Как вам, наверное, известно, я учился в МГИМО. А это такой институт, где много самого разного народу. Иностранцев, кстати. Южных корейцев там тогда не еще было, а северные, как вам тоже должно быть известно, ничего, кроме тэквондо ИТФ не исповедуют. Тем не менее, самые первые секции тэквондо в Москве были созданы именно в МГИМО и ГЦОЛИФКе. И не случайно в первом составе президиума Федерации тэквондо СССР(ИТФ), была половина мгимовцев. И я там тоже был, кстати, в этом президиуме. А потом в том же МГИМО тэквондо преподавал.
Находясь в таком урожайном на встречи месте, я постоянно искал знающих людей, заводил знакомства со всеми азиатами, с которыми удавалось. Искал специалистов по боевым искусствам. То, что они свели меня с Ю Па Ситом, знающий хапкидо, это, конечно, чистая случайность. Вообще-то я вьет-во-дао искал, которое по базе на тэквондо гораздо больше похоже.
Затем, доводил систему сам, продолжал отрабатывать показанные мне техники, искать новые способы выхода на броски, а также пробовать разные варианты уже изученных техник, с разными подходами и вспомогательными действиями. Не боялся и исспользовать элементы других школ. Ведь не всегда противником хапкидоина будет только хапкидоин. Поэтому я не столько придумываю что-то свое, сколько пытаюсь выжать из изучаемых приемов максимум боевой эффективности. А в основе, подчеркиваю, лежит та же классика. Хапкидо там лежит, в основе-то. А коль скоро КОНТЭН базируется именно на нем, - то мне и не безразлично, куда хапкидо идет и чем оно может кончиться. Но об этом - чуть позже.
А насчет добавлений - к примеру, "липкие руки" из того же винчуна гораздо эффективнее "классических" отводов и парирований хапкидо? Ведь на захват еще надо выйти! Бросок - это же по сути дела заключительный аккорд! С маху, с бухты-барахты его почти никогда не удается сделать! Кого угодно спросите, кто бороться умеет.
А ведь "липкие руки" - это скоростная работа в ближнем бою, реальное управление противником и возможность использовать его силу, выводить, выставлять его, а не просто "схватил-бросил".
И если уж случилось так, что я знаю эти "липкие руки", - мне что, надо было отказаться от выгодной техники, дающей в десятки раз больше вариантов выхода на бросок? Чего ради? Мне казалось гораздо более забавным то, что винчунисты этих бросков не знают, поскольку мало пользуются захватами, и поэтому подобное развитие их собственной техники им даже в голову не приходит.
Как я работал?
Отрабатывал базовые техники и их вариации, данные Па Ситом, а попутно постоянно искал материалы по хапкидо и айки-дзюцу, которое лежит в его основе, за счет которых расширял арсенал и кругозор. Общался со специалистами по Корее, например, Константином Асмоловым, настоящим фанатом боевых искусств - вы знаете, сколько у него книг по разным боевым системам, не говоря уж о корейских! Да он и сам в Корее бывал. Комдо там занимался. Хапкидо видел!!!
Ленина видел, хе-хе… :))
Кстати, насчет Ленина - в конце концов, есть же в Москве такая штука - Ленинская библиотека? И записаться туда аж со времени перестройки не так уж сложно. Потом мне удалось познакомиться со специалистом по корейскому тэккен, Пак Сон Чером, и очень многое у него взять. Если основатели хапкидо Су Бок-су, Чи Хванчже и сам Чхве Енсоль брали из тэккена техники работы ног, так что же - вы считаете, что мне нельзя этого делать? Кстати, корейские книги по тэккен у меня тоже есть…
Короче, я искал информацию, где только мог. Если слышал хоть краем уха о ком-то, знающем хапкидо, обязательно старался такого человека разыскать.
Да только никого же не было!
Наконец, в 1993 году один из моих ребят съездил в Англию, к тамошнему гранд-мастеру сулькидо Киму (8 дан). (Сулькидо - детище самого Кима, техника, объединяющая куксуль, конг-су-до и хапкидо). Ким просмотрел мою рабочую кассету, сказал, что я "двигаюсь в верном направлении" и передал мне книгу Ким Хи Юна "Хапкидо", известную еще как "Библия хапкидо" - здоровенный такой талмудище на восемьсот страниц, где собраны все техники и нормативы до 5 дана включительно. После этого, как вы сами понимаете, работа пошла гораздо быстрее и легче. До того у меня был только учебник Мен Дженама, где фотографии расплывчаты, порядка в них нет, а перевод на английский язык выполнен из рук вон плохо. Если не верите - могу показать.
