Mikle: Открытое письмо к г. Сенчукову
Первый раз я столкнулся с результатами работы Ю.Ю.Сенчукова этим летом
- второе издание "Да цзе шу". Сегодня я очень рад, что могу
высказаться по этому поводу перед достаточно широкой аудиторией, а
может, и сам Сенчуков почитает :)
Почти по всем вопросам (точнее, ответам), высказанным Сенчуковым в
книге и статьях, я полностью согласен. Очень давно я не испытывал
такого наслаждения, читая книгу. Эта философия ложится в мои собственные
понятия почти без изменений, отличаясь в лучшую сторону чёткостью
формулировок и охватом материала. Жаль, выплёскивать эмоции на бумагу
не умею, поэтому закругляюсь.
Без шуток - большое человеческое спасибо. Буду в Москве - обязательно
зайду.
re: Открытое письмо к г.Сенчукову
Начитался Вашего форума и решил сам себе ответить.
Непростительно много эмоций - настолько, что они забивают способность
трезво мыслить. Сам я физик(программёр) по образованию, и мне как
серпом по ..., когда люди не могут мыслить последовательно, не видят
причин и следствий. В этом отношении Сенчуков настолько логичен, что
подозреваю его в хорошем (техническом, математическом) образовании.
Именно поэтому мне близка его позиция - он ничего не оставляет на
веру, а отталкивается от очевидной ("данной нам в ощущениях")
реальности и развивает эти ощущения путём логических выводов и экспериментов.
Собственно, путь любой нормальной (настоящей) науки, даже не путь,
а формообразующий признак.
В частности, такой подход приводит к повторяемости: любой (не обязательно
дурак) может перепроверить полученные Сенчуковым результаты и подтвердить...
или опровергнуть - но обязательно обоснованно! Как уже упоминалось,
"сам дурак" как аргумент не принимается.
Я, возможно, немного погорячился в оценках, но суть изложенного верна.
Сразу оговорюсь, что это всё мой личный взгляд, ибо иного взгляда
просто не имею
Сенчуков:
Ваше мнение очень лестно для меня, - особенно предположение начет
точных наук. Тем не менее, я чистый гуманитарий – в институте математику
вообще не изучал. Все мои отсылки к точным наукам происходят только
из моих занятий боевыми искусствами, где биомеханика играет важнейшую
роль, то есть я вынужден использовать при своих исследованиях и физику,
и математику. Осталось только радоваться, что за самостоятельное изучение
этих наук ругать никого не принято. Не то что в боевых искусствах…
Кроме того, мировоззрение современного человека (и прежде всего,
европейца), даже самого необразованного, базируется на постулатах
математики и физики. Если кому-то действительно хочется сделать образный
понятийный язык дальневосточной воинской или буддийской традиции близким
или понятным такому человеку, то эти понятия и образы необходимо "перевести"
в привычные всем измерения, что я в меру своих сил и пытаюсь делать,
благо мой опыт медитативной и практической работы позволяет мне это.
Несоответствие понятий и является самым трудным препятствием при изучении
восточных боевых искусств. Сами же приемы ничего особенного не представляют
- в средние века аналогичные техники широко использовались и в Европе,
- разве что не было никаких энергетик и точек: матушка христианская
церковь постаралась, в течение полутора тысяч лет вышибая излишки
мозгов. И вот результат – в Европе сохранились лишь самые примитивные,
силовые методы боя, а воинская культура заимствуется с Востока. Но
простой перенос их сюда и повторение на манер заклинаний не делают
их понятнее, а напротив, только усугубляют проблему. Именно ее мне
и хотелось бы решить – или хотя бы подтолкнуть кого-то к ее решению.
Боевое искусство Востока, напротив, всегда было привилегией человека
благородного, то есть, как правило, умного, образованного, умеющего
логически мыслить, имеющего собственное мнение и способного принимать
самостоятельные решения. В конце концов, какое же искусство без творчества?!
