Ответ на сенсацию 1493, насчет маятника:
Cекретным уполномоченным Особого бюро НКВД СССР (начальник майор госбезопасности П.А.Шария) сержантом госбезопасности И.П.Дондуковым на основе сконцентрированных в бюро изъятых материалов репрессированных специалистов разработана система рукопашного боя и огневого контакта "самоб", включающая в себя: приемы защиты и нападения без оружия, приемы скоротечного огневого контакта с уклонением от поражения противником ("маятник"), приемы ...
По-моему, это не более чем упоминания, это трудно назвать материалами. И реального толку от этих упоминаний я не вижу. Однако подумать над ними не помешает. Дабы не сокрушаться слишком уж по убиенному мастеру. Я конечно, не Шерлок Холмс, - однако: хотите на спор?
В 9-м веке нашей эры один ирландский монах-богослов по имени Уильям Оккам придумал свой знаменитый принцип, называемый сегодня «бритвой Оккама». Принцип сей звучал так: «не творите сущностей сверх необходимого». Или – «из множества причин какого-либо события ищите пошлейшую – она же вернейшая». Бритва Оккама понадобилась клирикам для того, чтобы уменьшить число кандидатов в святые, которых становилось все больше, поскольку люди были слишком легковерны и любой чих принимали за чудо. На мой взгляд, наш случай как раз такой - и прежде чем делать святого из сержанта Дондукова, мы посмотрим на нашу куцую справочку и подумаем. Поищем эти самые причины. Пошлейшие из пошлейших.
Самое первое, что бросается в глаза, - это то, что система была собрана на основе материалов репрессированных спецов. И собрана, а главное, тут же внедрена - за какую-то пару месяцев. То есть, никак НЕ ЯВЛЯЕТСЯ авторской разработкой. Это разработка НКВД, и нужна была не самому Дондукову, а НКВД. Причем срочно. Именно так оказался в бюро изъятых материалов наш «кандидат в мастера», - и никто не поручится за то, что он ВООБЩЕ до этого занимался рукопашкой. Он мог быть просто смышленым писарем. Вместо него вполне могла оказаться какая-нибудь Марь-Иванна. Дондукова, к примеру. Ее бы вы тоже в Марьи-искусницы записали на этом основании? Кого послали – тот и занимался. Именно так это и следует понимать.
Итак, некий сержант госбезопасности с характерной фамилией Дондуков разбирал записи репрессированных спецов – в числе которых, как мы помним, были и известные нам Спиридонов и Ощепков. Причем явно не по собственному почину – его ПРИСЛАЛИ в бюро провести инвентаризацию конфискованных бумаг. Спасибо ему хотя бы и за это, что в печку не сунул, хотя был реальный риск попасть под подозрение в «сочувствии». В НКВД с этим особо опасно было связываться. Повторяю: именно поэтому я уверен, что он имел на это конкретные указания и полномочия сверху и именно для этого материалы и перебирал.
Указания сверху, несомненно, были. Об этом свидетельствует и досрочно присвоенное товарищу Дондукову звание – то есть, за хорошо выполненную работу. Если бы он рылся в крамольных бумажках по собственному почину, было бы очень даже наоборот. Для меня косвенным, но несомненным свидетельством таких указаний также является и неимоверно стремительный взлет этой «системы» и характерное ее распространение исключительно среди надзирателей и тому подобной публики. Заметьте, – при полном отсутствии «вневедомственных» занятий и каких-либо соревнований, которые свидетельствовали бы хотя бы о какой-то обкатке и проверке этой системы (вы же так любите соревнования, как мерило качества!)
Ну, это не главное. Главное, что «рукописи не горят». Но вместо этого они попадают к Дундуковым, которые по-стахановски кроят из них шпаргалки для вертухаев. Чтобы те знали, как именно нужно стеречь репрессированных мастеров.…
По-вашему, так лучше?
