Новости
О стиле
Секция
Статьи Ю. Ю. Сенчукова
Ссылки на другие сайты по БИ
Форум

ВНИМАНИЕ!!!


Сайт КОНТЭН переехал на новое место жительства
Все о боевых искусствах, мастерах и их стилях:
айкидо, карате, кикбоксинг, историческое фехтование, бокс, дзюдо и самбо, русский стиль, система Кадочникова, тхэквондо и многие другие...
Брюс Ли Джеки Чан Чак Норрис Стивен Сигал Джет Ли и многие другие на сайте

КОНТЭН.RU


(адрес клуба в Москве и расписание занятий)

 

Ответы на вопросы, вопросы на ответы

(Часть восьмая)

Серый Пес:

Конечно, гибель поначалу страшит, тем паче с непривычки...
О каратэ. Я неправильно выразился - надо было сказать не Сетокан, а правила ВУКО. Тогда все сказанное будет иметь смысл. Не знаю как где, но скажем у нас к соревнованиям всегда относились как к некоему упражнению - но уж никак не к средству постижения действительно боевой техники. Безусловно есть люди, которые этим зарабатывают деньги, участвуя в турнирах и пр., но это уже совсем другая история. И потом, с чего Вы взяли, что я собираюсь участвовать в соревнованиях? Во-первых, я все-таки не профи, то есть зарабатываю деньги другим способом, и цвет пояса, а также кубки и медали в шкафу меня не волнуют. А во-вторых, после 30 кости срастаются не так быстро :-)).
А как можно сделать Сетокан, я знаю. Как, впрочем и любой другой стиль каратэ. Действительно страшная вещь. Но это совсем не спорт.
О винчун. Простите, я прозанимался винчун 4 года, и, как мне кажется, вполне в состоянии делать выводы о том, что в стиль входит, а что нет. А также и о том, сколько денег стоит это самое обучение. Основной принцип винчун - действовать адекватно силе, да еще и на реальной скорости - освоить довольно сложно. На это действительно требуются годы. Так же как требуются годы на то, чтобы научиться пробивать кулаком стену. Как было написано в одной брошюрке по шаолиньскому цигуну - каждый день по пять тысяч ударов и через 15 лет... За год этого не освоить, как бы Вы не старались. Умение набить морду с помощью выученных 20 приемов, накатанных до автоматизма - это не значит изучить стиль. И тем более не значит научиться обучать ему. Ю.Ю., ну о чем Вы? Я думаю, что Вы не хуже меня знаете, о том, что чувство дистанции, своевременности и точности приложения сил нарабатывается годами. А уж умение передать, научить и вовсе отдельный вопрос. И так в любом стиле, безотносительно винчун, каратэ, синъи или чего-то еще.
Для того, чтобы уметь бить круто морду совершенно необязательно учить винчун. Надо бегать кроссы, колотить в грушу, отжиматься и раз или два в неделю проверять навыки у пивных ларьков.
Мы ведем речь о чем? О школе, стиле, или о том, как в бубен треснуть? Для того, чтобы научиться на гитаре песенки бацать вполне достаточно года занятий. Для того, чтобы научиться играть - надо как минимум лет 10. Что по-вашему делают люди в консерваториях столько лет, да еще занимаясь по 8-10 часов ежедневно? Вполне достаточно года и все в порядке...
Я Вам говорил Вам о сроках и формах обучения, которые мне самому были названы вьетнамцами. Инструкторский курс занимает около 12 лет при занятиях ежедневно по два-три часа. Не думаю, что Вы лучше носителей стиля знаете, кого и как они сами готовят. Вы, видимо, не очень внимательно прочитали, то что я написал - 12 лет люди не учатся морду бить. Они получают знания совсем другие - как правильно построить цикл занятий, какие упражнения следует использовать для развития тех или иных навыков, не исключая при этом и чисто боевого так сказать применения того, что они изучают. Кроме того, есть еще и понятие глубины изучения. Можно просто показать цуки например и сказать - делай как я показал. Через какое-то время конечно человек сделает более-менее похоже. Но сумеет ли он правильно научить? Вряд ли. Он тоже будет говорить - делай как я показал. А можно разобрать каждое движение подробно, с разных точек и углов зрения, посмотреть какие подготовительные упражнения приводят к тому или этому, выяснить типичные ошибки... Зачем люди изучают иностранный язык сначала 8 лет в спецшколе, а потом еще пять лет в институте? Если следовать Вашей логике, то они попросту теряют время, могут же и сами до всего додуматься, а их попросту все эти годы водят за нос. Ведь для того, чтобы говорить, достаточно двухмесячных курсов, не правда ли? А там уж разговаривай побольше и все сам поймешь. Главное - практика.