Только человек способный творить, обладающий тонким чутьем, способен
на нечто большее, чем "штыком коли – прикладом бей". И здесь
как раз и происходит самое сложное взаимодействие двух мировоззрений,
двух культур - сплошь и рядом, обучая людей сложным координационным
техникам, я сталкиваюсь с тем, что человек, прекрасно развитый физически
и вполне способный сделать требуемое действие, оказывается не в состоянии
его даже запомнить, поскольку оно "не укладывается в голове".
Отсутствие практики пространственного мышления, угасшее воображение,
привычка мыслить с помощью готовых шаблонов – вот характерные черты
современного молодого человека. Многие, избалованные большим выбором
секций, зачастую просто не желают заставить себя сделать даже малейшее
умственное усилие – многие приходят в зал, как к парикмахеру или врачу–
мол, сделайте мне то и это. Покажите мне пару эффективных приемов,
выставьте несколько "убойных" связок. При этом многие из
них готовы попотеть – подкачаться, постучать по мешку, повозиться
на ковре. Они согласны выполнять самые причудливые действия, колотить
грушу или друг друга, платить любые деньги – но услышав, что им придется
ДУМАТЬ, нередко уходят, даже не оглянувшись…
Ну вот, я снова сказал то, что многим придется не по душе. Однако
постарайтесь понять: я вовсе не ставлю цель оскорбить или унизить
кого-либо: я хотел бы указать на СИМПТОМЫ. Если человек не хочет думать
сам – придумывать приемы, задавать сложные вопросы, оттачивать движение
– он вряд ли добьется больших успехов. Если при этом он опирается
только на то, что ему говорят мастера – хорошие, плохие – он рискует
так до конца и не понять смысл изучаемой техники. Между тем, в боевых
искусствах нет ни единого понятия которое нельзя было бы изложить
"нормальным", простым и понятным человеческим языком. И
для того, чтобы овладеть ими, надо до этого ДОДУМАТЬСЯ. Тут человеку
и пригодится то, что когда-то мы все "проходили" в школе
– физика, анатомия, геометрия, - и могу сказать, что преподаваемого
там минимума вполне достаточно. Никакого специального образования
получать не нужно. Нужно только еще в школе научиться УЧИТЬСЯ.
Обучить человека ДУМАТЬ и ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ – по-моему, самая важная
задача любого учителя, чему бы он ни обучал.
Заходите, буду рад встретиться.
Ю.Ю.
Уважаемый Юрий Юрьевич! Читал ваши ответы в Фидо, и не смог преодолеть
соблазн задать вам следующий вопрос - является ли Вин Чун, преподаваемый
в России (в частности, Мартыновым) реальным БИ?
С чудовищным любопытством, Борис. :)
Сенчуков:
Борис!!! А вы знаете, что сумели задать довольно-таки скользкий для
меня вопрос? Сейчас посмотрим, как я выкручиваться буду… Самому "чудовищно
любопытно", знаете ли… ???
Дело в том, что я с Мартыновым знаком очень давно. И первые уроки
винчун (именно как винчун) в 90 году мне давал именно он. Кое с чем
я уже тогда был не согласен, поскольку имел какой-то опыт багуа и
син-и, - начальный, но чисто практический, - однако многие моменты,
показанные мне Мартыновым, оказались буквально основополагающими –
например, он мне показал и доказал, что мягкое не всегда лучше жесткого.
И хорошее жесткое тоже не помешает. Особенно учитывая размер кулачищ
Мартынова, которыми он тогда вбил меня в стену… Фактически, именно
благодаря Мартынову я начал активно использовать "липкие руки"
в агрессивной манере, и более винчун (именно как винчун) ни у кого
не занимался. Тем не менее, работая позднее с учениками вьетнамца
Ана, очень отрицательно относящегося к Мартынову, я могу сказать,
что "ановцы" гораздо более закрепощены, менее гибки и более
догматичны, чем "мартыновцы", и имеют преимущество только
в физическом развитии – здоровые мужики! – но не в скорости.
