КОНТЭН техника реального боя
 
КОНТЭН :: Статьи / "Три кита" современного хапкидо
 
 
Внимание - с 2005 года сайт переехал на адрес conten.ru, а форум, соответственно на conten.ru/forum/

Ссылки тоже изменились - вот некоторые:
расписание занятий по КОНТЭН в разных городах,
семинары по КОНТЭН,
статьи по боевым искусствам,
вопросы от читателей по рукопашному бою, выбору стиля, тренировкам...,
видеоролики боев, уличных драк, тренировок,
мастерская - обмен боевым опытом,
магазин спортивных товаров и книг, а также много другого, не менее важного.

Меняйте закладки в своих браузерах и... добро пожаловать!

Происхождение хапкидо

Ю. Ю. Сенчуков

"Три кита" современного хапкидо

В 1948 году было приведено к присяге первое независимое правительство Южной Кореи. В это время, после долгожданного освобождения от японского владычества, национальное сознание переживало новый подъем. На общей волне патриотизма возникло мощное стремление избавиться от всего, насаждавшегося японскими оккупантами. Это не могло обойти стороной воинские традиции, издревле бывшие на Дальнем Востоке основой самосознания народа. Восстановление национальных боевых искусств было одним из важнейших условий возрождения национальной корейской культуры.

Однако тридцатилетнее забвение оказалось достаточным для того, чтобы практически уничтожить преемственность традиций большинства старых национальных школ и превратить некогда стройные системы в беспорядочную груду весьма посредственных приемов вроде " с размаху да по зубам". "Специалисты" тоже поизмельчали - кто-то неплохо орудовал кулаками, кто-то умел ловко выкручивать руки, в соседней деревне жил большой любитель пинаться, а ещё какой-нибудь местный задира славился убойным ударом головы. Но предания о старых мастерах и их сверхъестественных возможностях жили и множились, вдохновляя патриотов на поиски и эксперименты.

С другой стороны, за тридцать пять лет японского владычества выросло несколько поколений мастеров, искренне преданных юдо, комдо и тансудо, но при этом вовсе не считавших себя предателями национальных традиций и желавших принять деятельное участие в их восстановлении.

В мире боевых искусств Кореи складывалась весьма сложная ситуация: понимая необходимость продолжения традиции древних боевых искусств и воссоздания существовавших ранее методик обучения, правительство тем не менее собиралось полностью контролировать этот процесс, для чего требовалось систематизировать оставшиеся техники и объединить их в единую всеобъемлющую программу, подобно тому, как когда-то сделал Ли Дук-му. Но подобного ему мастера, одинаково уважаемого и признаваемого всеми, аутентичные школы на тот момент не имели. "Японисты" же тем более не желали следовать указаниям ни одного мастера "корейской" ориентации, поскольку не считали их достаточно компетентными. Однако японцы ушли, а собственных наследных традиций ни в юдо, ни в тансудо, ни в комдо не было.

В этих условиях человек, превосходно знакомый с канонами японского будо, кореец по национальности, да к тому же опытный боец-практик, имел отличный шанс создать качественно новую школу, которая совмещая в себе выигрышные особенности всех старых стилей, была бы признана обеими сторонами и, следовательно, получила бы правительственную поддержку и широкое распространение во всех слоях общества.

Чхве Йонг-соль, патриарх традиционного Дайто-рю, никогда не запрещал изучение "чужих" эффективных техник, и даже считал подобное расширение кругозора необходимым. "Если действие не противоречит основным принципам движения и эффективно в бою - я с готовностью признаю его каноническим", - говорил он. Чхве Йонг-соль как никто другой годился на роль такого отца-основателя - и предприимчивый Су Бок-су сделал все возможное для того, чтобы он им и стал.

Руководствуясь тем, что учитель во главу угла ставил практическую эффективность изучаемых техник, Су Бок-су принял деятельное участие в составлении программы новой школы. Обратив внимание Чхве на то, что традиционные боевые искусства включали в себя множество высоких ударов ногами, он настоял на необходимости их детального изучения. Таким же образом в арсенале ю-суль появились излюбленные на севере полуострова удары головой, а также многочисленные техники кулака, локтя и ладони. Учитывая все эти изменения, Су предложил несколько изменить название школы, введя в него элемент "Квон" - "кулак", что отразило бы присутствие в ее программе ударных техник, и сделало бы название более похожим на принятые в Корее.. Так возникло название Ю Квон Суль, которое до сих пор используется многими последователями Су Бок-су. Элемент же "Дай-донг Рю" со временем все чаще начали пропускать, якобы для краткости звучания, и в конце концов "потеряли" совсем.

