Ю. Ю. Сенчуков
Уважаемые читатели!
Выпуская в 1995 году книгу "Да-цзе-шу - искусство пресечения боя", я ожидал несколько другого эффекта. То, что книгу читают - хорошо. Я рад. То, что книгу обсуждают - хорошо, даже еще лучше. То, что мне активно пишут и звонят - так вообще замечательно. Я всегда готов ответить на вопросы по книге (да и не только по ней), принять к сведению интересные замечания и справедливую критику.
Даже если вам захотелось списать что-нибудь и выдать это за свое - хрен с вами, валяйте. У меня этого много, гораздо больше, чем может украсть даже самый жадный вор. Книги свои я пишу сам, принципиально не списываю ни у кого - и мне не жалко помочь тем, кто сам придумать ничего не в состоянии.
Я о другом.
Господа! Внимательнее читайте книгу! А чтобы облегчить вам этот труд, я могу написать ответ на самый популярный вопрос большими буквами. Этак по-российски, чтоб с размахом и издалека видно… Итак:
ДА-ЦЗЕ-ШУ - НЕ СТИЛЬ!!!
Это НАДСТИЛЕВОЕ обозначение боевых техник, рассчитанных на причинение противнику необратимых повреждений, лишающих его возможности продолжать бой. То есть - захваты за волосы, укусы, тычки пальцами в глаза и ноздри, захваты за гениталии, удары исподтишка и многое другое. То есть все, что принято относить к "нечестным" методам боя.
Однако если вы читали книгу, то вы могли заметить, что подобных техник там приведено достаточно мало. Почему? - Отвечу.
Техники да-цзе-шу сами по себе нежизнеспособны, они могут существовать и действовать, только опираясь стилевую основу, наработанную систему взаимосвязанных движений.
Это как нож, который вы, собираясь на танцы, можете положить в карман. А можете не положить. В любом случае, ваши кулаки и ваши навыки "честной"драки останутся с вами, так? Но может ли драться нож? Сам по себе, без направляющей его руки? Нет.
Конечно, научиться да-цзе-шу, не обладая навыками какого-либо единоборства или боевого искусства можно - и такой неумейка действительно сумеет ткнуть боксера пальцем в глаз раньше, чем попадет под его прямой. Но после этого я советую такому герою драпать от всей души - драпать так, чтобы земля горела под ногами - потому что боксер, если он неплохой боксер, очухается быстро, а очухавшись, просто вас убьет. У боксера для этого будет умение бить, умение перемещаться, способность терпеть боль, закаленные кулаки, мощные мышцы, взрывная реакция - и весьма уважительная причина. А у вас, кроме пальцев с грязными обгрызанными ногтями - ну что там будет у вас? Тем более что современные "уличные боксеры" чаще всего стригутся под ноль и за волосы их не схватишь…
В книге "Да-цзе-шу - искусство пресечения боя" рассматривались способы введения приемов да-цзе-шу в боевой рисунок, построение личной тактики бойца с учетом использования подобных техник ОБЕИМИ СТОРОНАМИ - то есть мои личные наработки, мой боевой опыт.
КНИГА БЫЛА НАПИСАНА НЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ, А ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ХОТЯ БЫ НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ В БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ - опыт, достаточный для того, чтобы уметь оценивать методики и понимать, чем маваши-гери от мамаши с гирей отличается. Если этого опыта нет, то обучаться по этой книге вам не удастся. Идите в любой зал, где вам выставят стойки и несколько ударов, попрактикуйтесь в спарринге, хотя бы медленном - и тогда мы с вами позанимаемся. Хотя если вы не любите шевелить мозгами, все равно ничего не получится.
Далее: если не да-цзе-шу, тогда что?
Контэн. Система, описанная в книге, называется КОНТЭН.
КОНТЭН, А НЕ ДА-ЦЗЕ-ШУ!!!
Это моя система. Я так дерусь.
Ее я и преподаю.
Хотя могу преподавать и классическое хапкидо, и тэквондо, и дзю-до, и бой на палках. Отдельно и в комплекте. И никто не сможет сказать, что я не прав, потому что мои техники будут работать, а мои рекомендации основаны на двадцатилетнем боевом опыте.
Почему Контэн? Потому что "хап" - означает "контроль, концентрация, собирание, объединение"; "ки" - "сила, энергия, способ, прием". "Хап Ки" - КОНТроль ЭНергии, КОНцентрация ЭНергии, КОНТЭН.