"Мартыновский" винчун и винчун самого Мартынова могут
быть очень разными вещами – у него очень много учеников, и каждый
понимает и практикует винчун в силу своих способностей. При этом перенимают
они у своего учителя не только винчун (а многие – "не столько"
винчун), но и многое другое. Взгляд на вещи, манеру поведения, круг
интересов – да мало ли что еще. В результате у некоторых из них винчун
словно отходит в сторону, уступая место чисто двигательным, гимнастическим
практикам, энергетике и "эзотерике", или даже просто разговорам
о великих мастерах. Ученики бывают разные – и не всегда их понимание
школы зависит от мастера. Вспомните, наконец, апостолов Иисуса…
Кстати говоря, если уж и говорить о "женском" стиле, то
школа Мартынова гораздо больше соответствует этому определению, поскольку
меня всегда удивляло количество занимающихся у него женщин. Однако
- продолжим:
Винчун Мартынова является нормальным винчун. Тем не менее, как я
уже говорил выше, Мартынов организовал не секцию, а ШКОЛУ – то есть,
добавил туда многие вспомогательные практики – например, тайцзи Ян,
формы "Пяти зверей" и кое-что еще – не могу сказать точно.
Преподает Мартынов "классику" – то есть, в основном канонические
формы. При этом, несмотря на то, что в его школе практики "Чи-сао"
и "Туй-шоу" есть, жесткого спарринга (то есть, работы на
"драку",) там не любят, а в работе предпочитают придерживаться
канонических форм, без "самодеятельности". Однако мои наработки
Мартынова очень заинтересовали, и, вполне возможно, этот интерес вскоре
выразится в достаточно тесном сотрудничестве. И это будет касаться
именно техник реального боя на базе винчун – и моего в этой работе
прямого участия.
Что же касается технического уровня самого Мартынова и его жены,
активно помогающей ему в преподавательской работе, то я утверждаю,
что техники они знают прекрасно и досконально, и я не видел ни одного
человека (надеюсь, что ПОКАМЕСТ), который учил бы столь же терпеливо
и так хорошо ставил культуру движения. Инструктора они очень опытные,
преподаваемую технику знают детально и досконально - и при этом вовсе
не ограничиваются ею одной: Елена Мартынова преподает тайцзи Ян, а
Чен вроде как "не любит" – грубоват, мол, - но однажды по
моей просьбе (я Чен уважаю) сделала кусок ченовской формы, – так,
"под хи-хи", – и так здорово! Единственная их беда в этом
плане – они настолько привязаны к традициям, что ни за что не сделают
ничего, выходящего за их рамки. Если спарринговать с ними по винчун
– это будет ТОЛЬКО винчун, тайцзи – ТОЛЬКО тайцзи. Но ведь для инструктора
это даже и плюс, верно? Его дело – правильно передать, и Мартыновы
это сделают отменно – но драться-то ВАМ!
НО!!! Я сказал – но! Как сказал уже уважаемый Серый Пес, УЧИТЬСЯ
винчун можно долго – настолько долго, добавлю я, насколько у вас хватит
желания и денег. Особенно у Мартынова - он создает вам для этого все
условия. По части интересных историй, притч, анекдотов, баек и просто
выдумок ему тоже мало равных. Он покажет вам тайцзи, покажет "пять
зверей", займется с вами ребефингом, танцами, даосской магией
или еще чем-нибудь – он найдет, чем. Это же его работа, он живет этим
– во всех возможных смыслах. НО!!! Вы сами должны знать, зачем пришли
к нему и чего хотите добиться. Задавайте конкретные вопросы – получите
конкретный ответ (правда, как говорится, в правильно заданном вопросе
УЖЕ таится большая часть ответа – то есть, можно просто лишний раз
подумать); получайте конкретную технику, необходимую вам – и идите
работать с нею, - сами, сами! Спаррингуйте! Причем желательно – не
с винчунистами: лишь тоггда вы сможете по достоинству оценить все
возможности и недостатки этого стиля. Как я уже говорил, ВИНЧУН –
ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРАКТИКА! И не стоит списывать на учителя то, что
поначалу вам попадает – с велосипеда тоже все поначалу падают.