Далее: Дондуков отобранную информацию, конечно же, систематизировал – но как, неизвестно, поскольку система была сугубо для внутреннего использования. В работе она не проверялась –времени не было, - а внедрялась сверху, в приказном порядке. О компетентности же наших верхов,- что тогда, что сейчас, я вам тут рассказывать не буду – им главное, чтобы человек был свой, проверенный. Желательно, чтобы не шибко умный, но исполнительный. Поэтому там не могло, как и до сих пор, несмотря на семидесятилетний опыт составления таких методичек, не может возникнуть ничего более сложного, чем известные всем пособия для современных ментов. На царящем там вечном идейном безрыбье любому раку рады, поэтому из вполне дельных записей могли состряпать такую же попсу, какую мы сплошь и рядом видим сегодня. Вы что, считаете, что тогда было лучше? Тогда даже обычная борьба была в зачаточном состоянии! А тут еще при условии нехватки времени за это принимается специально отобранный салага с соплями на погонах, не славный ничем, кроме рабоче-крестьянского происхождения.
Интересно, сколько времени бравый СЕРЖАНТ затратил на свои труды? Небось, не больше, чем пришлось потратить на их внедрение. И сколько вообще было боевого опыта у этого сержанта? Каким бы умным и спортивным ни был наш юный исследователь, пусть даже и отличник конвойно-карательной службы, было ему лет двадцать-двадцать два от роду. Ну а хоть спортивного опыта – сколько могло быть? Лет пять от силы. С чего бы это его в великие мастера записывать?
По обучавшемуся контингенту, кстати, можно вполне уверенно судить и о содержании этой методики. Понимаете ли, надзиратели – они народ туповатый, им бы чего попроще…. А если методику делали по указанию сверху, то это на все 100% так и было.
Ну давайте, думайте, думайте сами: система была собрана в СЕНТЯБРЕ 39-го и тут же запущена в работу – причем чуть ли не по всему ГУЛАГу. А в ФЕВРАЛЕ 40-го «создатель» уже погиб, что опять же характерно. Это была не Великая отечественная, хорошего мастера не послали бы разменной пешкой к финнам в тыл на лыжах…. Если бы Дондуков был чем-то выделяющимся из общего набора, его держали бы в собственном тылу. Он бы кадры ковал – тех самых агентов-боевиков. Что из этого следует? А то, что для этого имелись люди поопытнее и повыше квалификацией. А наш бравый лейтенант – не более чем тот самый агент-боевик. Ни «бэ», ни «мэ» - то есть ни более, ни менее. Пушечное мясо. Смазка для штыка. Может быть, самбист, если судить по немудреному названию его детища, а может быть, боксер – может даже и неплохой, но… их же тысячи таких. Что лейтенантов, что сержантов – а тех так и еще больше.
Исходя из всего этого, я ну абсолютно уверен, что если возмущенный моим цинизмом патриот и энтузиаст все-таки откопает хоть какие-то НАСТОЯЩИЕ материалы по обижаемой мною «суперсистеме», его взору предстанет замызганная методичка самое большее в два десятка страниц – на газетной бумаге, со скверными крупнозернистыми фотографиями или рисунками, с «ликбезом» из бокса и вольной борьбы. Газетная бумага будет наверняка – потому что туалетной тогда не делали. Даже для надзирателей.
Так что не стоит сокрушаться по великому мастеру. Он ничего особенного смастерить не успел, если даже и мог. Потому что его вряд ли об этом просили. Да для надзирателей особо и не помастеришь…
Ну ладно, хватит, а то боюсь, и так перестарался….
Лучше давайте посмотрим с другой стороны – можно ли из этого упоминания что-то дельное извлечь?
Смотрим.
Вот опять все те же знакомые слова: «методика, включавшая в себя… приемы скоротечного огневого контакта с уклонением от поражения противником («маятник»)». Ну и что вы отсюда почерпнули? Где он, маятник этот? Что тут есть, кроме названия?
