Тойохара" - прим. автора)
Королевская армия, до сих пор использовавшая традиционные мечи, луки и кремневые ружья, приказом новых властей была распущена "за ненадобностью". Многочисленные офицеры и инструктора, прекрасные специалисты по боевым искусствам, оказались не у дел. Многие из них примкнули к антияпонским подпольным группировкам, многие разными путями покидали страну. Наиболее непримиримые совершали публичные самоубийства.
Традиционные корейские боевые искусства были запрещены. Преследовался даже тэккён, ставший к этому времени популярной игрой корейских сорванцов. Корейские муе замещались аналогами японских будо. Так на основе дзюдо появилось юдо, на основе кэндо - комдо, на основе каратэ - тансудо. Для многих мастеров это была единственная возможность существовать. Те же, кто упорствовал, всячески преследовались властями.