Внимание - с 2005 года сайт переехал на адрес conten.ru, а форум, соответственно на conten.ru/forum/
Ссылки тоже изменились - вот некоторые: расписание занятий по КОНТЭН в разных городах, семинары по КОНТЭН, статьи по боевым искусствам, вопросы от читателей по рукопашному бою, выбору стиля, тренировкам..., видеоролики боев, уличных драк, тренировок, мастерская - обмен боевым опытом, магазин спортивных товаров и книг, а также много другого, не менее важного.
Меняйте закладки в своих браузерах и... добро пожаловать!
Герман: Принесли мне год назад кассетку Да-дзе-шу, досмотреть до конца не смог.... Ну совсем... неинтересно, мягко говоря. Хотя никогда не судил, и другим не советовал, делать выводы на основе видео. Видео оно и в Африке видео, тем более коммерческое. Другое дело семинары, когда снимаешь что хочешь и что нужно. Тогда видео как напоминание о том, что нужно запомнить и повторить. Обучаться по видео вообще считаю делом бесполезным. Поэтому никогда не покупал фирменные кассеты, да еще за бешенные деньги. Хотя если у человека полный застой с информацией...что уж тут поделать. Сенчуков: Странный, однако, у вас подход, Герман. Ну как же это - не делать выводы о том, что вы видели своими глазами? Вы же свои выводы сделали! Если вам так уж скучно было смотреть - ну извините, да только я не фокусы показываю, а то что на самом деле работает. То, что просто, быстро, безотказно - и по эффективности не уступает никакой классике. Скука - это очень важная вещь. Тренеру, как и любому преподавателю, с ней приходится сталкиваться очень часто. Человеку ведь становится скучно не только потому, что увиденное недостойно внимания. Гораздо чаще мы скучаем на уроках и лекциях. Особенно тогда, когда не можем понять то, о чем идет речь. Или если часто пропускали занятия, и отстали от остальных. Или заранее убедили себя в том, что будет скучно. Чтобы чему-нибудь научиться, сплошь и рядом приходится бороться со скукой, Герман. Ну а книгу "Да-цзе-шу" вам тоже не удалось одолеть? Книг-то больше, чем кассет. И информации в них больше. Или вы их тоже читать не любите? А еще что то там говорите о "застое с информацией". Что поделать, спрашиваете? Ну-ну… При таком подходе действительно проблема неразрешимая. Учебники и фильмы по боевым искусствам выпускаются ИМЕННО для того, чтобы по ним учиться. И учиться по ним МОЖНО. Иначе вам придется признать, что все мастера, выпускающие книги и фильмы, мошенники и жулики, поскольку получают деньги за заведомо негодный товар. В том числе и обожествляемые вами корифеи. И вы сам. Получается, что жулики - все. Так? Вопреки всеобщему мнению, которое нельзя назвать иначе, как "обывательским", ПО КНИГАМ УЧИТЬСЯ МОЖНО - даже по самым плохим. Можно и нужно, - да и попросту необходимо, поскольку время тренировки ограниченно и ни один сэнсэй, даже самый лучший, не сможет вам дать все. У него просто не хватит времени. В конце концов, даже у наикрутейшего мастера могут быть нелюбимые техники - а вам они пришлись бы как раз. Люди ведь такие разные. Откуда же вы узнаете об этих техниках, как не из книг? Да и о самом существовании хапкидо вы разве не из книг узнали? О нем же вроде на улицах не кричат. Ведь вокруг, да и в самой Корее, кстати, полно людей, которые о нем никогда не слышали. В Северной, например. Ну а уж тем более в Латвии. Потому что "полный застой с информацией", как вы изволили заметить. "Любите книгу - источник знаний"… Если вы не умеете - или не желаете - работать с книгами и фильмами, это ваша проблема. Не надо делать ее общей. Не умеете сами - так хотя бы не мешайте другим. Ведь кому нибудь так или иначе придется этим заниматься. Чтобы, например, эти книги получше писать. А информации у меня вполне достаточно. Именно потому могу ею поделиться. Просто я не ленюсь постоянно ее пополнять, - вот и покупаю практически все. А потом смотрю и сортирую. Вот и ваша кассета у меня тоже есть. Я ее часто показываю знакомым и ученикам. То есть, слежу за тем, чтобы они не скучали. Но об этом чуть позже.