Что касается Вашей истории о разбитом носе знакомого, то никак не могу согласиться с Вами в оценке этого эпизода. Вы занимались для чего? Если для того, чтобы разбивать носы - Вы на верном пути. Только чего тогда стоят разговоры о КОНТроле ЭНергии и боевых искусствах? Как как-то сказал очень мною уважаемых Учитель моего друга, боевые искусства - это как Большая Королевская Печать (помните "Принц и Нищий" Марка Твена?). Можно в принципе и орехи поколоть, когда есть хочется, но БКП вообще говоря не для этого.
Бесконтактное каратэ - действительно вершина, только к сожалению мало кто это понимает.
Ю.Ю., Вы не придумаете, как бы Вы сами не старались эти самые полста вариантов. Один человек просто не в состоянии выполнить работу, которая делалась многими людьми на протяжении поколений. Далее, как Вы думаете, для чего были придуманы эти самые многочисленные варианты исполнения казалось бы одного и того же? Наверно не для того, чтобы нагрузить человека ненужными ему знаниями, а для того, чтобы проработать различные аспекты тех или принципов, возможностей применения. Для того, чтобы готовить драчуна, разбивающего носы, простите бойца, которому все по плечу - это не нужно, да и попросту вредно. Для того, чтобы готовить человека, умеющего знание правильно передать другим - необходимо.
О приложениях сил. В винчун удар начинается в момент касания ударяемой поверхности. Поэтому траектория движения действительно особой роли не играет. Но именно разнообразные траектории и выучиваются сначала. Без приложения сил, кимэ и прочего. Зазубриваются до автоматизма. А уж потом начинают учить как правильно вкладывать силу в удар. Есть уйма подготовительных упражнений - на взрывную силу, на циклическую и силовую выносливость, на умение вложить в удар корпус (и это тоже делится на части - таз, поясница, грудной отдел, плечи, все вместе, по отдельности), работа ногами и прочее, что за год не выучить. За год можно выучить и поставить самую простую технику - как прилетело, так и ударило.
А в блоке сначала сбрасывается сила удара (переводится в другое направление, рассеивается, раздавливается, проламывается наконец), а уж потом сбрасывается форма. Умение воплотить в жизнь этот довольно-таки простой казалось бы принцип (все четыре способа применения), да еще на реальной скорости с реальной силой требует многолетних тренировок. За год этого тоже не наработать. Да еще и понять как то, что ты выучил сам можно передать другим... По крайней мере я не видел ни одного такого гения.
О Брюсе. Я тоже не видел у него ничего из того, что я видел скажем у вьетнамцев, демонстрировавших винчун. То, что составляет самую суть (это не липкие даже руки, а умение очень точно подстроиться под партнера и таким образом нейтрализовать его) Брюс делать не умеет. А умеет те самые два блока, три удара. Да и зачем ему? Он и так быстрый. И всех побивает. А практика у него тоже идет впереди принципов. Зачем какие-то сложные движения, наработка приемов, таолу какие-то крутить? Раз-два и все. Если он каких-то принципов не понимал, не умел освоить, выучить и применить - то они немедленно объявлялись ненужными и вредными. Бойцом он был неординарным, с его упорством и терпением заниматься столько лет и ничему не научиться? А вот умения научить, впрочем и самого умения кроме великолепно проработанной физухи и феноменальной скорости я не увидел. Гораздо интереснее, например, Ли Ляньцзе наблюдать.
О Вьетнаме. Средний рост вьетнамца - 155, американца - 175, разница в весе - примерно 30 кг. Отец моего начальника преподавал рукопашку во времена вьетнамской войны в академии. Да они как дети попросту были. И это цвет так сказать, офицеры... Какой там винчун... Сами же вьетнамцы практически никогда в рукопашную не лезли.
Кстати говоря, я немного не понимаю, что Вы имеете в виду говоря "наш "вьетнамский винчун"". Может Вы его только у Мартынова и видели?
Избавления от страданий - в смысле ясности осознания и просветления. В смысле "стать Буддой в этом теле". По моему для буддиста все достаточно понятно, разве нет?

