... вернуться ::
:: О СПОРЕ ::
тезис ::
довод ::
виды спора ::
ошибки ::
цели спора ::
этапы спора ::
:: УЛОВКИ ::
:: СОФИЗМЫ ::
:: ЗАЩИТА ::
|
УЛОВКИ В СПОРЕ
Уловкой в споре называется всякий прием, с помощью
которого хотят облегчить спор для себя или затруднить спор для противника.
Таких приемов многое множество, самых разнообразных по своей сущности, классифицировать
их – в настоящее время невозможно. Иные
из них, которыми пользуются для облегчения спора себе самим, позволительны.
Другие – непозволительны и часто прямо бесчестны.
Наиболее грубые уловки "механического"
характера.
1. Такой характер часто имеет неправильный "выход из
спора". Иногда приходится "бросить спор", потому что, напр.,
противник пускается в личности, позволяет себе грубые выражения и т.п. Это,
конечно, будет правильный "выход из спора", по серьезным мотивам. Но
бывает и так, что спорщику приходится в споре плохо потому, что противник
сильнее его или вообще, или в данном вопросе. Он чувствует, что спор ему не по
силам, и старается всячески "улизнуть из спора", "притушить
спор", "прикончить спор". В средствах тут не стесняются и
нередко прибегают к грубейшим механическим уловкам.
2. Самая "механическая" – не давать противнику
высказаться. Спорить при таких условиях, конечно, невозможно. Это называется (в
случае успеха) "сорвать спор". Это не обязательно рев, гогот,
топанье, или, к примеру, забивание форума кусками бессмысленного текста (видали
и такое)…
Если спорщик достаточно нахален, он может,
"поспорив" так с вами и не дав вам сказать ни слова, заявить: "с
вами нельзя спорить, потому что вы не даете нового ответа на вопросы".
Иногда все это делается "тоньше". Вы привели сильный, но сложный
довод, против которого противник не может ничего возразить: он тогда говорит с
иронией: "простите, но я не могу спорить с вами больше. Такие доводы –
выше моего понимания. Они слишком учены для меня" и т.п. и т.п.
3. Другая но уже более "серьезная"
механическая уловка с целью положить конец невыгодному спору –“довод к
городовому” - обращение ко властям, указывая на опасность тезиса для
государства или общества и т.д. И вот приходит какая-нибудь "власть"
и зажимает противнику нашему рот, что и требовалось доказать. Спор прекратился
и "победа" за ними.
4. Более сложная
уловка - "чтение в сердцах". Эта уловка состоит в том, что
софист не столько разбирает ваши слова, сколько те тайные мотивы, которые
заставили вас их высказывать. Например, "Вы это говорите не потому, что
сами убеждены в этом, а из упорства", "лишь бы поспорить".
"Вы сами думаете то же, только не хотите признать своей ошибки".
"Вы говорите из зависти к нему". "Из клубных интересов".
"Сколько вам дали за то, чтобы поддерживать это мнение?"
5. К этим же разрядам уловок
спора нужно отнести и инсинуацию. Человек стремится подорвать в слушателях
или читателях доверие к своему противнику, а, следовательно, и к его доводам, и
пользуется для этой цели коварными безответственными намеками. К
сожалению, эта уловка очень в ходу…
6. Довольно употребителен и "ложный отвод довода".
Довод противника сокрушителен, или ответ на него не находится. Тогда спешат
заменить: "это к делу не относится", т.е. отводят довод. Уловка, известная еще
с древних времен.
Гораздо интереснее те уловки, которые можно назвать психологическими.
Они основаны на знании некоторых свойств души человеческой, и некоторых наших
слабостей.
1. Самая грубая и обычная
уловка - раздражить противника и вывести из себя. Для этого пускают в
ход грубые выходки, "личности", оскорбление, глумление,
издевательство, явно несправедливые, возмущающие обвинения и т.д. Если
противник "вскипел" – дело выиграно.
2. Множество грубых и тонких уловок имеют целью отвлечение
внимания противника от какой-нибудь мысли, которую хотят провести
без критики. Мысль или не высказывается вовсе, а только необходимо подразумевается,
или же высказывается, но возможно короче, в самой серой, обыденной форме. Перед
нею же высказывают такую мысль, которая поневоле должна своим содержанием или
формой привлечь особое внимание противника, напр., чем-нибудь задеть,
поразить его и т.д. Если это сделано удачно, то есть очень много шансов, что у
обычного противника уловка пройдет с успехом. Он "проглядит" и
пропустит без критики незаметную мысль.