Почему именно корейское "хапки"? - Вовсе не потому, что это хапкидо, хотя это на основе хапкидо - просто вот однажды, занимаясь со своим учителем по стилю Чаньтун, Андреем Ананенко, я вдруг ПОНЯЛ, как соединить прорывы обороны, свойственные этому стилю, с бросками и захватами хапкидо, которым я к тому моменту занимался около трех лет. Оно меня жутко бесило - отказывалось работать, подводило под удар; иногда просто не удавалось даже взять захват. Но я продолжал отрабатывать эти броски - для коллекции, что ли…
И вдруг - ЩЁЛК!
Я понял как надо хватать! Андрей бил - и надеюсь, до сих пор бьет - так быстро, что фехтовать с ним на руках было себе дороже. Это был верный способ буквально за две секунды собрать себе такую коллекцию разноцветных фонарей, которой мог бы гордиться целый пионерский отряд после похода на деревенскую дискотеку. Это нельзя было парировать - а вот перехватить было можно. А захватив руку, ее можно было выкручивать - чем я и занялся. Бросок должен быть мгновенным, не уступать по скорости удару и быть как можно проще. Удар должен быть внезапным и наноситься по такой траектории, чтобы пресекать атаки противника и иметь возможность мгновенного перехода на захват.
После этого я столкнулся с проблемой несоответствия техник - руки мешали друг другу, путались, часто выбивались пальцы. Я начал хватать локтевым сгибом, подмышкой, просто цеплять руку "крюком богомола". Я начал видоизменять траектории ударов - согласно чантьунскому принципу "ключевой техники". Этот ключ я нашел в штопорных ударах. После этого система притерлась и начала работать. Но это согласитесь, было уже не совсем хапкидо, и не совсем чаньтун. Но ведь работало же! И не только против конкретного Андрея Витальевича - она устойчиво работала против всех. Андрей посмотрел, попробовал и сказал, что это работает, но он меня учил не этому, поэтому чаньтуном я свое детище называть не могу. Ю Па Сит, учивший меня хапкидо, тоже не смог бы сказать, что это оно. Пришлось придумывать название. Сперва это было "Чжоу-И", от "чжоу" - локоть и "и" - вариант, изменение, перемена. Локоть - это потому, что в моей системе локти - один из важнейших элементов. Я даже книжку такую выпустил - маленькую брошюрку. Но вот оказалось, что "Книга Перемен", "И-цзин", имеет второе название -"Чжоу-И". Пришлось придумывать какие-то привязки, что-то объяснять - короче, это дело я незаметненько так свернул, и начал думать о новом названии. Была куча вариантов, вроде "стиля мелких шагов", но по-китайски это выходит "Е бу Цюань", что для русского уха звучит... гм… слишком заманчиво.
Остановились на контроле энергии, Контэн, потому, что это действительно основополагающий принцип системы; потому, что техники хапкидо действительно составляют солидную часть ее арсенала и потому, что это сочетание букв легко и без искажений произносится практически на всех языках.
С этой мыслью и была начата "Да-цзе-шу…".
Планировалось постепенно приучить людей к мысли, что неклассическая техника тоже техника, что это не всегда примитивный "трах по башке", что она может быть и очень сложной и очень эффективной. Во второй книге планировался уже "ход Контэном". И, кстати, вторая книга все-таки выйдет. Надеюсь, что скоро. Вот и все.
Так все и было. А потом я несколько лет ходил - и спарринговал, спарринговал, спарринговал.
Система Контэн разработана МНОЮ на основе соединения техник и принципов хапкидо, багуа-чжан, танланцюань, син-и и чаньтун. И это мне не просто так на голову упало. На это ушло более пяти лет работы, и работа эта продолжается. Если кому-то надо, приезжайте принимать отчет: откуда и что взялось, зачем делается именно так и почему это выгодно. Я сторонник объективных оценок и конкретных методов. Оспорьте, если сумеете. Ваши предложения будут радостно приняты, хе-хе.
Представителям классических стилей я хочу сказать только одно - я в ваш огород не лезу. Читайте внимательнее. Да, пользуясь моими разработками можно превратить каратэ в настоящую бетономешалку - но ведь для этого нужно знать каратэ! Айкидо может быть боевым искусством - но это вовсе не отрицает канонов айкидо! Нужно только более широко, более творчески трактовать его базовые принципы.