Насчет моих кассет - Я НЕ ВЫПУСКАЛ НИ ОДНОЙ. Это старается мой бывший партнер по изданию "Да-цзе-шу", Гена Сафрошкин, издатель, который помог мне напечатать книгу. Сам Гена никогда ничем, кроме йоги не занимался и о боевых искусствах имеет весьма простое понятие - "это то, что можно продать". Человек он в этом плане простой до… не знаю чего. Сколько раз ругался с ним: нельзя книгу печатать на туалетной бумаге мелким шрифтом! Сколько раз просил -сделай хоть обложку-то покрасивей, в несколько цветов! На все у него был один ответ: "Юрич, чего ты кричишь? Кому надо - и так купит!" И бесполезно ему было объяснять, что книгу должны покупать не те, "кому надо", а даже те, кто об этом вовсе и не думал, пока на нее не наткнулся. Потому, что тех, "кому надо" - сотни, ну даже тысячи, а этих, остальных, кто ни ухом ни рылом - их миллионы. Вот на них книга и должна быть нацелена. Она должна их заинтересовать и в зал затащить. Вот поэтому большинство книг по боевым искусствам и представляют собой большие красочные альбомы на толстой бумаге. И техники в них - два притопа, два прихлопа - самые простые. Именно это я и хотел изменить, выпустив книгу, рассчитанную НА ВСЕХ, - то есть и на специалистов в том числе. А благодаря Гене книга работает гораздо медленнее - хотя и цитируется, и переиздается уже бог знает кем. И народ идет. Причем те, "кому надо". Так вот, о кассетах. Гена взял рабочий сырой материал, пробный шар, записанный нами по случаю в случайно подвернувшемся зальчике - без предварительной разработки, с теми ребятами, которые были под рукой - и ПРОСТО КОПИРУЕТ, КАК ЕСТЬ. Прямо у себя дома на двух видиках. И свято уверен, что это - фильм. Я кстати, так не считаю. Но что мне теперь, убивать его за это? Он хоть никакой отсебятины не вставляет и мое имя сохранил. По логике вещей мне тогда уж лучше сперва съездить в Минск и перебить половину тамошних деятелей, начиная с Тараса. Ведь по сравнению с его "пиратством" Генины кассеты - гораздо меньшее зло. По крайней мере, пусть будет хоть что-то, раз народу так уж нужны кассеты. Ведь не он один такой умный. Во всяком случае, за эти фильмы я ни копейки не получаю и не получил. Хоть у самого Гены спрашивайте. Так что их вряд ли можно назвать "коммерческими". Но я хотел бы выпустить несколько хороших коммерческих фильмов. А эти… Что ж, они по крайней мере кого-то заинтересуют. Ведь если покупают, значит кому-то все же не скучно? Так, Герман? Я считаю, что как только появятся нормальные, настоящие фильмы, они будут иметь большую, подготовленную заранее аудиторию. А тогда "пиратские" постепенно пропадут сами собой. С другой стороны - рабочая версия в чем-то и лучше. Вы же сами говорите, что любите снимать на семинарах. Все огрехи, все нестыковки видны сразу. Так, ребята на этой пленке даже не знают, что именно я буду делать - и если уж падают, так не потому, что не умеют стоять. А вот к моим движениям у вас претензии есть? Это, конечно, просто, - это же базовые техники, - но так за два дня не научишься. Ни по книжкам, ни по видео. И, кстати, я так и дерусь. И действует, что самое смешное! Причем работаю я не с новичками. Москва - это же вам не глухая деревня, где самый сильный мужик - местный кузнец. Ко мне ходят люди с поясами, которые считают себя специалистами. Так вот, у меня на сегодняшний день - почти двенадцать лет рабочей практики. И никто из людей приходивших ко мне, дилетантом меня не считает. Кроме того - скажите, Герман: вы что, видели хоть одну мою кассету по хапкидо? Правильно, не видели. А я, кстати, их снимал. "Как напоминание о том, что нужно запомнить и повторить". Но ведь не распространяю же? А рабочие материалы я делал по "Да-цзе-шу", которое (если читать книгу, что вам наверное, тоже скучно) ВООБЩЕ НЕ СТИЛЬ, а раздел техник, присутствующий в каждой системе, считающей себя боевой. И на этой кассете -только "Хвост павлина", самый базовый набор элементов. И их по ней изучить вполне можно. Вы что, считаете что ои-цки и гедан бараи были бы лучше? И вам тогда не было бы скучно, Герман? Я могу сделать одну такую кассету специально для вас. Чтобы вы радовались, видя что-то знакомое. И книг по хапкидо я не писал. Какие претензии, уважаемый? Однако, скажу по секрету - скоро выпущу. Теперь придется. Специально для вас и ваших единомышленников. Вот крику-то будет! Потому что ваши же ученики эти книги читать не поленятся. С этим вам волей-неволей считаться придется. А значит, и читать придется, как бы скучно вам при этом ни было. При этом, само собой, я постараюсь чтобы это была ХОРОШАЯ книга. Именно поэтому я пишу не спеша, на что сердятся и издатели, и читатели. Потому что у меня тоже есть ваша кассета. Давайте поговорим и о ней. Я ее очень внимательно просмотрел. Мне, как я указывал выше, никакие кассеты смотреть не скучно. И я тоже умею делать выводы. Так вот - судя по вашей кассете "Клио", где наряду с вашим (неужто не вашим?) сорокапятиминутным(!) интервью есть пара минут вашего (неужто не вашего?) показательного выступления. По крайней мере, показуху-то могли уж сделать и получше. Сколько готовились? По моему, два-три дня - не больше. А до этого этих техник и в глаза не видали. Вот что я увидел на ВАШЕМ видео.