Мартынов дает очень хорошие техники, но ко многим из них относится
излишне благоговейно. По-моему, это из-за его склонности искать везде
прежде всего "эзотерический" смысл. Упорный человек, знающий,
чего хочет, всегда сможет добиться от него нужной информации –в количествах,
вполне достаточных для самостоятельного обдумывания и отработки. Главное
–уметь поставить "фильтр", отсеять эзотерику и излишние
красоты, и понять практическую идею, принцип техники. Эзотерика приложится
сама, в ходе практики - но рассказы Мартынова вам тоже вспомнятся
не раз. Артистическая натура, что и говорить! А эзотерика ему НУ ОЧЕНЬ
нравится – просто по-человечески.
Единственное, чего я не советую перенимать у Мартынова ни винчунистам,
ни его ученикам, ни его противникам – это его имидж. Чтобы так себя
держать, чтобы так смотреть, быть таким "одухотворенным"
и одновременно изысканно-вальяжным, но при этом все замечать, нужно…
родиться таким, наверное. Я так не умею, да и не возьмусь – такой
непринужденности мне никогда не добиться. Все попытки подражания выглядят
просто жалко. А он – хорош!!!
Подводя итоги, замечу, что именно эта манера поведения многим не
по вкусу, и за нею они не могут разглядеть мартыновский винчун. Поэтому
напомню еще раз многим "практикам", а заодно и теоретикам:
у Мартынова, конечно, "женский" винчун, и сплошная "эзотерика",
– но у него при этом и здоровенные, вполне мужские кулаки. Кулачищи
даже. И пользуется он ими вполне неплохо – по крайней мере, реакция
у него отменная, и удар очень жесткий. Кроме того, он прекрасно знает,
что такое захват, и не одного адепта дзю-дзюцу или айкидо повалял
по полу – хоть наших, хоть не наших (меня, правда, не валял). И ноги
он тоже чувствует оч-чень неплохо.
По моему, многие ученики Матрынова сами затягивают сроки своего
"обучения", неосознанно опасаясь собственных решений. Немудрено
– человека с низкой самооценкой Мартынов медленно и без видимых усилий
"давит" авторитетом – но, как говорится, он не виноват:
просто он такой человек. Он этого даже не замечает. И, кстати, прекрасно
держит себя в руках и на "подначки" не ведется. Вот уж действительно,
мастер – прямо как в кино. Рядом с таким многим хочется не столько
учиться, сколько благоговеть, внимать, приобщаться и расти духовно.
Вот они и занимаются этим – особенно женщины, что им вполне свойственно,
- а о винчун как-то… забывают, что ли. Винчун же такой простой! А
Мартынов такой сложный, многогранный, интересный… да и красивый, наконец.
Эти женщины мне вполне понятны. Они просто балдеют – настолько сильно,
что забывают, зачем пришли.
А вы - не забывайте. И тогда получите не просто кайф "от общения",
а еще и хорошую технику. Не поленитесь только ее как следует отработать!
Спасибо за вопрос! Пишите еще!
Ю.Ю.
P.S. А в ФИДО, извините, я никому не отвечал. Честно сказать, я
его просто боюсь. Это ж прямо зверинец какой-то! Или цирк с уродцами
– знаете, было раньше такое. Так и кишат, так и прыгают! Мне иногда
распечатки приносят – я то смеюсь, то плачу. Кстати: участвовал я
там только однажды, чисто случайно, подсказки давая одному человеку
для ответов на вполне конкретные вопросы (ему и заданные, кстати)
– а сам туда ни-ни! Однако, судя по вашему вопросу, вполне могу предположить,
что кто-то там со мной ожесточенно спорит – и при этом ему вовсе по
фигу, слышу я этот спор или нет. Это, кстати, вполне в духе ФИДО.