Я ни в коем случае не собираюсь преподавать да-цзе-шу вместо каратэ - я хотел бы с помощью техник да-цзе-шу вернуть каратэ его истинную боевую ценность и утраченный в спорте смысл. Я хотел бы избавить айкидо от догматизма, который его почти задушил. Я буду рад встретить каратэку, умеющего драться каноническими техниками каратэ, и айкидоку, который сможет перехватить в драке боксерский хук справа.
Я буду рад, если вы перестанете подменять реальные доказательства выдумками и легендами.
Ведь, согласитесь, единственная причина, по которой вы этого не делаете, это обычная лень. Вам лень думать, господа! Вы боитесь самостоятельно интерпретировать техники, придумывать свои расшифровки ката, вы боитесь задавать ехидные вопросы и тыкать зарвавшихся сэнсэев носом в очевидные ляпсусы. А они едут сюда, как на курорт, зная, что врожденное узкоглазие само по себе уже гарантирует успех и большие бабки.
Вот идет семинар, вот выходит японец, китаец, кореец - неважно кто, какой-нибудь башибузук весь в поясах и эмблемах, вот он вызывает вас - так наберитесь смелости, задайте свой вопрос! Осмельтесь усомниться! Да, это опасно. Но для кого? Вы что, вчера на татами вышли? Сгруппироваться не сможете, удар не отобьете? Так что вам тогда на семинаре делать - вернитесь в секцию, дышите носом, двигайте кулаками - а деньги свои лучше отдайте своему инструктору, пусть он вместо вас на семинары ездит и вам потом все доступно растолковывает. Это по крайней мере честно будет. А то лезут на семинары всякие "чайники", да еще поясов требуют по их окончании - мол как же с семинара без пояса? И пускают пыль в глаза этими поясами да сертификатами, дрожа при одной мысли о том, что придет с улицы неумытый хам и вывернет наизнанку всю их ничтожную сущность - неумеек и пустозвонов, "собирателей корочек".
Вы что, думаете тому восьмому дану интересно вам стойки ставить? Кулачки правильно сжимать? "Раз-два" отсчитывать? Ага. Как же. Он откровенно спит, и в глазах у него ничего, кроме вежливой скуки...
...А сказать, кто получит после этого семинара самый большой и развесистый пояс? Тот, кто его в сауну возил, да девок в номер заказывал, вот кто! И он же станет президентом вашей новоиспеченной федерации. А что - все справедливо: ведь он больше всех денег потратил, он все устроил-обхлопотал, он больше всех работал - ему и больший почет. Ведь технику все равно никто из вас не знает… Ну так выйдите, выйдите на татами! Задайте ему вопрос! Предложите проверить! Хрен с ней, со сломанной рукой - пусть ломает, кости в этом месте даже крепче потом будут - ломай, мастер, я согласен! Только покажи мне, ради всего святого, что ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО что-то можешь, что ты не просто за легкими бабками сюда явился, папуасов фокстроту обучать. Покажи свое мастерство!
И если это действительно мастер - то сумеет и показать, и объяснить. И поймет вас правильно, не сомневайтесь. А если ему собственный авторитет глаза застит, если выгнать захочет - не жалейте, вы немногого лишились. Просто вас опять хотели надуть.
Дело в том, что такого мастера тоже в свое время надували. Долго и упорно. И так же, как и вы, бегал по семинарам, выпрашивая сертификаты, пока не стал он "дутым авторитетом", пока не начал сам заниматься тем же халтурным бизнесом.
А суть этого бизнеса весьма проста, как у старинных ярмарочных бойцов-кулачников: сломал подпиленную подкову, перешиб трухлявую доску - выходи, кто хочет силой мериться! Никто не хочет. Всем страшно. Ну тогда давайте деньги. Вот и все. Представление окончено.
Весь этот бизнес строится на вашей трусости и низкопоклонстве перед заграницей, господа стилисты. Весь смысл его в том, чтобы устроить себе теплое местечко, собирая деньги с робких доверчивых лохов, - и здесь одному невыгодно критиковать другого, потому что может выясниться, что критик-то и сам - пустышка.
А я критики не боюсь. Я вас специально дразню. Ну, придите, докажите что ваша техника действует, ну дайте мне ею по морде. ЕЮ. Сможете? Я не обижусь. Это для меня будет важный научный эксперимент.