Герман: "Основой КОНТЭНа является хапкидо "старой школы" - хапкидо Чхве Енсоля, Су Бок Су и Чи Хван Чже, с его агрессивной манерой ведения боя,…" -что такое "старая школа"? Сенчуков: Из современных систем к старой школе по методике ближе всего куксуль. В нем сохранена стержневая основа системы - Ки Бон Суль, то есть набор ключевых классических бросков, представляющих собой этакие "микроката". Все обучение базируется на этих бросках и их вариациях, все их элементы могут сочетаться друг с другом, порождая новые техники - так, например, в известной вам книге "Да-цзе-шу" приведено такое "превращение" прямого удара рукой в бросок. С помощью Ки Бон Суль можно изучить болевые точки, подводящие техники, уходы и уклоны, тактические хитрости, практически все перемещения и даже техники ног. Каждый из этих бросков может дать несколько более простых вспомогательных действий. Но самое главное - множество вариаций и разные подходы позволяют уверенно выводить противника на эти броски практически из любого положения, легко переходить с одного броска на другой и полностью контролировать боевую ситуацию. Существующие сегодня методики других федераций, по сути, дают именно множество фрагментов тех же самых Ки Бон Суль, старательно затушевывая их взаимосвязь. Дело в том, что раз еще Чхве Енсоль признал за инструкторами право на составление собственных методик - то вот они и "отличаются" друг от друга, вертя эти приемы туда-сюда, иногда что-то выкидывая, иногда что-то добавляя, а в основном старательно дробя их на более мелкие куски. В современных методиках число приемов доходит до нескольких тысяч! Ученик так действительно, ничему научиться не может, - то есть постоянно будет зависим от учителя. А учителю даже бояться нечего - если сам он начинал по старой системе, то всегда легко сможет утереть нос любому из зазнавшихся питомцев. А в куксуль все техники (до пятого дана, насколько я знаю) явно и спокойно группируются вокруг одних и тех же базовых вещей. По-моему, это гораздо удобнее. О куксуль - предвижу ваши возражения, Герман. Представьте себе, куксуль - это тоже хапкидо. Как и хведжонг мусуль, с которого у вас в Латвии все начиналось, не правда ли? Хотя и сам Со Ин-хек сегодня объявляет куксуль отдельной системой, - чем же ему быть, если там все приемы хапкидо и методика преподавания та же? И если преподают его те же самые люди? До середины восьмидесятых эта система так и называлась - Куксуль хапкидо. Не случайно же президентом наиболее старой организации хапкидо "Кидохве" является Со Ин-сун, мастер куксуль? И не случайно же вице-президентом при нем его брат Со Ин-хёк, основатель куксуль? В "Кидохве" ведь было много разных школ, объединенных общими аттестационными нормативами и методикой. Ведь не случайно же Со Ин-хёк сетовал в "Блэк белте" на слишком быстрое размножение федераций и мастеров, и заявлял, что все даны, присвоенные в обход "Кидохве", недействительны? Кстати, проводя демонстрационный тур куксуль по США Со Ин-хёк пригласил для участия в нем нескольких мастеров хапкидо, преподававших в то время в Штатах. Ким Хи Юна, например, в том числе. Насколько мне известно, с разрешения Чи Хван Чже, вам знакомого. Те согласились, надели вместо белых кимоно черные - и с успехом проехали по всей Америке. Без никакой предварительной подготовки, заметьте! Как вы думаете, было бы это возможно, если бы куксуль технически отличался от хапкидо? Вы же видели тэквондо в исполнении каратистов? А ведь тэквондо произошло от каратэ! Тем не менее, у него совершенно другая двигательная основа - а значит, арсенал приемов и тактика боя тоже будут другими. Не знаю, как вы, а я среди тэквондоистов всегда увижу бывшего каратюгу. Тем более что их в нашем тэквондо - большинство. Так же и с хапкидо - в исполнении тэквондоиста выглядит совершенно "не так". А куксуль - пожалуйста. Да, там кроме Ки Бон Суль введены еще и ката, изучаются стойки, подобные стойкам каратэ - но смотришь на техники смообороны, демонстрируемые Со Ин-хёком - и видишь узкую восьмистороннюю стойку, знакомые положения рук, знакомые наклон и присед - да мало ли еще.
- почему вы (Ю.Ю.) решили что в основе КОНТЭНа именно это направление хапкидо? Вы занимались у вышеперечисленных Мастеров? Или у их учеников? Или у учеников их учеников? И т.д. Я так "решил", потому что раз уж я сам пек пирог, то знаю, что в него клал. И, раз уж вам так интересно, занимался я у ученика ученика мастера Ким Му-вона, который сам занимался у Чхве Енсоля, а после у Чи Хванчже, с которым долгое время сотрудничал. Спросите, кстати, сами у того же Чи Хванчже - помнит ли он такого? В основе моей системы лежат все те же Ки Бон Суль, и все те же принципы "Вон-Ю-Хва". Вы же вроде как знаете, что это такое. И еще раз напомню, что Чхве Енсоль говорил, что согласен считать хапкидо любую технику, не противоречащую базовым принципам системы и эффективную в рукопашном бою. Поэтому-то я и заявляю так упорно, что КОНТЭН базируется на хапкидо, и по сути, является его продолжением. Техники хапкидо на принципах хапкидо - чем же ему быть-то? Или вы считаете, что мне позарез надо примазаться к какой-нибудь теплой компании, а я по скудости ума выбрал вашу? А насчет мастеров - что ж вы, английский язык в Оксфорде изучали? Ведь судя по вашим вопросам, вы считаете, что дома этого сделать нельзя. И русский учитель вам для этого никак не годится. Обязательно нужен иностранец. Русские мозги