Ю. Ю. Сенчуков
Создается впечатление, что пояс - это и есть та цель, ради которой стоит посещать залы, а техника, которая там преподается, совершенно не имеет значения. Так за чем же дело стало - найдите "мастера" посговорчивее, заплатите, - и получайте свой пояс! Сегодня это совсем нетрудно.
Заветное слово "дан", являющееся пределом мечтаний многих новичков, сегодня стало таким же предметом торговли, как чипсы, - или саморекламы, как паломничество ко Гробу Господню. Конечно любой новичок будет стремиться найти себе учителя с даном повыше - он же не понимает, что ставить ему "ручки-ножки" или объяснять азы мастер не будет. Этим, как правило, занимается кто-то из старших учеников. То есть, чем выше дан у вашего учителя, тем меньше у вас будет реальной работы непосредственно с ним - только достигнув достаточно высокого уровня, вы будете готовы к мастерской "доводке".
Тем не менее, понятно, что высокий дан - самая верная гарантия набитого зала. Корейские мастера, согласно приведенной выше табели о рангах, имеют право открывать собственные школы лишь после того, как получат степень 4-го дана. Основав же свою школу, пусть даже и не отличающуюся от "старой", любой предприимчивый инструктор имеет право вешать себе хоть двадцать пятый дан - он ведь в своей школе самый главный, так? Но двадцать пятый - это слишком: даже самый надутый зазнайка понимает, что с таких заоблачных высот слишком уж попахивает шарлатанством. Тем не менее количество восьмых, девятых и десятых "корейских данов" превышает все мыслимые пределы. К сожалению, из за описанной выше сумятицы с размножением и почкованием "корейских боевых искусств" в США в 70-е годы хапкидо и его ответвления оказались буквально перенаселены Великими Учителями. Дошло до того, что организация Ки До Хве выпустила своеобразный манифест, опубликованный в журнале Black belt, в котором объявило всех тех, кто не прошел аттестацию в Ки До Хве, шарлатанами и самозванцами.
На деле же наиболее реально работающими людьми оказываются специалисты с третим-четвертым даном. Первый дан тэквондо, как указывалось выше, должен быть в состоянии победить один на один физически развитого человека такого же веса, не занимающегося никакими боевыми искусствами. Другие системы в общем ориентируются на такой же "вполне достаточный" уровень. Как видите, планка не так уж высока. Задумка предельно проста - большинство занимающихся этот уровень боевого навыка вполне устраивает, и они прекращают интенсивные тренировки. Дальше идут лишь те, кто намерен стать профессионалами. Именно постоянная практика спаррингов разного уровня сложности между профессионалами и формирует будущего мастера. Побить дилетанта - не искусство. Искусство заключается в победе над специалистом, причем в победе красивой, безукоризненной, закономерной. Именно поэтому даже в тэквондо согласно старым правилам цветные пояса к участию в боях не допускались. Период с первого по четвертый дан выглядел как настоящий марафон соревнований, семинаров и сборов разного уровня, в процессе которого боец привыкал с первого взгляда оценивать противника и действовать с равной эффективностью против незнакомых и знакомых людей.
Первый дан хапкидо, в свою очередь, должен уверенно и быстро одерживать победу над таким специалистом. Опять-таки один на один. Это тоже вполне реально. Это следует из самого замысла системы, которая, как вы знаете, создавалась для полицейских и телохранителей и была рассчитана именно на борьбу с подобными стилями. То есть, по идее, хапкидоин всегда должен одерживать победу над каратэистом - просто по определению. Единственной загвоздкой для тех, кто сейчас, наверное, уже потирает руки, будет необходимость одержать эту победу в соответствии с канонами изучаемого искусства, то есть свободно используя приемы именно этого искусства. Так что заядлые "бойцы без правил" не заработают этот несчастный дан, даже если полностью перебьют хоть всех тэквондоистов или хапкидоинов - пусть при этом они и докажут, что прекрасно владеют боксом и вольной борьбой. Дан дается не за то, кто кого побил, а за умение применять в бою основные принципы и приемы стиля. Ведь не поставят же вам пять по литературе, если вы набьете морду преподавателю? А вот если вы сумеете победить в споре как полагается, "согласно канонам", - ну, тогда другое дело.
В бывшем СССР же, коммерческая система преподавания боевых искусств стала настолько интересным явлением, что ее вполне можно попробовать разобрать поподробнее.
Как размножаются мастера.
А кому это не интересно - может прочитать, почему такая замечательная со всех сторон система, как хапкидо, так мало и смутно известна.