Что тут нового, чего не писали хотя бы на этом форуме? Где хотя бы указания на то, как этот дундуковский маятник выполняется – с оружием или без? Если, опять же, судить по этой фразе, то именно С ОРУЖИЕМ, поскольку речь идет об ОГНЕВОМ КОНТАКТЕ. Это, кстати, вполне может быть, на 95%, - и ничуть не расходится с тем, что писал, к примеру, хотя бы я. А в этом случае маятник – довольно простое, хоть и специфичное СТРЕЛКОВОЕ упражнение, вполне укладывающееся в одну страничку пресловутой брошюрки. Вполне, кстати, доступное пониманию любого надзирателя. И уровню развития того же самого надзирателя – что физическому, что умственному…
Вы что - забыли где мы живем? Неужели, выросши в стране «секретных противогазов», «секретных ботинок» и «секретных рюкзаков» вы еще не поняли цену всем этим секретам? Меня даже смешит это - стоит на любую табуретку навесить ярлык «секретно», «для внутреннего использования» и т.д., так тут же толпа лохов будет прыгать вокруг на задних лапках, высунув языки.
А уж этих-то надписей на дундуковской методичке наверняка будет столько, что за ними бумаги не видно. Еще с тех самых пор. И с тех самых пор так и передаются друг другу шепотом под одеялом слухи о «страшном секретном маятнике». Которого никто так до сих пор делать и не научился. Поскольку методика была ну до того секретная, что даже испытаний не проходила – а то вдруг кто-нибудь чего-нибудь не то увидит…
Между прочим, чаще всего у нас «секретили» свидетельства собственной убогости. Взять хотя бы большинство наших современных «секретных» школ. Чтоб конкурентов отшить, под критику не попасть, а при случае сделать значительное лицо…
Вот, таково мое мнение на этот счет.
ЮЮ.
Cтатья Андрея Баженова(http://www.japanesesword.info) насчет японского меча(1496):
По-моему, статья неплохая. Я с автором в целом согласен. Если бы писал я, то, может, привел бы какие-то другие доводы или привел бы их больше, но все равно вышло бы то же самое.
А японские мечи я и сам видел. У меня была даже настоящая катана. Говно. Европейская сталь лучше. Насчет «уникальной формы» - так по моему любая европейская сабля конца 19-го той же формы – чего тут уникального? Двуручная рукоятка, что ли? Так рукоятку любую можно приделать.
Скажем так: русские казаки воевали с японцами в Маньчжурии и ничего особенного в ихних мечах не нашли. Хотя у некоторых было шиком вместо шашки катану носить – благо технически рубка шашкой или катаной ну ничем не отличаются.
Как говорил Остап Бендер: «Не делайте из еды культа». После чего отобрал у Паниковского огурец и съел его сам.
На мой взгляд, феномен «японского меча» возник после того, как на островах америкашки столкнулись с японцами в условиях рейдовой и партизанской войны. Расстояния малые, стычки скоротечны, а жестокости японцам всегда было не занимать. Если на тебя из кустов выскакивает такой черт с метровой бритвой, то вряд ли ты вспомнишь, как держать винтовку – тем более, что американцы заслуженно были известны как весьма изнеженные и капризные вояки, чуть чего ударяющиеся в панику.. В условиях сверхблизкого контакта меч гораздо выгоднее неуклюжей дубины в которую на этой дистанции превращается винтовка. Потом учтите, что японцы умели (по крайней мере, тогда) обращаться с мечами, а американцы уже забыли, как выглядит сабля – «длинные ножи» отошли у них в прошлое уже лет пятьдесят назад. В тогдашней Японии насаждали самурайский дух и вся школьная программа была прежде всего посвящена воспитанию солдата – у янки вообще не было ничего подобного, и ни о каком самопожертвовании вообще не могло быть и речи. Они привыкли давить более слабых и плохо вооруженных противников превосходящими силами и огневой мощью. На что они мастера – так это с километровой дистанции палить длинными очередями по каким-нибудь бедуинам. Желательно еще из самолетов – чтоб вообще не достали, если и добегут. Эта браконьерская стратегия у них действует до сих пор – посмотрите хотя бы их фильмы, наглядно свидетельствующие об этой психологии и национальной черте характера.