Сегодня же я собрал материалы по четырем школам хапкидо - это учебник по Ханмудо Ким Хи Юна, учебники по Куксуль Ким Хи Юна и самого Со Ин-хека, учебник по хапкидо Мен Дженама, вышеупомянутая "Библия", и, наконец, самый старый учебник по хапкидо, выпускавшийся Мьюнг Кван Сиком еще аж в 1967 году. Брошюры вроде творений Роберта Спира или Хан Су Бонга я серьезными учебниками не считаю, но и они тоже у меня есть.
Если при всем этом обилии информации в технике был какой-нибудь провал, то я старался его закрыть, видоизменив или реконструировав необходимую технику в соответствии с базовыми принципами системы и используя для этого те же материалы, которыми пользовались сами ее создатели.
То, что я делал, называется "нормальная исследовательская работа".
Самое интересное, что в большинстве случаев, получив какие-то новые сведения, я убеждался, что мои реконструкции и доработки совпадают с разработками корейских мастеров, преподающих хапкидо. Не одного, так другого. То есть, сначала я разрабатывал что-нибудь сам, а уже потом получал материалы, подтверждающие наличие подобных техник в существующих методиках.
Конечно, бесполезных захватов нет. А вы догадались, почему? - Потому что их можно доработать... И НУЖНО ДОРАБАТЫВАТЬ! Вот я и дорабатывал - то есть выкидывал всякие красивые излишества, страховал второй рукой, подключал колени и локти. Закрывал дыры, думал о том, как нейтрализовать свободную руку, стремился свести время выполнения приема до минимального. И при этом меньше всего мечтал о "внутренней энергии Ки" или "таинственных секретах мастеров" - просто рассматривал систему рычагов и вектора приложения сил. Поскольку это всякому образованному человеку знакомо. Самое интересное, что при таком подходе и внутренняя энергия появилась, и секреты оказались весьма просты, и заключены именно в базе. Той, что мне дал Па Сит, опять же, а не в современной "классике".
СЕКРЕТ, НЕ ЗАЛОЖЕННЫЙ В САМУЮ ОСНОВУ, СКОРЕЕ ВСЕГО, НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРИМЕНЕН. Вы о нем просто не успеете вспомнить - между тем тело выполнит базовую, сотни раз повторенную технику. И если она неверна…
Глупо начинать бой дуговым ударом ногой в голову - получите в пах. Напоретесь голенью на подставленный локоть. Поскользнетесь, наконец - вы же на улице! И прямой удар, он же каратистский "Цки", с бухты-барахты наносить глупо. Это же фактически добивающая техника! Тем более уж в грудь, как "положено" А в имеющихся у меня "справочниках" таких фокусов полно. Там только так и атакуют! А что вы скажете насчет "смертельного" броска сразу двух мужиков элегантным поворотом кистей. Вот уж действительно, для этого надо обладать высшим мастерством!.. чтобы после этого выжить. Для кого он смертелен, бросок-то этот? Увы, - так падают или айкидоисты, или ассистенты, которым заплатили заранее - а не те мужики, которые ходят по улице. И уж точно не я. И не мои ученики. А если у вас такие мощные кисти, то по всем законам анатомии и физики вам было бы проще оторвать этим мужикам руки. По всем расчетам так выходит. Они даже сами оторвутся. Если не расплющатся в кашу уже при захвате.
Так что же такое КОНТЭН?
Это моя система. Я так дерусь.
Ее я и преподаю.
Хотя могу преподавать и классическое хапкидо, и тэквондо, и дзю-до, и бой на палках. Отдельно и в комплекте. И никто не сможет сказать, что я не прав, потому что мои техники будут работать, а мои рекомендации основаны на двадцатилетнем боевом опыте.
Почему Контэн? Потому что "хап" - означает "контроль, концентрация, собирание, объединение"; "ки" - "сила, энергия, способ, прием". "Хап Ки" - КОНТроль ЭНергии, КОНцентрация ЭНергии, КОНТЭН.
Почему именно корейское "хапки"? - Вовсе не потому, что это хапкидо, хотя это на основе хапкидо - просто вот однажды, занимаясь со своим учителем по стилю Чаньтун, Андреем Ананенко, я вдруг ПОНЯЛ, как соединить прорывы обороны, свойственные этому стилю, с бросками и захватами хапкидо, которым я к тому моменту занимался около трех лет. Оно меня жутко бесило - отказывалось работать, подводило под удар; иногда просто не удавалось даже взять захват. Но я продолжал отрабатывать эти броски - для коллекции, что ли…
И вдруг - ЩЁЛК!