25 июня 1950 года началась Корейская война. "Северные", неожиданно навалившись на "южных", быстро загнали их на самый край южного берега полуострова, и совсем было собрались прикончить, как вмешались войска ООН, то есть, американцы. С их помощью войска Юга воспряли духом, отбили Сеул, и в свою очередь начали одолевать. Упорно продвигаясь на север, они взяли Пхеньян, и совсем было расправились с Красной Кореей, как товарищ Ким Ир Сен, скрывавшийся где-то у северной границы, вспомнил, видимо, кое-что из истории и традиционно воззвал к "старшему брату". И снова, как и в прежние времена, пришел традиционный миллион китайцев... Упершись друг в друга и немного потужившись, обе армии остановились на 37-й параллели, где их остатки и торчат до сих пор, разделенные демаркационной линией.

А китайцы, как водится, снова ушли домой.

Трехлетняя война марионеточных правительств, превратившая страну в полигон, где державы-гиганты вовсю пробовали свои силы, унесла жизни полумиллиона мирных жителей и разрушила то немногое, что удалось восстановить. Боевые искусства снова были забыты, большинство школ пришло в упадок. Но Су Бок-су был достаточно обеспечен, чтобы удержаться на плаву, и Ю Квон Суль продолжала работать, хотя количество занимающихся существенно уменьшилось.

(Как всегда, были и те, кому война пошла на пользу. Осенью 1953 года на острове Чхеджу состоялись торжественные показательные выступления в честь открытия школы О До Кван, основателем которой был выдвинувшийся в военное время молодой генерал Чхве Хон Хи, создатель спортивной системы, известной сегодня, как тэквондо ITF, или "старое" тэквондо, зачастую ошибочно называемое "северным".
Впоследствии эта система стала одним из основных конкурентов и гонителей традиционных боевых искусств. Но до этого было еще далеко - и Ю Квон Суль, и, тем более, О До Кван были еще мало кому известны)
.

В 1953 году страна вернулась к мирной жизни и в школе стали появляться новые ученики. К этому времени Су Бок-су настолько свыкся с ролью главы школы, что стал считать ее своей собственной. Не стремящийся к славе Чхве Йонг-соль открыл у себя дома небольшой собственный зал, в котором занимался с несколькими из особо перспективных учеников. Среди них были такие будущие мастера, как Чи Хван Чже, Ким Му-вонг и Вон Кванг Хва.

В 1954 году отец Су Бок-су, Су Донг-чжин, баллотировался в Национальную Ассамблею. Его противник, кандидат от правящей партии, заручился поддержкой местных мафиози, которые принялись всячески вредить избирательной кампании Су Донг-чжина, срывая его плакаты и буяня на митингах. Школа Ю Квон Суль не могла остаться в стороне: ее ученики под предводительством Вон Кван Хва стали телохранителями кандидата. Сам Су Бок-су, разыскав местного "босса", известного своей жестокостью громилу, потребовал прекратить хулиганские выходки. "Заткнись, мышонок!.." - вспылил было бандит, но Су, не дожидаясь, пока он замахнется, с подскока всадил ему в живот мощный йоп-чаги, которым начисто вырубил своего противника, завалив его на руки опешивших подчиненных. Не дожидаясь, пока бандиты опомнятся, "победитель" дал дёру, и скрывался до тех пор, пока выборы не кончились. Но слухи о сокрушительном ударе школы Ю Квон Суль разошлись очень широко, и, вполне возможно, были не последней причиной того, что Су Донг-чжин все-таки выиграл выборы и стал депутатом.