А я так не люблю – какой смысл? Да и о чем говорить с дураками-то
этими? Большинство народу просто не понимает, о чем спорит, - а остальная
часть и вовсе не хочет понимать. И в спорах своих они могут совершенно
спокойно без оппонента обойтись – главное выступить. А потом пропасть
и адреса не оставить. А выяснишь(чудом!) с кем спорил – оказывается,
с пацаном лет 13-ти… В этом смысле ФИДО, насколько я понимаю, ведет
свою родословную от забора и известных трех букв на нем. А уж аргументы!
А уж эпитеты!!!
Хотя, впрочем, "глумливый гад" мне нравится. Вполне соответствует
моему самоопределению. Да, я такой! Глумливый я! И при этом самый
настоящий гад – чем и горжусь. Даже ученики мне так и говорят – гад,
мол, ты, Юрич! А как же, отвечаю – гад есьмь, поелику ядовит зело.
Рожденный ползать летать не хочет. Зато КАК ПОЛЗАЕТ!!! И других еще
учит, гад…
А будут еще вопросы – давайте. У вас хорошо получается. И друзьям
своим скажите – если хотят, пусть участвуют. Только – без дураков,
ладно? Только по существу, не отнимая зря времени. Конкретные вопросы,
конкретные предложения. Советы, наконец. Я буду отвечать, особенно
если вопрос интересен многим, если из него статья получиться может,
а совет улучшит работу сайта или поможет в поиске информации. Однако
сразу предупреждаю: советы типа "шоб ты сдох" не принимаю.
Неинтересно. Даже для коллекции. У меня уже есть весь набор – на весь
забор. Местные завсегдатаи умеют по крайней мере это делать более
красиво и затейливо.
До встречи!
Ю.Ю.
Здравствуйте уважаемый Юрий Юрьевич.
Очень заинтересовала тема "замедления времени". Дело в том
что о подобном мне рассказывали, при том достигалось это долгой практикой
медленных движений и действовало не только в экстремальных ситуациях
но и в обычной жизни, при этом не было существенного увеличения своей
скорости, просто всё воспринималось как в замедленном фильме, в том
числе и собственная речь. Всё без наркотиков и т.п.
Но как я понял, держалось это не так уж и долго, просто возникал видимо
период повышенной скорости осознания... движения (?).
Сенчуков:
У вас тут между строчками такие классные дырочки, что я не
удержался, чтобы не влезть. Надеюсь, вы не против?
Не могли бы ли вы рассказать об этом чуть более подробно? Разбирая
письмо Константина, я откопал много всякой всячины, и довольно серьезно
увлекся – не самой проблемой, а разными психотехниками, применявшимися
для ее решения. Это весьма ценный опыт, какие бы результаты он ни
давал – а многие вещи повторять самому просто не хочется. По соображениям
устойчивости крыши. Так что, если не сочтете за труд, присылайте,
хоть мылом, хоть так. Если не хотите выкладывать на форум, сделайте
пометку.
Насчёт Константина или как там его у меня лично сложилось впечатление
как о не совсем психически здоровом человеке, или просто настолько
заблудшим в эзотерике, что... слов нет. :)
Я уже говорил, что нормальных людей просто не бывает, как не бывает
"нормальных" деревьев. Все они отличаются друг от друга
– хотя бы числом сучьев. И, кстати, углубляясь в какую-либо проблему,
мы все начинаем выглядеть немного "странно". При этом главное
–держать контроль над ситуацией – иначе ситуация возьмет контроль
над тобой. Тогда выбраться "обратно" может оказаться очень
трудно. А Константин, по моему, вовсе в проблему не углублялся – иначе
смог бы сделать все необходимые умозаключения и сам – даже если ему
15 лет. Просто он любит помечтать – и хочет, чтобы его мечты сбылись.