3. "Ложный стыд". Очень часто софист пользуется
обычной для большинства человеческою слабостью "казаться лучше, чем есть
на самом деле" или же "не уронить себя" в глазах противника или
слушателей; чаще всего – "ложным стыдом". Видя, напр., что противник
слабоват в науке, софист проводит недоказательный или даже ложный довод под
таким соусом: "Вам, конечно, известно, что наука теперь установила" и
т.д. Другой вид: всегда есть некие "ходовые истины", с которыми
признают необходимым соглашаться из "ложного стыда", из боязни, что назовут
"отсталым", "некультурным", "ретроградом", и т.д.
и т.д. И чем слабее духом человек, тем он в этом отношении трусливее.
4. Довольно часто употребляется и другая родственная уловка,
основанная тоже на самолюбии человека: "подмазыванье аргумента".
Довод сам по себе не доказателен, и противник может опротестовать его. Тогда
выражают этот довод в туманной, запутанной форме и сопровождают таким, напр.,
комплиментом противнику: "конечно, это довод, который приведешь не во
всяком споре, человек, недостаточно образованный, его не оценит и не
поймет" и т.д.; или "вы, как человек умный, не станете отрицать,
что" и т.д.; или "нам с вами, конечно, совершенно ясно, что" и
т.д. и т.д. Иногда не говорят комплиментов, а лишь тонко дают понять, что к
вашему уму относятся с особым уважением
5. Одна из сильнейших и обычнейших уловок, в споре – это внушение.
Особенно огромна роль его в устном споре. Кто обладает громким, внушительным
голосом, говорит спокойно, отчетливо, самоуверенно, авторитетно, имеет
представительную внешность и манеры, тот обладает, при прочих равных условиях,
огромным преимуществом в устном споре. Кроме тона и манеры спорить есть много и
других приемов, рассчитанных на внушение. Так может действовать смех, насмешка
над словами. Так действуют часто заявления, что такой-то довод противника –
"очевидная ошибка" или "ерунда" и т.д. и т.д. Последнего
рода приемы употребляются и в письменном споре: "противник наш договорился
до такой нелепости, как" и т.д. Следует сама "нелепость", вовсе
не нелепая. При ней три восклицательных знака, но не сделано даже попытки
доказать, что это нелепость. Или же, наоборот: "в высшей степени
остроумны, глубокомысленны следующие слова такого-то". В
"словах" такого-то нет ни остроумия, ни глубокомыслия, но они нужны
автору статьи, а последний знает, что читатель не имеет часто даже времени проверить
его оценку, не станет сосредоточивать на проверке внимание, а просто примет
слова под тем соусом, под каким они ему поданы. Может быть, через час сам
будет повторять их, как остроумные и глубокомысленные".
Сюда же относятся, психологической своей стороной, ссылки
на авторитеты. Эти ссылки действуют на иных, как таран, пробивающий
стену недоверия. Иногда предпосылают факту или чужой аргументации и т.п.
"несколько слов", имеющие целью предварительно "надлежащим
образом осветить" этот факт или аргументацию. К уловкам внушении
относится также повторение по несколько раз одного и того же довода,
особенно применяющееся в ораторской практике. Часто довод водят каждый раз в
различной форме, но так, чтобы ясно было, что мысль одна и та же. Это
действует, как механическое "вдалбливание в голову", особенно, если
уложение украшено цветами красноречия и пафосом. "Что скажут народу
трижды, тому верит народ" – говорит один из немецких авторов. Это действительно
подтверждается опытом.
6. "Двойная бухгалтерия". Все почти люди склонны
более или менее к двойственности оценок: одна мерка для себя и для того, что
нам выгодно или приятно, другая – для чужих людей, особенно людей нам
неприятных, и для того, что нам вредно и не по душе. Один и тот же довод
оказывается в одном случае, когда для нас это выгодно, верным, а когда
невыгодно – ошибочным. Когда мы, напр., опровергаем кого-нибудь с помощью
данного довода – он истина; когда нас им опровергают – он ложь.
Иногда "двойная бухгалтерия" нисколько не
скрывается, а выступает с открытым забралом. Это бывает в тех случаях, когда
она в том, что выгодно для нее, открыто опирается на "свои
убеждения", а где это не выгодно – на убеждения противника. Вот
пример. Во Франции упрекали католиков в логической непоследовательности: они для
себя требуют полной свободы слова, в то время как вообще сами являются
ожесточенными врагами этой свободы. Один католический публицист ответил
приблизительно так: "когда мы требуем свободы для себя, мы исходим из ваших
принципов. Вы так отстаиваете свободу слова. Почему вы не применяете ее по
отношению к нам? Когда же мы стесняем свободу слова, то исходим из наших
убеждений. В этом мы тоже вполне правы и логически последовательны".
Двойная бухгалтерия уже вполне отчетливо переходит из
области "просто уловок" в область софизмов.
Читать далее >>
|