С поддержкой отца Су дела школы резко пошли в гору. Были проведены показательные выступления в окружном Дворце Правосудия, Университете Йонг-нам и других официальных учреждениях. Вскоре школа Ю Квон Суль стала настолько широко известна и популярна, что Су Бок-су продал свою пивоварню и открыл в Тэгу еще один зал, Чжун Ан Донг, главным инструктором которого в 1959 году стал Ким Му-вонг, о котором речь пойдет ниже. В 1965 году Су Бок-су уехал в Сеул и открыл там зал Чжун Ан Хэ, поставив там главным инструктором Ким Ву-така. Сейчас профессор Су Бок-су преподает в университете Кьюнг Хи и является старшим консультантом Корейской Ассоциации Кидо.

Таким образом, техника Ю Квон Суль была первой попыткой слить в единую систему корейскую и японскую боевые традиции, а Су Бок-су по праву может считаться первым из "трех китов", на которых стоит современное хапкидо.

"Второй кит". Чи Хван Чже, один из наиболее продвинутых молодых учеников Чхве Йонг-соля, закончив в 1956 году Технический Институт Тэгу, уехал к себе на родину, в Ан Донг, где открыл свой первый зал, Ан Му Кван, в котором начал работать с небольшой группой учеников. Один из его учеников, Ю Йонг-ву, рассказывал, что особое внимание молодой инструктор уделял прыжковым ударам с разворота, и, подвесив на веревке в качестве мишени носок, набитый соевыми бобами, выполнял их снова и снова, пока не падал без сил на соломенные маты.

В 1957 году Чи решил перебраться поближе к столице, и переехал в пригород Сеула Ван Шим Ри, где остановился в гостинице. Там, при галстучной фабрике в районе Мачжанг Донг, ему удалось открыть новый зал Сун Му Кван, первыми учениками в котором стали сын владельца его гостиницы Хван Док-кю, сегодня развивающий собственное направление хан пуль, и Мьюнг Кван-сик, в 1967 году издавший первый в мире учебник по хапкидо. В этом же году молодому мастеру был присвоен третий дан Ю Квон Суль и он был назначен представителем школы в Сеуле и пригородах.

Большинством учеников Чи Хван Чже являлись студенты, поэтому он постоянно испытывал финансовые затруднения. Но однажды в его зал зашел известный в округе мафиозный "авторитет" Ли Юн-сун, бывший боевой пловец-диверсант, и предложил Чи продемонстрировать, сгодится ли его техника для серьезной драки. Не принимая инструктора всерьез, он небрежно протянул руку, собираясь дернуть его за пояс. Но Чи Хван Чже молниеносно взял его локоть в болевой замок, одновременно подфиксировав его колено обходом сзади. Самоуверенный гангстер не мог даже пошевельнуться, хотя это было совершенно незаметно со стороны. Подержав его так несколько секунд, чтобы он успел оценить свое состояние, ученик Чхве Йонг-соля ослабил захват. Ли, не сказав ни слова, поправил одежду и вышел. Зная его крутой нрав, все приготовились к крупным "разборкам", но, как оказалось, тактика Чи была верной - по достоинству оценив как силу и ловкость, так и ум молодого мастера, Ли не только не стал препятствовать его работе, но еще и послал тридцать своих бойцов на обучение в Сун Му Кван, оказав ему таким образом солидную финансовую поддержку.

Так как Чи Хван Чже, следуя принципам своего учителя, продолжал изучение и изобретение новых техник, его система очень скоро стала отличаться не только от ю-суль Дай-донг Рью, но и от Ю Квон Суль. Поэтому он решил называть свою школу Хапки Ю Квон Суль. Это должно было означать как следование традиции и принципам айки-дзюцу, что звучит по-корейски как "хапки-суль", так и принципу объединения (также "хап") техник ("ки"). Таким образом, элемент "хапки" мог иметь двоякое значение: "контроль и объединение энергий", при иероглифическом написании, и, вместе с этим, при написании корейским алфавитом, "соединение техник".

Название Хапки Ю Квон Суль просуществовало недолго. Видя, что оно слишком громоздкое и трудно запоминается, молодой мастер решил изменить его на более короткое и звучное. Взяв за пример тансудо, тэквондо и юдо, он назвал свою систему хапкидо. Это удачное название прижилось и впоследствии стало употребляться для всех школ, включавших в себя базовые техники Дай-донг Рю.