Я понял как надо хватать! Андрей бил - и надеюсь, до сих пор бьет - так быстро, что фехтовать с ним на руках было себе дороже. Это был верный способ буквально за две секунды собрать себе такую коллекцию разноцветных фонарей, которой мог бы гордиться целый пионерский отряд после похода на деревенскую дискотеку. Это нельзя было парировать - а вот перехватить было можно. А захватив руку, ее можно было выкручивать - чем я и занялся. Бросок должен быть мгновенным, не уступать по скорости удару и быть как можно проще. Удар должен быть внезапным и наноситься по такой траектории, чтобы пресекать атаки противника и иметь возможность мгновенного перехода на захват.
После этого я столкнулся с проблемой несоответствия техник - руки мешали друг другу, путались, часто выбивались пальцы. Я начал хватать локтевым сгибом, подмышкой, просто цеплять руку "крюком богомола". Я начал видоизменять траектории ударов - согласно чантьунскому принципу "ключевой техники". Этот ключ я нашел в штопорных ударах. После этого система притерлась и начала работать. Но это согласитесь, было уже не совсем хапкидо, и не совсем чаньтун. Но ведь работало же! И не только против конкретного Андрея Витальевича - она устойчиво работала против всех. Андрей посмотрел, попробовал и сказал, что это работает, но он меня учил не этому, поэтому чаньтуном я свое детище называть не могу. Ю Па Сит, учивший меня хапкидо, тоже не смог бы сказать, что это оно. Пришлось придумывать название. Сперва это было "Чжоу-И", от "чжоу" - локоть и "и" - вариант, изменение, перемена. Локоть - это потому, что в моей системе локти - один из важнейших элементов. Я даже книжку такую выпустил - маленькую брошюрку. Но вот оказалось, что "Книга Перемен", "И-цзин", имеет второе название -"Чжоу-И". Пришлось придумывать какие-то привязки, что-то объяснять - короче, это дело я незаметненько так свернул, и начал думать о новом названии. Была куча вариантов, вроде "стиля мелких шагов", но по-китайски это выходит "Е бу Цюань", что для русского уха звучит... гм… слишком заманчиво.
Остановились на контроле энергии, Контэн, потому, что это действительно основополагающий принцип системы; потому, что техники хапкидо действительно составляют солидную часть ее арсенала и потому, что это сочетание букв легко и без искажений произносится практически на всех языках.
Так все и было. А потом я несколько лет ходил - и спарринговал, спарринговал, спарринговал.
Система Контэн разработана МНОЮ на основе соединения техник и принципов хапкидо, багуа-чжан, танланцюань, син-и и чаньтун. И это мне не просто так на голову упало. На это ушло более пяти лет работы, и работа эта продолжается. Если кому-то надо, приезжайте принимать отчет: откуда и что взялось, зачем делается именно так и почему это выгодно. Я сторонник объективных оценок и конкретных методов. Оспорьте, если сумеете. Ваши предложения будут радостно приняты, хе-хе.
КОНТЭН - не столько стиль, сколько подход к стилю. Я могу преподавать КОНТЭН на основе движений каратэ, на основе тэквондо, на основе тайского бокса, на основе тайцзи-цюань, на основе…
…Да вы не пугайтесь - я же вам не Тарас. Навалить кучу даже "самых эффективных приемов" - вовсе не значит создать систему. Даже если ты при этом списываешь у самых толковых мастеров.
Контэн - это не столько техники, сколько умение их применять наиболее эффективным образом. То есть, сразу перехватывать инициативу и лишать противника возможности с вами "соревноваться". И делать это можно за счет захватов, за счет перемещений, выведений из равновесия, болевых замков, за счет встречных атак, за счет дробящих блоков - да мало ли что еще может стать вашей любимой техникой! Удары ногами, броски, захваты, да, в конце концов, оружейные техники - мало ли?
И все это выполняется на единой двигательной основе. То есть, оружием я управляю теми же движениями, которыми работаю и без него. Причем любым, которое возьму в руки. Стреляю, правда, покамест плохо. Но холодное знаю все. Приходите проверять. С фехтовальщиками-саблистами уже работали.
Итак - у меня есть система, причем четкая и рабочая. Поэтому глупо было бы сказать, что все броски айкидо или хапкидо входят в арсенал КОНТЭН - для многих это означало бы простое заимствование. А это не так. Они аналогичны, но во многом отличаются - причем у нас полно бросков, в айкидо и хапкидо неизвестных - по крайней мере, среди классических этих техник почему-то нет, несмотря на большую боевую эффективность. То есть, я не только могу выполнить любой бросок, применяемый в айкидо или хапкидо - но при этом еще имею кучу своих, им неизвестных.