Вот боксеров два раза просить не надо. Они понимают что боевого искусства без боевого опыта не бывает. И борцы - тоже ничего. Нормальные мужики. Попросишь - покажут, зазеваешься - бросят. Все по-честному, без "секретных техник" и "таинственной энергии Ци". А всякие там ушу-мушу, каратэ-маратэ, айкидо-закидо… Те без таинственной энергии никак. А поскольку до сих пор не разобрались, откуда она у них растет, то и приемы не получаются. Ну что ж, ясное дело: нет бензина - стоп машина. Точно. А вот лет через двадцать ка-ак появится эта энергия, ну вот тогда - ух! (Мне этот тезис привел один поклонник "гимнастики тайдзицуань". Так и сказал: двадцать лет.) А пока мы вам просто приемы показывать будем. Те самые, которые не работают. А чтобы скучно не было, баки будем забивать. Легендами. И извольте считать нас более высокими, более продвинутыми, и более крутыми. Потому что мы чай умеем заваривать да по-китайски материться.
А между прочим, те же китайцы считали, что язык кулака понятен всем. И стихи даже про это есть, их Долин с Поповым в своих статьях цитировали. И сам великий поэт Ли Бо не гнушался в пьяном виде на базаре морду кому-нибудь расквасить. А все патриархи Син-и разбойников обучали. А Сунь-Лутан говорил, что без физической силы - никаких чудес. А Уэсиба качком был. А практически все высокие даны в России дутые. А...
Э-э...
Вам же это не интересно. Это же ВАШИ СВЯТЫНИ задевает, ВАШИ УСТОИ расшатывает. Руки прочь от святынь!!!. Да. Тяжело спорить с глубоко верующими людьми. Да и грешно. Не слышат они никаких доводов, все им одни оскорбления мерещатся. Так и кажется порой, что вот ужо грозный Уэсиба меня на страшном суде встретит и одним могучим кайтэн-нагэ в ад зашвырнет, а там злобный Миямото на пару с Мусасей будут вокруг котлов гонять да боккенами по темечку лупить…
Да. Так вот.
Возвращаясь к теме.
Да-цзе-шу - не стиль, а обозначение определенного раздела техник, как цинь-на - искусство захватов, фань-цинь-на - искусство от оных освобождения, цюань-фа - собственно ударная техника рукоприкладства, сю-да-фа - искусство использования точек и мо-хай - искусство владения оружием.
ЭТИ РАЗДЕЛЫ ПРИСУТСТВУЮТ ПРАКТИЧЕСКИ В ЛЮБОЙ БОЕВОЙ СИСТЕМЕ (если, конечно, она имеет наглость именовать себя боевой).
Поэтому я хочу сказать всем предприимчивым людям - преподавайте да-цзе-шу, как хотите и кто хотите, на свой страх и риск.
На основе каратэ, бокса, вольной борьбы и чего угодно. Короче, идите туда, откуда пришли. Я тут ни при чем. НИКТО И НИКОГДА НЕ ПОДХОДИЛ КО МНЕ, ЧТОБЫ ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ НА ТЕМУ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭТИХ ТЕХНИК.
Я, Сенчуков Юрий Юрьевич, автор книги "Да-цзе-шу - искусство пресечения боя", ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, что за да-цзе-шу они там преподают. Так что все выдранные на тренировках глазья и волосья запишите на их счет, пожалуйста. Дурное дело нехитрое. А вы - думайте, у кого тренируетесь (это - к вопросу об эффективности да-цзе-шу и методиках его преподавания).
Но вот КОНТЭН - дело другое.
Это уже моя разработка и я имею право заявлять на нее какие-то права - не так ли, господа энтузиасты? Согласитесь, трудно было бы мне преподавать каратэ, если я ни одного каратиста в глаза не видел? А вот есть такие, кто ни одного "контэновца" в глаза не видел - и на тебе. Преподают! Аттестации обещают! Откуда вы только такие прыткие беретесь? Этак еще федерацию учредят, даны поделят да мне же и заявят, что раз, мол, я не аттестован, то и преподавать не могу. С хапкидо, например, так уже было.
(Я-то его начал преподавать в 1990 году, тогда еще духу не было никакого хапкидо ни в Москве, ни в окрестностях... Объявления вешал, статьи писал, зазывал: откликнитесь, придите, очень ждем! Ко мне тогда пришел господин Карамов, и предложил объединиться в организацию "Академия Кэмпо", для проведения совместных семинаров. Я согласился. Карамов тут же сгинул и носа ко мне более не кажет, хотя заклеил потом пол-Москвы объявлениями с обещанием... аттестации по хапкидо.