Огребя в рукопашной от японцев по морде не раз и не два, они естественно захотели придумать какой-то отмаз – и в ход пошли байки про древние искусства и чудовищные мечи, которые рубят сталь и рассекают подброшенный волос. Мечи в этом случае вообще-то чепуха, тут не в них дело - они ДУХУ японскому завидовали, тому, что у кого-то есть твердые устои, которые он ни за что не нарушит, и цели – причем не личные, - за которые ТАКОЙ неслабый человек готов жизнь отдать. Они все время это высмеивают – а сами завидуют. До сих пор, хотя нынешние япошки в массе своей настолько измельчали, что от американцев не отличаются – разве что в худшую сторону, поскольку живут заемными идеями и модами. Но идеал – остался, хотя бы у тех же американцев. Хотя бы в их искаженном понимании. И это, на мой взгляд, гораздо важнее мечей. Они могут быль самыми хреновыми, хоть деревянными. Я своими глазами видел, как один японец рубил бамбук боккеном …. Так что смысл феномена японского меча заключается вовсе не в его материале – это просто мы с нашим евроамериканским пониманием пытаемся все свести к чему-то, что можно пощупать, «и при желании приобрести». Вы же сами все время повторяете, что меч – символ самурайского духа, что меч – душа самурая. В этом, по-моему и дело. Хочется «твари дрожащей» приобрести такую душу – вот и покупают по сходной цене хотя бы символ.
Проблема здесь в том, что западное общество – это общество трусов. Не потому, что они пауков боятся и в темную комнату не входят – нет; просто там каждый знает, что на фиг никому, кроме самого себя не нужен, и что если он погибнет, никто ему за это спасибо не скажет. А попользуются с удовольствием. Самопожертвование, подвиг, - на это способны те люди, которые воспитаны в ТРАДИЦИЯХ, с УБЕЖДЕНИЯМИ, которые ставят общее выше личного. А тут – ради кого стараться-то?
Каждый стремится сам потребить «продукт» своей храбрости – а такая храбрость имеет довольно четкие пределы и выше наглости или простой безголовости редко поднимается. Смешно – но именно западное общество сделало из ТРАДИЦИЙ боевых искусств товар – и теперь недоумевает, почему же они перестали «действовать»: ведь и кимоно носим, и о дзен так умно беседуем, и чаи попиваем из глиняных наперстков…. Но это все никогда не выйдет за рамки игры или выпендрежа, поскольку для янки традиция - это не чай и не кимоно, их традиция – купи-продай….
Да ты хоть скупи все мечи мира – самураем не станешь.
ЮЮ.
Кстати, если бы в Европе дожила бы до наших дней какая-то живая (то есть повседневно-обиходная) традиция меча, она бы с легкостью затмила японскую. Филиппинский арнис, построенный на испанской шпаге, по-моему, достаточно наглядно это доказывает.
Еще раз ЮЮ.
И еще, о статье, как об «отстое»: Бывает так, что полезнее сливать мутную воду с радужной пеной, и использовать именно то, что остается.
Последний раз ЮЮ.
Что такое тэквондистские "Ц-Ц"? Ну, когда Ю.Ю. в фильме выполнял прямолинейные движения типа укола кончиками пальцев (пардон, подушечками пальцев) он воспроизводил (прислушайтесь внимательнее) звук "ц" (или, если угодно "ТЦе"), что характерно (не тех. элемент, а характерный звук) в большей степени для тэквондоинов.