С техниками ног дело обстоит также - своя двигательная основа, позволяющая не изучать удары по отдельности, а выводить их один из другого, так что тренируя один, вы в конечном итоге будете нарабатывать все. А блокирующая работа ног и колен? А техники рук, базирующихся на ДВУХ движениях и позволяющие делать все, что угодно - путать руки противника, перехватывать удары, выходить на любые захваты и при этом сохранять защитный потенциал и ВОЗМОЖНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ УДАРА ИЗМЕНИТЬ ЕГО ТРАЕКТОРИЮ - это еще кто-нибудь делает?
Я самоучка во многом, это да. Но я видел очень много традиций и изучал помимо дзюдо, тэквондо и хапкидо еще и тайский бокс, а также практиковал четыре стиля цюань-фа с очень хорошими бойцами. И вы считаете, что мне нечем дополнить хапкидо? Нечем поделиться с людьми?
При этом заметьте - я очень ценю традиционные стили и постоянно пытаюсь привлечь к своей работе их представителей. Однако я не собираюсь переучивать никого, помимо его желания. Мне не нужен плохо переученный каратист, нахватавшийся чего-то в КОНТЭНе - мне нужен хороший каратист, спаррингующийся с моими ребятами и БЬЮЩИЙ ИХ. Это для них очень хороший стимул. А я все сомнительные ситуации решаю в пользу гостей - мне не жалко. Как говорится, каждому свое - а я точно знаю, что надо ученикам. Если кому-то и хочется побед, то мы вполне удовлетворимся полученным опытом. А то ж вы в следующий раз не придете.
Оставайся каратистом, участвуй в своих соревнованиях - но драться ходи ко мне. Я создам тебе все условия: доспехи, партнеров, спарринговые сессии, семинары и сборы. Мне даже выгодно, чтобы ты оставался каратистом - чтобы те, кто учится именно по базе КОНТЭН, могли спарринговать с настоящим представителем стиля - причем с бойцом, а не спортсменом. Этот опыт не купишь ни за какие деньги! Однако я не собираюсь пользоваться усеченностью спортивных методик - напротив, я дам тебе отработать все традиционные, несоревновательные, смертельные приемы твоей школы, которые хоронят ее "хранители".
И это не только к каратистам относится - всех, всех приглашаю - давайте работать! Не имея опыта работы с другими стилями, никто не может назвать себя бойцом. Ни я - ни вы.
Я не хочу доказывать, что мой стиль лучше. Стиль без человека - ничто. Дерется все равно человек. Я это и своим ребятам неоднократно показывал, "вкладывая" им ума с помощью обычного дзю-до, бокса, тэквондо или того же каратэ. Любая техника может быть эффективной, особенно при существенном разрыве в уровнях подготовки. Но существующие сегодня условия преподавания и тренировок дают крайне мало возможностей для набора опыта. Поэтому я хочу создать не стиль - а настоящую ШКОЛУ, такую, где бы все смогли набираться опыта, работая друг с другом. Подобную нормальной средней школе, где биология не пытается доказать, что она "лучше" истории или математики. Чтобы ученики могли, наконец, получить ПОЛНЫЙ объем знаний. И - отрабатывать свои техники без спортивных ограничений. Я хочу создать место, где айкидока мог бы поспарринговать с вольником, а сётоканец - взять в руки саблю. Причем я даже буду приветствовать участие в традиционных стилевых аттестациях, поскольку аттестовать сам ни по каратэ, ни по ушу не собираюсь.
Те же, кто будет учиться непосредственно КОНТЭН, как стилю, будут аттестоваться у меня. Заметьте - я вовсе не собираюсь переманивать учеников, например, из сётокана. Пусть продолжают заниматься там. Я просто приглашаю желающих "в гости". Обучу этих сётоканцев "секретам"- а потом буду смотреть, как лучше работать с РЕАЛЬНЫМ сётоканом. Или кун-фу. Или дзю-до. Тогда мои исследования смогут двигаться дальше и будут плодотворнее. Можно будет говорить об эффективности каких-то техник не на основе одного лишь личного опыта, а на основе обширной статистической базы. А что они при этом будут расквашивать носы своим сэнсэям - так мне пофигу. По крайней мере, тем придется больше тренироваться - а от этого и они и я опять же только выиграем. Хватит киснуть "в собственном соку".
Так вот, заканчиваю - хапкидоины мне в моем КОНТЭНе нужны никак не меньше, чем каратисты. По крайней мере, в нашей технике найдется гораздо больше общего. Но это - лишь при том, что хапкидо, несмотря на старания всей дипломированной публики, останется боевым стилем. О том и забочусь.