думать не могут, так что ли? Или права не имеют? Главный критерий как боевой системы, так и обучения языку - это уверенное им владение и возможность на нем объясниться. Язык - не догма, а средство общения. Боевое искусство - в какой-то мере тоже: ведь "общаюсь" же я со своим противником? "Жестами", так сказать. И вполне доходчиво! А уж тот, с кем я общаюсь, с удовольствием меня поправит. Это и называется разговорной практикой, без которой владение языком немыслимо. Мыслимо ли боевое искусство без боевой практики? Нет, будь у вас хоть десяток самых лучших учителей. А зачем? Вы же все равно ни с кем не собираетесь "общаться"! Вот это и называется - настоящий "застой с информацией", - не так ли? Пирог, который не едят, рано или поздно черствеет, Герман. Как бы вы ни старались его сохранить. Обидно быть пекарем, чьи пироги не едят - даже если при этом на них молятся. Что бы ты ни клал в тесто - какая разница, ведь все равно не заметят. А шум вокруг "Да-цзе-шу" почему-то не утихает. И все требуют еще. Наверное, им нравится? Может, людям надоело есть только черствые пироги? Ваш технический уровень зависит не от дана вашего учителя, а от ВАШЕГО кругозора и ВАШЕЙ практики. "Красный пояс" может выставить вам базовые стойки, удары и броски не хуже черного. И вы прекрасно знаете, что если вы пристанете к черному поясу с таким вопросом, он тут же подзовет смышленого парня с красным, который и будет с вами возиться. Черный же будет заниматься с красными. Разве не так? На этом стоит и стояла вся система преподавания боевых искусств. Так что же мне, стыдиться моего учителя, у которого был красный пояс? Который владел четырьмя сотнями техник? Который умел их применять и научил меня тому же? Это что, было бы "по канонам", да? А между тем, если бы книга моя вышла под псевдонимом, например, Ли Юн Хан или Ро Ён Чжу, вы бы даже рта не раскрыли. Корейское имя прихлопнуло бы вас на месте! Особенно если бы я набрался наглости и нарисовал под ним седьмой или восьмой дан. После этого, даже если бы я там совершенную ахинею нес, вы решили бы просто, что мастер очень старый и впадает в детство. Или перевод плохой. Тем более, что по хапкидо действительно очень мало толковых книг. То есть, вы считаете, что если человек не следует постоянно чьим-то раз и навсегда данным инструкциям, то он не следует традиции? Так нет же таких инструкций! Это же вам не японское джиу-джитсу или китайские цюань-фа, где действительно до сих пор можно найти какие-то старинные клановые школы. Традиции хапкидо, если бы она была, не исполнилось бы сейчас и пятидесяти лет! Сам термин хапкидо вошел в обращение только к началу шестидесятых годов! Причем практически каждый из специалистов, использующих это название, считал первым своим долгом дать совершенно другую методику. Вот они, их книги, передо мной. Может быть, я первый решил их сравнить? А может их и читать нельзя? А может, у вас такая книжка только одна? И вы на нее молитесь, а не читаете? Пора учиться читать! Ведь спор идет не о религиозных догматах. На татами все вполне проверяемо и доказуемо. Есть ли у вас какие-то претензии к моей технике? Вы можете указать, что не сработает? С какими положениями вы не согласны? Где вы видите возможность контратаки, или где мой захват недостаточно надежен? В чем мои техники противоречат принципам хапкидо? Наконец, что ВЫ могли бы сделать лучше? Этих тем в своих вопросах вы не касались ни разу. Наверное, техническая сторона дела вас интересует меньше всего.
Герман: "К уже существующим в хапкидо оружейным техникам были добавлены техники метания камней, ножей и топоров…" - добавлены откуда и кем? Сенчуков: А также когда и где. Если уж Вы что-то цитируете, то потрудитесь и указать, откуда и что. Метательные техники в современном хапкидо практикуют Со Ин-хек, изучавший семейные и реликтовые стили - Садо Му-суль, где этого добра навалом, - и Ким Хи Юн, очень уважающий старинные корейские искусства. И, еще уйма народу, я уверен - ведь есть же у них ученики. Извините, что не оглашаю весь список. Что же до меня, то… Ну, знаю я такие техники - отчего же не добавить? Я преподаю метание настолько, насколько умею сам, уж не обессудьте. Меня же учили метанию наши простые люди - хоть и нерусские, но, увы, и не корейцы. Однако у ножа всего два конца, из которых заточен лишь один - так что существует весьма малое количество эффективных способов его бросить. Так что тут критерий весьма прост: втыкается - не втыкается. И все тут. Однако вас наверное интересует не это. Учитывая характер ваших вопросов, вы скорее всего хотите узнать, кто включает метание в аттестационные программы? Тут я никого назвать не могу, кроме того же Ким Хи Юна, да и то только на высоких данах. Однако это же не запрещает преподавать метание, верно? "Именно на этих базовых движениях основана уникальная, практически не имеющая аналогов даже в оригинальном хапкидо техника работы локтями,…" - в чем уникальность техники работы локтями? Смотря какой. В том, что сегодня считается классикой, ничего уникального нет. Там вся работа локтей сводится к эпизодическому тыканью ими в противника - причем сплошь и рядом неясно, зачем бить именно ими: ведь кулаком было бы и удобнее, и быстрее. При этом нельзя не заметить, что многие из этих техник фактически являются добиваниями - то есть наносятся по противнику, не имеющему возможности защититься. Если так, то какая разница, чем добивать?