Новое название в иероглифической записи практически совпало с написанием названия "айкидо". Это привело к курьезной ситуации: когда, спустя несколько лет, не подозревавший об этом совпадении Чи Хван Чже однажды встретил это название в японской газете, он долго возмущался "наглостью японцев, укравших идею" и с тех пор сам называл свою систему просто Ки До. (Знал бы он, что и это сочетание уже используется японским айкидокой Коити Тохеи...- прим.авт.)

...И третий. "Третьим китом" современного хапкидо, несомненно, является никто иной, как Ким Му-вонг, считавшийся наряду с Чи Хван Чже одним из самых выдающихся учеников Чхве Йонг-соля. Оставив университетскую карьеру ради профессии учителя боевых искусств, он в 1959 году был назначен Су Бок-су руководителем школы Ю Квон Суль в Тэгу, втором по величине и значимости городе страны. В 1961 году Ким Му-вонг открыл собственную школу Син Му Кван, где стал главным инструктором, поручив пост финансового директора своему отцу. Его школа выпустила множество талантливых инструкторов, таких, как Ли Хан-чуль, работающий сегодня в Южной Америке; Ким Ву-так, преподающий в Канаде; Ху Иль-вонг, ныне профессор сеульского университета Су Канг и президент Ассоциации Хапкидо Университетов Кореи; На Хан-донг, сегодня являющийся правой рукой мастера Кима и Шин Донг-ки, обосновавшийся в Сан-Франциско. Надо сказать, что Ким Му-вонг был самым "открытым" из учеников Чхве Йонг Соля, и никогда не пренебрегал возможностью узнать что-нибудь новое, постоянно привечая у себя и старых традиционных мастеров вроде патриарха тхэккён Сон Дук-ки, и молодых, желавших обменяться опытом, как, например Ли Чжу-бан. Мастер-основатель Кук-суль, другого современного направления, Со Ин-хек, также частенько наведывался в гости к Ким Му-вонгу с этой целью. Со демонстрировал свои коронные удары ладонью, а сам изучал броски и захваты. Не считая учебу у других мастеров предательством, Ким неоднократно посылал четверых своих лучших учеников школы Син Му Кван - Ли Хан-чуля, Ким Ву-така, Ху Иль-вонга и вездесущего Ли Чжу-бана также съездить в Пусан, где с 1958 года преподавал Со Ин-хёк, чтобы, в свою очередь, изучать секреты Кук-суль.

Упоминавшийся выше Ли Чжу-бан пришел учиться к Ким Му-вонгу, уже имея неплохую подготовку по монастырской бульдо-му суль. В школе Син Му Кван он в течение года изучал захваты, инерционные броски и технику работы ногами. Основав впоследствии вместе с братом собственное направление "Хваран-до", он и сегодня признает, что техники, полученные им благодаря мастеру Киму, составляют важнейшую и основную часть этой системы.

Также, как и Чи Хван Чже, мастер Ким огромное внимание уделял ударам ногами, постоянно изобретая новые приемы и упражнения. Су Бок-су вспоминал, что, будучи учеником, Ким постоянно возился во дворе, выкапывая в земле здоровенные ямы, а после прыгал с грузом из одной в другую, до тех пор пока не падал без сил. После таких упражнений он порой был даже не в состоянии сам выбраться из своих "тренажеров" и его вытаскивали наверх другие ученики.

Став впоследствии руководителем собственной школы, Ким Му-вонг продолжал тренироваться столь же упорно. Кроме тренировок на силу и скорость, большое внимание он уделял изучению техник тэккён с патриархом Сон Дук-ки. В 1961 году он даже оставил на время школу, приехал к Чи Хван Чже и тренировался с ним восемь месяцев. Несмотря на это, в их технике присутствуют заметные различия; так, например, круговой стелющийся удар-подсечка суро-чаги у Чи Хван Чже выполняется с опорой только на одну подошву или даже носок ноги, в то время как последователи Ким Му-вонга опираются на колено и обе руки, справедливо полагая, что это существенно усиливает удар. Это даже считается "визитной карточкой" их направлений. (Что касается меня, то я считаю применимыми оба варианта в зависимости от ситуации; но, если судить по вышеупомянутому признаку, мой первый учитель, кхмер Ю Па Сит, вероятно, принадлежал к линии Кима. - прим. авт.)
далее>>

 (c) 2003 клуб "КОНТЭН" ваш ответ
 
Rambler's Top100
Hosted by uCoz