Не «ц-ц». Это звучит как резко выдохнутое «Су!», или своеобразный плевок, если хотите. И эта форма выдоха действительно из тэквондо ИТФ, чего я нисколько не стесняюсь. И в хапкидо, кстати, выдох при ударе тоже делается так. Да, я занимался тэквондо и хапкидо, и счел, что эта форма выдоха наиболее рациональна при нанесении удара. Здесь корейцы и в самом деле «правее» всех. Это при том, что я много чем занимался и попробовал разные формы дыхания. Это не просто выпендреж, а действительно необходимое для правильного исполнения техники действие. Таких «выстрелов» в легких помещается, как правило, шесть. Если делать их больше, верхняя часть тела «отваливается от нижней» - нарушается координация, сбивается дыхание, удар становится слабый. Если делать их меньше, - то есть, «порции» воздуха будут больше, - то удар будет медленный, затянутый, перемещение неуклюжее, с провалом. Говорю по себе, но в большинстве случаев это так и есть. Правильная величина «заряда» и резкость выстрела приходят с личным опытом, так что вполне возможно, в вашей обойме их будет меньше или больше. Я не знаю, поскольку других результатов не наблюдал. Обычно все удовлетворяются «шестизарядником».
На начальном этапе, конечно, такие мелочи многим не заметны, но потом, при шлифовке и доводке элементов приобретают довольно большое значение. Для меня это причина достаточно важная, ну а вам я ничего не навязываю – так что это моя ЛИЧНАЯ забота. Если вы не видите в дыхании ничего кроме «тэвондистского «Ц-Ц»», то есть простого подражания какому-то стилю, то и задумываться об этом пока не стоит. По крайней мере, сейчас. Вы сами вспомните об этом через пару лет – стоит только как следует поработать над простым прямым ударом.
Насчет тонкой работы – на всех не угодишь. Сплошь и рядом мне говорят об ЭТОМ ЖЕ фильме, что у меня там всякое «ушу-мушу», и бесполезное махание руками, и требуют «реальных техник». Я показываю, они убеждаются в реальности, и мы довольные идем себе, куда шли. Вы же видите здесь «каратэобразные стрелы». Ну а как мне прикажете быть, если стрелы такие и есть? Они потому и «стрелы», что прямые и жесткие! Или вы умеете стрелять из лука веревками? ? То есть, для кого-то я слишком мягкий, а вот для вас оказался слишком жестким. Смею вас заверить, что не делаю разницы между жесткими и мягкими элементами, и применяю все – в зависимости от контекста боевой ситуации. И всем советую поступать так же.
И в заключение – ну устал я говорить, что кассета снималась о БАЗОВОЙ технике. Чего сверхтонкого вы пытаетесь найти в базе? Если для вас даже дыхание тонкостью не является….
А еще – в 90-м на семинаре в Ташкенте я видел, как исполнял тули тэквондо Генерал. А потом его ближайшие ученики, международные инструктора с пятыми-шестыми данами. Одни и те же БАЗОВЫЕ тули. Вот жалко, что вам не довелось этого увидеть – насколько был ПЛАСТИЧЕН Чой Хон Хи, и насколько дубовыми, хоть и сильными, были действия тех, кого он посылал преподавать тэквондо.… Я после этого увидел тэквондо совершенно с другой стороны: как внутренний стиль, чем-то похожий на син-и, - но в угоду многотиражности огрубленный и упрощенный…. Именно так я и вижу НАСТОЯЩЕЕ тэквондо до сих пор. Таким оно мне нравится.