Я же трактую локти совершенно иначе. Зачем тянуться ими к противнику? Они же короткие! Как пить дать напоретесь на встречный удар. Я обламываю ими то, что противник сам мне сует - то есть атакующие руки и ноги. Сунут голову - вот тогда и буду бить по голове. При этом, что характерно, оказываются свободными кисти, которые я тут же использую для ударов и захватов. Локтевой блок гораздо короче и мощнее, и при этом практически не разрушает защитный потенциал позиции - ведь кисть у меня при этом практически не двигается. Хотите - проверьте. Кроме того, локтями и подмышками я делаю множество захватов, к чему, как правило, мои противники готовы редко. А между тем, такой захват гораздо мощнее, поскольку короче рычаг, и позволяет более эффективно вложить силу корпуса. Многие броски в "моем" хапкидо вообще на одних локтях делаются. При этом кисть остается свободной, и я могу колотить практически куда угодно, не отпуская при этом захвата. И сильно! Смотрите в "Да-цзе-шу" - там все это есть, с рисунками и более подробно. Спросите об этом винчуниста Мартынова, наконец - знаете такого? Ему вроде понравилось. Локти у меня действуют совершенно независимо. Фактически, я их рассматриваю как отдельные боевые единицы, наряду с кистями, и искренне считаю, что на верхнем уровне у меня четыре конечности, а не две. При этом у меня присутствуют и те удары, которые считаются классическими - правда, выполняются они несколько иначе, что делает их гораздо быстрее - и сильнее, заметьте. Некоторые же из них я просто выкинул из-за бесполезности и нерациональности - например, известный вам прямой удар вперед-вверх, считающийся базовым не только в хапкидо, но и в знакомом вам тэквондо, и в каратэ. Он более опасен для вас самого, поскольку вынуждает слишком близко подходить к противнику, опасно выпрямляя спину. Это неминуемо приведет к тому, что вы получите если не в живот кулаком, то в пах коленом. Вместо него у меня прекрасно работает другой удар. Больше я ничего не выкидывал - напротив, только добавлял. Техника работы плечами и предплечьями у меня тоже относится к разделу "локтевой". "Я занимаюсь хапкидо с 1989 года - то есть уже более десяти лет…." - почему вы думаете (Ю.Ю.) что занимаетесь именно хапкидо? Вам кто-нибудь об этом сказал? Или это написано в тех книгах, с которых вы берете представленную на сайте информацию? Или на видео, которое смотрите? Слишком много вопросов получилось для первого раза. Хотя еще не все. С уважением. Знали бы вы, как я от этого устал! Ведь, вроде бы уже начали говорить по теме, технические вопросы задавали и - здрасьте, вот те на, опять… Вам что, опять скучно? Однако я отвечаю на любые вопросы. Подробно и соответственно. С подобающим случаю уважением. Извините только, если на этот раз я несколько эмоционален. Нормальные ответы вас, как видно, не удовлетворяют. "По-моему, вы самозванец и недоучка, и сам ничего не умеете, а списываете с каких-то книжек. С уважением". Да уж, нечего сказать, уважение так и прет… А ведь можно было и короче - пошел вон, "Ю. Ю."! ХАПКИДО - ЭТО МОЯ КОРМУШКА!!! И я бы все понял. Я и так все понял. Ведь именно так это следует понимать, Герман? Однако - как плохо вяжется это ваше великосветское презрение с благостными посулами вашего сайта! Вам не стыдно? Боевое искусство ведь для вас вроде как не только кормушка, но и средство самосовершенствования. По крайней мере, вы на своем сайте говорите об этом так: "ИМЕННО ХАПКИДО, СО СВОЕЙ ГИБКОСТЬЮ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ, ПОЗВОЛЯЕТ ИСКАТЬ И СИНТЕЗИРОВАТЬ. ИМЕННО ОТСУТСТВИЕ ДОГМ ДЕЛАЕТ ХАПКИДО ЖИВЫМ И ПОСТОЯННО РАЗВИВАЮЩИМСЯ БОЕВЫМ ИСКУССТВОМ". Ну ладно, это не вы придумали, это не ваш стиль, - но сами же написали, так? Ах, золотые слова! Я тронут до глубины души. Только вот вы забыли указать что товарищу Ю.Ю. искать, синтезировать и обходиться без догм категорически запрещается. Причем лично вами. Я и ошибся. Решил, что вы действительно так думаете, а не просто списываете из какого-то рекламного буклета дежурный лозунг. Вы пишете далее, что для вас "зрелость мастера определяется тем, ответил ли он на вопросы, касающиеся понятия "Сосредоточения энергии" - зачем, где и как ее сосредотачивать. Я знаю ответы на эти вопросы - как и на многие другие, поскольку считаю, что инструктор (даже не мастер) ОБЯЗАН уметь ответить на любой вопрос ученика. Я бы ответил, как отвечу любому, кто такие вопросы задаст, и мои ответы будут не рекламным набором красивых дежурных фраз, а квинтэссенцией личного опыта боевой практики и