Только странные они какие-то, мечты эти… Меня в свое время (в гораздо
более юном возрасте, лет в 10, что ли) отец думать учил – вот это
было мучение, до сих пор помню. Замечтаешься, ляпнешь что-нибудь,
вопрос какой нибудь "от балды" задашь – а он как прицепится:
"Давай подумаем…" Я в рев – это ж никак не меньше, чем на
полчаса! – но он был неумолим. И почему паровозы не летают, заставлял
выяснять самого, с помощью учебника физики, хоть у нас в школе ее
еще и не проходили. И, пока я САМ ответ не найду, никогда так просто
не отпускал. Так я и научился искать ответ самостоятельно – но у многих
людей таких отцов не было. А ведь меня еще и мать обрабатывала – еще
круче, только упирала в основном на литературу и историю. Сочинения
писать заставляла…
Так что Константин вполне нормален, я полагаю. А вся эзотерика постепенно
пройдет, когда он приступит к реальному делу. Только бы таблеток не
ел…
кроме того интересен эффект, наблюдаемый и мной, когда при мысленном
проигрывании удара заранее, предвидении и выполнении его спонтанно
как естественный процесс повышается скорость и неожиданность для противника
удара, он как бы становится заторможенным. Это действует не всегда,
но при работе когда один ждёт удара с готовой защитой, а другой выполняет
этот самый удар вероятность попадания из-за неуспевания противника
резко возрастает.
Честно говорю – не замечал. Может быть просто не обращал внимания.
Надо попробовать – а потом скажу, вышло ли. Может, отложим этот конкретный
пункт на более позднее обсуждение? Скажем, месяца два?
а вообще в последнее время всё больше волнует вопрос "энергетики".
Есть несколько источников по этому вопросу:
1. литература всякая начиная от йоги до "Анастасии",
от книг по БИ до религиозных.
Предпочитаю книги по БИ, особенно китайские. Там все-таки больше
связи с практикой, хотя бывают и "пустышки". По крайней
мере, я хоть в этом разбираюсь. А "Анастасии" – для анастасий.
Пусть они сами разбираются.
рассказы некоторых практиков или "знающих практиков"
Послушать, свести воедино, выделить общие моменты, и их можно будет
считать наиболее достоверными. Однако при собственной отработке на
них не ориентироваться – в силу "разности" людей и их психики,
а также из-за отсутствия специализированных органов энергетического
восприятия многие феномены могут восприниматься вами совершенно иначе:
так, например, я ауры не вижу, а "чувствую", как бы наощупь.
И не знаю, почему.
личные опыты
Только что сказал. Но при всех возможных недостатках (крыша съехала,
к примеру), это –наиболее достоверный способ. По крайней мере, для
вас самого. Это еще Будда говорил.
Но по всем 3 пунктам есть сомнения..
Литература слишком разнится в описании этой самой "энергетики".
Люди имеют привычку привирать, да и это во многом субъективные описания,
трудные для объяснения и соответственно для понимания.
То что сам испытывал и могу заново повторить, очень непонятно. Могу
кой чего, но чего это на самом деле не знаю, может самообман, а всё
проще. Может действительно это и есть "энергетика", но вот
как такую вещь в бою применять я не понял, больше для лечения подходит,
т.к. требует концентрации внимания на внутренних ощущениях, переключения
на самоосознание, а на это в бою нет времени... может просто это вопрос
времени, практики и потом это можно будет использовать в бою?
Такая энергетика нужна не столько для боя, сколько для тренировок.
Вы не представляете, сколько приходится биться со многими учениками,
прежде чем они поймут, что нужно концентрироваться на этих самых внутренних
ощущениях, а не просто лупить по лапе, например. Если вы будете таким
образом "энергетизировать" каждое движение, каждый шаг в
отрабатываемом комплексе движений, запоминать внутренние ощущения,
переносить их соднгй рук ина другую и т.д., то рано или поздно у вас
произойдет прорыв и в качественном отношении. Я сам действовал именно
так. Что такое "ци" на первом уровне практики, я уже говорил
выше –не сомневаюсь, что ы уже прочли.
Заранее благодарен хотя бы за прочтение сего.
Андрей.
Пишите еще. Если сможете, заходите. Насчет энергетики нужен более
предметный разговор – а тут даже рисунков нельзя нормальных вставить.
Всегда рад видеть.
Ю.Ю.