Кстати говоря – приходите, я покажу вам это тэквондо. Хотите? Приходите в гости на те же Садовники 4 – хоть вы, хоть не вы. Покажу, мне не жалко. Там есть куча нюансов, которые большинству инструкторов просто неизвестны. поскольку инструктора эти набраны из каратистских недоучек, которым в каратэ выдвинуться не удалось. Не хочу никого обижать, но все вы знаете таких функционеров: не вышло прорваться в каратэ, пойду в ушу, не выгорело в ушу – пойду в тэквондо. И сплошь и рядом именно эти господа умудряются успеть быстрее других – пока эти другие шлифуют нюансы…. У меня даже был такой случай: один из моих взрослых учеников привел ко мне своего 15-летнего сына, который занимался ИТФ и готовился к экзамену - на зеленый, что ли, пояс. Мол, Юрич, ты тэквондо знаешь, помоги парню с тулями. Я начал смотреть – и вообще ни единого элемента от тэквондо я там не увидел: ни упругого блока, ни стоек, ни даже фирменной тэквондошной волны. Чистое такое ширпотреб-каратэ. Я начал было править – а парень распсиховался и говорит: «А зачем мне это надо, если экзамены у меня именно так будут принимать?» Ну что тут скажешь…
И в заключение: если я занимался несколькими стилями, то я, конечно же, буду использовать принятые в них приемы и упражнения. Так ведь все делают. За этим я, собственно, их и изучал – разве нет? Почему я должен тужиться и пыжиться, придумывая что-то совершенно другое, да еще без гарантии, что оно будет лучше? Ну ладно, если это возможно – а если нет? А если вообще именно это «Су!» - самый лучший вариант? Что тогда прикажете делать? Выдумывать нечто заведомо худшее, но зато СВОЕ?
У меня ВООБЩЕ никогда не было задачи выдумывать свой стиль. У меня была простая и понятная вам всем программа-минимум: найти логически оправданную и реально применимую структуру движений, которые давали бы лично мне максимальный эффект в бою. Я это делал, естественным образом ища и собирая всю возможную информацию, и вовсе не собирался открывать никаких Америк. Если это и происходило, то всегда спонтанно – просто количество собранных сведений переходит в некое совершенно новое качество, которое заставляет взглянуть на нечто привычно-священное под несколько другим углом – и вот это перестает быть священным и становится живым – пускай не таким красивым, пусть даже грязным и вонючим, но зато живым, работающим. а для меня живая собака всегда лучше мертвого льва. Или «бумажного тигра».
Мне же постоянно приписывают СОЗДАНИЕ чего-то, в большинстве случаев «почему-то» понимая под этим усиленное высасывание из пальца. То есть, отрицают связь моих исследований ВООБЩЕ с какими-либо традициями, кроме моего воспаленного воображения. Но я так никогда не работал. Как вы, я думаю, успели убедиться, я скептик, и ничего на веру не принимаю. И пока на себе не попробую, ни рекомендовать, ни преподавать не стану. А если преподаю, значит – проверял, и нашел выгодным и УДОБНЫМ. Неудобные техники быстро не работают, а значит, в бою не удаются.
А стрела, кстати, работает.
На том и закончу.
ЮЮ.
P.S. Кстати, если увидите кусочек этого моего ответа в статье в каком-нибудь БИПе, не возмущайтесь так уж сильно. Просто как раз сейчас надо срочно сдавать статью приблизительно на эту же тему, а здесь удалось вроде достаточно коротко (хе-хе) и ясно сказать все главное.
С уважением
ЮЮ.
Сенчуков обращает сугубое внимание на постановку правильного дыхания. В частности, он упоминает суфийский зикр.
Такой вопрос: где можно найти описание данного типа дыхания?
Какие еще упражнения Вы можете посоветовать по данному вопросу? Заранее благодарен,
Ринат.
Вот, кстати, Ринат: вам мой ответ по поводу «Су!» будет очень кстати. Вполне неплохое упражнение на достаточно длинный срок, и вполне неплохое начало.
А вот насчет зикра дело обстоит посложнее. Начнем, конечно с того, что зикр – суфийская, то есть мусульманская религиозная практика. Меня-буддиста это ничуть не смущает, поскольку я знаю, зачем это делаю. Пусть и вас не смущает, тем более, что вы, судя по имени, наверняка сами мусульманин: то есть, он вроде как именно для вас и предназначен. Чем бы он ни был, это прекрасное дыхательное упражнение, чем-то похожее на «дыхание металлической собаки» Сидерского, только с разным ритмом и глубиной (Прошу правоверных не обижаться: объяснять-то как-то надо). Да еще в движении. Весьма бурном движении.