психотренинга. Я могу ответить на эти вопросы, не прибегая к авторитету мастеров и не напуская туман в роде Энергий Мироздания и прочей Чепухи С Большой Буквы, которой вы усердно грузите читателя на сайте. Все энергии, несмотря их несомненные качественные различия, легко развиваемы, практически применимы и конкретно ощутимы в повседневной жизни, я это каждый день кому-нибудь показываю, объясняю и доказываю. Я могу рассказать вам, почему круговая траектория выгоднее прямолинейной, что такое "принцип воды", и что такое гармония. И не только рассказать - покажу наглядно. Только мне не хочется отвечать вам. Дурацкое чувство - как будто бы сдаешь экзамен. А вы сами знаете, как много зависит от личности преподавателя и от его отношения к экзаменуемому. Станете ли вы слушать мои ответы? Ведь, так или иначе, в категорию мастеров вам меня заносить не хочется - и, судя по всему, ни при каких условиях. Даже несмотря на то, что вы великодушно признаете возможность знания ответов на эти вопросы и в других школах. По-видимому, во всех, кроме моей. Я мог бы задать вам кучу своих вопросов - но уверен, что вам вдруг окажется скучно их даже слушать, а не то что отвечать на них. Вы, несомненно, окажетесь "выше этого", ибо вопросы, основанные на практическом опыте применения и отработки техник хапкидо, несомненно нарушат столь ценимую вами "внутреннюю гармонию". Потому что вам очень хочется быть руководителем ЕДИНСТВЕННОЙ школы хапкидо. И вы пытаетесь добиться этого наиболее приятным для вас и простым с вашей точки зрения способом - вы просто объявляете еретиком всякого, кто мешает вам чувствовать себя таковым. Даже если при этом противоречите собственным декларациям и обещаниям, которыми вы заботливо украсили свой сайт. В конце концов, об уровне моего умения вы могли бы судить даже на основе того немногого, что у вас есть. Вы показывали "Да-цзе-шу" Чи Хванчже? Вам что, неинтересно, что он скажет? Что же здесь вы не хотите воспользоваться авторитетом гранд-мастера? В конце концов, вы же не видели ни одной техники хапкидо в моем исполнении - откуда же вы взяли, что я им не владею? Потому, что вам так хочется? Может, лучше сперва посмотрите, а? И - сколько? Не сколько вы заплатили, а - СКОЛЬКО ДНЕЙ ПОДРЯД вы там учились? Ведь, судя по вашему собственному рассказу, вы приехали на какой-то семинар, - даже не специально приехали, а заехали по дороге в Куккивон, к тэквондоистам, - ну, дня на три, от силы неделю, предложили свои услуги, заделались "полномочным представителем", получили сертификат на "почетный" дан,- и рванули домой, создавать федерацию и организовывать семинары. Ну что вы там успели выучить, при всем возможном мастерстве и сообразительности? Зато из Кореи-то вы повезли - что? Ну, честно? Книги повезли, вот что. И кассеты. И учитесь вы сами именно по ним, если вообще учитесь. Ведь не можете же вы совсем не заниматься, даже будучи таким великим мастером? Эпизодические семинары только корректируют уже изученную технику: для этого, собственно говоря, они и нужны. То есть, ВЫ ФАКТИЧЕСКИ ЗАНИМАЕТЕСЬ ТАКИМ ЖЕ САМОУЧЕНИЕМ, КАК И Я - ведь не может быть у вас столько лишних денег, чтобы постоянно держать при себе корейского репетитора. Ну так наймите меня - по части самоучения у меня опыта больше. Да и беру я дешевле любого корейца. А знаю не меньше. Действительно - я тоже провожу выездные семинары. И, раз уж вы так уважаете иностранных мастеров, то я ведь для вас тоже иностранец? Вот и приглашайте - тогда и увидите, что я делаю и как я преподаю. По крайней мере, на семинаре я объясню получше и покажу побольше, чем тот же дедушка Со Мен Со. И гораздо дешевле. Если вас действительно интересует моя техника - можете ее проверить. Это я тоже гарантирую. То что вы съездили в Корею или Штаты, ничего не значит. Особенно сегодня. Были бы деньги да время - отчего бы и не съездить? Один мой знакомый из Брянска ездил на Окинаву и без проблем за два дня купил там 4 дан по кобудо. Ну ладно, он хоть палку держать умеет и способен этот дан не позорить! Да что там - Почетный президент Российской федерации тэквондо ИТФ Ли Ен Сок - и тот постоянно торговал данами. Даже четвертыми. И именно оптом. На трехдневных семинарах. Несмотря на то, что дан выше третьего изначально имела право присуждать лишь комиссия из четырех мастеров, одним из которых должен быть сам Чой Хон Хи или его сын, Чой Юн Хва. Вы случайно, свой дан по тэквондо… где брали? Ах да, вы же не из ИТФ - вы из ВТФ! Так тут недавно один 8 дан ВТФ, пакистанец Обадж, в Москву приезжал и тоже продавал даны чуть ли не оптом. Четвертые, и даже пятые. И вполне недорого - по триста баксов штука. Согласитесь - при всем этом безобразии НИЧЕЙ дан не значит ничего, кроме его цены. Доллар сегодня, конечно - весьма конвертируемая валюта, однако, по-моему, оплачивать даны раньше полагалось кровью и потом. То есть должен быть где то такой "золотой запас", чтобы дан чего-то стоил. А сейчас слишком многие черные пояса, по сути, работают на уровне зеленого. "Зелеными" они, по сути своей и являются. Так некогда русские удельные князья ездили в Орду, к ханам, за ярлыком на право дань собирать. Ханы тоже были желтолицые и узкоглазые, и тоже очень любили деньги. Прямая аналогия. Кто больше соболей да серебра привез, тому и ярлык. Тому, стало быть, и быть на Руси главным баскаком. К мастерству и к хапкидо это, конечно, не имеет никакого отношения. Как, впрочем, и ярлык. "Зеленый" пояс, то есть. Так вот - именно поэтому вам так необходимо, чтобы я "не знал хапкидо"? Ведь вы тоже не кореец - как же, по вашей логике, вы тогда смеете преподавать? Какую традицию вы насаждаете, если сами скачете от одного мастера к другому? Какое моральное право, в конце концов, вы имеете на преподавание хапкидо, если сами нарушаете все его заповеди, вами же выложенные на сайт? Если вы их не придерживаетесь - будут ли делать это ваши ученики? Неужели вы считаете, что зарегистрировав свою федерацию, вы действительно стали мастером? Мастера отвечают за свои слова! Федерация - далеко еще не школа. Их сегодня много, даже слишком. Это всего лишь официальная структура, контора. Она может и картошкой торговать, и деньги отмывать. Хапкидо в этом случае только "вид деятельности", а не школа и не "до". Здесь совсем не то мастерство нужно. И встречи с мастерами, - далеко еще не работа с ними. Победные реляции о том, как ВЫ опять с кем-то поцеловались, и он сказал, что ему понравилось, не относятся ни к технике, ни к методике. Личного же опыта у вас нет абсолютно - иначе хотя бы для сайта вам не приходилось бы списывать. Займитесь лучше каким-нибудь более приличным и полезным делом. Например, потренируйтесь - и покажите что-нибудь реальное. Снимите фильм, в котором будет видно что вы умеете бить ногами, делать броски, перехватывать удар на лету, пользоваться тростью. Уверяю вас - это не трудно! Вон Со Ин-хек славившийся своей могучей ладонью, не может сегодня уже делать кхыкпа - так его ассистенты ломают все эти кирпичи под его комментарии. И все довольны. И фильмы, и книги - вполне ничего. Только не надо больше интервью - и вообще, говорите поменьше. Больше показывайте. Книгу напишите, наконец! Только сами, не списывая - что, слабо? Или давайте, я вам помогу? Я, например, НЕ СПИСЫВАЮ НИКОГДА, зарубите себе на носу. Хвастаюсь только тем, что действительно могу, поскольку не люблю садиться в лужу на глазах у сотен зрителей. Я читаю и анализирую. И проверяю на татами. И именно поэтому многие техники трактую по-своему. Почему вы считаете, что я их обязательно порчу? Вы что, сами ничего придумать не можете? Я занимаюсь двадцать лет, и не имею права на собственное мнение? Не могу сказать, что работает, а что - показуха для лопухов? При том, что располагаю уймой информации по теме? Почему неграмотный окинавский крестьянин имеет на это право, а я нет? Драться ведь мне, а не ему! Ояма может, а я нет? Ну ладно, Ояма хотя бы кореец, хотя каратэ его тем не менее считается японским. И никого это не удивляет. Ну а Штурмин с Касьяновым - почему им можно придумать свой стиль каратэ? Ведь половина наших каратюг из ихнего сэн-э! А как же дедушка Кадочников? Вы и у него осведомитесь насчет дана? А он ему нужен, дан этот? Ну конечно, он же хапкидо не занимается. Там без дана - ну никак. Ну, ладно - а итальянец Пеллегрини, открывший свою федерацию хапкидо? А Юрг Циглер, которого вы вроде бы тоже "хорошо знаете", хотя не можете правильно написать его фамилию - он же немец? Почему он может придумать свой стиль хапкидо "Летящий орел", и при этом преподавать шаолиньское кунг-фу и филиппинский думог, а я не имею права на свой несчастный КОНТЭН? А перс Ажах, которого вы считаете "лучшим специалистом по работе тростью", хотя, по моему, он просто не знает, куда ее деть? Если бы мои техники не работали, были бы хуже, примитивнее - но это ведь не так! Ведь действуют же! И - заметьте - в полном соответсвтии с принципами хапкидо. В конце концов, почитайте еще раз "Да-цзе-шу". Уверен, кстати, что она у вас уже до дыр зачитана - и вас раздражает именно то, что придраться не к чему.