Начинать лучше все-таки под музыку – как-никак зикр это танец, - и с хорошей, сработавшейся группой. Мне в этом плане повезло: я одно время довольно тесно общался с общиной раджнишевцев, причем не каких-то торчков, хоть и такие там были, а нормальных ребят с практичным подходом к делу. На один из их вечеров и был приглашен некий знаток этого дела. Очень классно провел – до самого нутра пробрало. Часа три мы кружились и дышали. Я жутко жалею, что так и не узнал его имени, - а больше мы с ним не встречались. Как вам теперь быть, даже и не знаю. Раньше в «Пути к себе» был неплохой музыкальный отдел, настоящая фонотека, где можно было купить или записать что угодно без учета срока давности - а теперь там под благовидным предлогом «борьбы с пиратством» нет ни черта. Только десятка два каких-то кришнаитов на тех же СД, которые вы можете и так купить без особого труда. «Только последние новинки» - да на хрена они мне нужны, я что, на дискотеку собираюсь, что ли? Такая «забота» просто убивает. Ну вот где теперь я вам найду хотя бы Нузрат Фатех Али Хана – чтоб вы хотя бы послушали нечто похожее на зикр? А ведь там была целая полка этого добра… Что теперь, в Чечню вас за зикром посылать? Не поймут ведь…
А была бы запись – вообще-то остальное все довольно просто. Ну ладно - не исключено, что найдете, говорят, на Горбушке еще можно договориться. Ну ладно, предположим, что музыку вы нашли. Стать расслабленно посреди пустой (обязательно!) комнаты и петь вслед за хором, произнося слова КАК НА ВДОХЕ, ТАК И НА ВЫДОХЕ. Дыхание сопровождается постепенно усиливающимися волнообразными движениями тела, начиная с таза – причем в определенные моменты эти движения выполняются резко. Если музыка будет, вы это услышите – просто следуйте общему ритму, сосредоточившись только на нем. постепенно колебания станут размашистей, распространятся по всему телу. Руки тоже будут летать вокруг, как плети. Ритм дыхания под конец будет такой, что не всякий паровоз угонится. Заканчивается это довольно просто и почти без вашего сознательного участия – рано или поздно вас «раскачает» настолько, что вы упадете на пол. Не бойтесь, это не больно, вы вообще ничего не почувствуете – если конечно будете заниматься дыханием, а не ждать этого падения. При такой ошибке, запомните: практика теряет всякий смысл. Упав, откатитесь к стенке, чтобы на вас кто-нибудь случайно не наступил, и лежите себе тихо, наслаждаясь покоем. Ощущения сказочные, хотя легкие все-таки саднят с непривычки. Если отлежались, и у вас еще есть энергия, чтобы продолжать, можете встать и проделать все заново. Зикр – дело очень зажигательное, и практически все так и поступают – даже, как говорится, «и трезвенники, и язвенники». Если уже нет мочи «колебаться», есть еще один способ – кружитесь на пятке вокруг своей оси, следя только за ритмом и не пытаясь они на чем остановить взгляд. Несмотря на то, что вам кажется, что вы вот-вот упадете, это происходит далеко не сразу, особенно если вам удается достичь большой скорости – а это удается многим. Руки опять же висят свободно – то есть, вращаются вокруг вас, как крылья мельницы, или, скорее, пропеллер. Не стоит их напрягать – во-первых, наверняка собьетесь с ритма; а во вторых, если упадете, - а без ритма это тут же и произойдет, - можете сильно их повредить. А будете расслабленным – все будет нормально, с какой бы скоростью вы ни шлепнулись. Шлепнетесь – даже не заметите, а вот брякаться, то есть быть жестким в момент падения, не стоит. Уяснили?
Кстати, - надеюсь, что теперь вы поняли, почему в комнате никакой мебели быть не должно? Вовсе не по идеологическим причинам.
Желаю удачи, хотя и с опаской
ЮЮ.