ПРИДУМАТЬ СТИЛЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ. И имеет на это полное право. Для этого нужны не лицензии, а мозги. Интересно, у кого должны были учиться те, самые первые мастера? Ояма так даже в лес ушел,чтоб советчики не мешали. ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО ИМЕТЬ ЛИШЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЗАПАС ЗНАНИЙ. Это, в принципе, можете сделать и вы, Герман. Может, попробуете? Вот и посмотрим тогда, что вы знаете и что умеете. По крайней мере…. У вас там поблизости есть какой-нибудь лес, Герман? Единственным критерием истины является боевая эффективность и существование стройной системы, на которой все держится. Не просто списка приемов, а системы. А дальше время покажет, насколько эта система жизнеспособна. Вон касьяновское сэн-э - живет же. Даже славяно-горица живет и процветает, хотя Белов плевать хотел на все традиции, кроме собственной. А КОНТЭНу существовать нельзя, да? Да почему же, черт побери? Вы читали книги Белова? Я что, хуже пишу? Или больше вру? Вы же знаете, что я не вру, Герман! Ведь каждый стиль когда-то был кем-то придуман. И зачастую - совершенно неумытой и неотесанной деревенщиной - окинавской, например. Или корейской. Чхве Енсоль вон свиней выращивал. Прямо рядом со своей халупой, где у него зал был. Сдается мне, что от основателя хапкидо тоже не розами пахло.И, кстати, ни данов, ни сертификатов у него не было. И японцы вообще его не признают. И было это вовсе не так давно - неполных пятьдесят лет назад, - а умер старик только в 1987-м. Однако, поди ж ты - ученики его и данов успели себе надавать, и федераций налепить. И, самое интересное, все себя "основателями современного хапкидо" величают, не иначе. Совсем забыли про старика. А ведь он еще жив был! Четкая традиция, кстати, прослеживается только в этом. Методики каждый мастер кроит, как хочет. Это вам не японские "рю" с их вековыми законами. И еще - для того, чтобы создать что-нибудь новое, нужно хотя бы в чем-то отойти от старого. Например, изучить кроме хапкидо что-нибудь еще. Иначе вы никогда не будете видеть дальше собственного носа. И собственное хапкидо нужно знать досконально - то есть изучать не только необходимый для аттестации минимум. И для этого нужно не только иметь смелость задавать вопросы, но и думать самостоятельно. Вы что, знаете что-нибудь сверх программы? Неужто "секреты" какие-нибудь? Ах, вы подержали за ручку настоящего корейского мастера? Целых два раза? Ну-ну. Искренне вам завидую. От души. По крайней мере, я бы знал, о чем его спросить. И как. И еще скажите - с кем из мастеров вы общались дольше, чем несколько дней? Вы что, так и катались - галопом по Европам? У вас что, был когда-нибудь белый пояс по хапкидо? Желтый? Зеленый? Вы что, действительно у кого-то учились хотя бы несколько месяцев кряду? Или у вас -только "зеленый"? Вы что считаете, что получив свой дан, сразу стали "хранителем традиции"? Какую же традицию вы столь ретиво от меня охраняете? КОТОРУЮ ИЗ…? Вы же на стольких семинарах были? Знаете ли ВЫ тактику боя хапкидо? Умеете ли ВЫ драться оружием? Знаете ли ВЫ энергетику и механику бросков? Сумеете вы при контратаке противника перейти с одного на другой? И сами контрить умеете? И руки плести? Я спрашиваю потому, что это я - знаю. И сумею. Ведь какой-никакой, а учитель у меня был, и со мной возился. И он был уверен, что знает именно хапкидо. И учил меня тому хапкидо, которое знал - и хорошо знал! Ведь какой забияка был! И дрался так же, как учил. А о вас покамест уверенно могу лишь повторить, что вы приехали, поводили руками во воздуху три дня и увезли сертификат. Знакомая политика. Таких мастеров у нас сегодня полно. И, заметьте, все лезут командовать! Лучше бы на эти деньги купили для зала новое оборудование. Или книги. По крайней мере, это была бы реальная польза хотя бы для нескольких людей - а не только подпорка для гонора кого-то одного. Что дают людям ваши реляции о увиденных мастерах и о том, как они вас хвалили? Им-то что до этого? Тем более, что мастера на семинарах хвалят всех. Там ругать просто не принято. Вы то и дело повторяете, что много поездили и много видели. Что ж, похвально. Но это свидетельствует лишь о том, что у вас больше денег и меньше проблем, чем у меня. Вот чему я ЗАВИДУЮ по настоящему. Да. Ну так заезжайте ко мне. Ведь для вас, гражданина Латвии, Россия сегодня - не меньшая заграница, чем Корея. Только ближе. А я скажу так - при всех проблемах увидеть все необходимое можно и дома. Нужно только хотеть и искать - достанете и книги и кассеты, и людей найдете. Я потому и пишу книги, что считаю такой способ обучения вполне возможным. Это гораздо дешевле и оставляет больше времени для собственных тренировок. Как уже говорил, я собрал материалы по четырем федерациям. Я не ленюсь читать - и умею смотреть. Большую часть техник, применяемых мной, я увидел в книгах и фильмах, в том числе и художественных, чего нисколько не стыжусь - потому что не поленился довести их до ума на татами. И техники эти у меня РАБОТАЮТ. И у меня люди падают, даже если не хотят - и не только новички. И не только самоучки и недоучки. Мастера и КМСы по борьбе и боксу тоже приходят довольно часто. Эти люди для меня - самый лучший измеритель. И им тоже интересно. Вот вы, Герман, в Москве наверняка бывали неоднократно. И, если мои ребята мне не врут, они не так давно приглашали вас зайти. Что ж не зашли? Я всегда рад конструктивной критике. Особенно, если эта критика - не только слова. И отвечаю на любой вопрос, если вопросы задают не просто со скуки. Заходите, - я уж позабочусь, чтобы вы не скучали. И чтобы вам даже стало интересно. Покажу, что захотите. И обижать не буду. И пальцем не трону без вашего согласия. Захотите попробовать - доспех дам, совершенно непробиваемый, удобный. Сам разрабатывал! На себе проверял! Как и техники, о которых пишу. Я это всем обещаю, и никого не обманывал. Все живы-здоровы. Всем интересно. Даже айкидокам. Более того - если уж "книги и видео" так вам ненавистны, - ну покажите же мне еще что-нибудь, кроме них! Сами, вживую! Я ОБЕЩАЮ, ЧТО ТУТ ЖЕ ПОКАЖУ ВАМ, КАК СДЕЛАТЬ ЭТО БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО! Неужели и это вам неинтересно?
|