Метайя - СП.

 

Сенчуков:

Прошу прощения – я что, вас так сильно обидел? Вот уж чего не хотел, честное слово. Тут и в самом деле начнешь задумываться о цвете своей ауры – ведь нисколько не планировал портить вам настроение. Так классно себе сидели, разговаривали, и вот…

У меня просто такой взгляд на винчун, действительно. И то, что я им занимался столько, сколько написал, вовсе не значит что больше я винчунистов не видел и на вкус не пробовал. Пробовал и "ановцев" – работал со вторыми-третьими данами, и лиминовских видел. И мартыновцы, кстати, разные бывают. А уж сам Мартынов – тот еще фрукт(читайте выше)… Его технику плохой назвать трудно.

Ну видел я винчун, Серый! Работал я с винчунистами, и работаю, и им интересно и им нравится. Могу чисто по винчун, могу и как угодно иначе – хотя бы потому, что в силу моего ПРАКТИЧЕСКОГО опыта совершенно спокойно могу передразнить в бою практически любой стиль. Ведь драться можно ,используя абсолютно любые движения – нужно только применять их к месту. Я не скажу, что при этом я сравняюсь с лучшими мастерами традиции – но обыграть среднего ее представителя могу без особых проблем. В этом и помогает практический опыт. И именно его я считаю наиболее ценным в построении собственной боевой системы любого бойца – а для этого стремлюсь дать комплексную базу в максимально короткие сроки. На мой взгляд, винчун с этой задачей справляется очень хорошо. Его база достаточно универсальна и позволяет бойцу развивать и совершенствовать техники САМОСТОЯТЕЛЬНО, специализируя движения под собственные параметры и нужды. Оттуда и ваши варианты – но ТОЛЬКО И ИМЕННО ОТТУДА. А вовсе не из неких секретных свитков или тайных устных преданий. РАБОТАТЬ НАДО!!! САМОМУ РАБОТАТЬ!!! ПРАКТИКА НУЖНА!!! Потому что учение дает знания, но навыки может дать только практика. Вы что мало видели знатоков, которые ни единого приема толком применить не могут? В том же винчун? Я видел – и с десяти, и с пятнадцатилетним стажем. Они были очень круты со своими учениками, очень эзотеричны, но совершенно не умели защититься от хука справа. На чем и ловились постоянно. Равно как и на захватах и на бросках. А насчет эзотерики… - ну что вам, рассказать о секретных энергетических практиках винчун? Я смогу это не хуже этих ваших вьетнамцев – хотя бы потому, что лучше знаю русский язык. Врожеднное узкоглазие сао по себе не является гарантией ценности материала – но я тоже с рождения узкоглаз. Так в чем же дело? Что я не во вьетнамской деревне родился, а в русском городе? Именно поэтому я не имею права разбираться в кунфу? Или вы считаете, что просидев у вьетнамца четыре года, вы узнали о винчун больше, чем я за десять лет постоянных спаррингов с ними? Кстати, когда у меня был свой комплекс залов, я держал и штатного инструктора по винчун. И ановские ребята постоянно вели в моих залах семинары по винчун. И с Аном мы некоторое время в соседних залах работали, друг другу не мешая. Или Ан не вьетнамец? Или он Ип Мэна не видел? Или Ан винчуна не знает, будучи патриархом этого стиля?

ВИДЕЛ Я ВАШ ВИНЧУН, еще раз говорю. Где видел – тоже уже сказал.

У меня тоже есть вопрос к вам, Серый Пес – скажите, обязательно ли искать в собеседнике признаки идиотизма, если его точка зрения не соотносится с вашей? Воспоминанием о "разбитом носе" я пытался лишь проиллюстрировать то, как влияет на сознание изучение БИ методом "глубокого погружения". То, что навыки срабатывают автоматически – даже после двух недель тренировок. Я хотел, чтобы вы представили себе, как укрепятся эти навыки за плгода. Вы этого не поняли – да по-моему, просто не захотели понимать. Вам было более просто (не хотелось бы сказать "выгодно") представить меня неким кровожадным идиотом и начать полемизировать уже с этим, созданным вами образом. Вы что, не читали моих работ? Не общались со мной раньше? Вы что, думаете, что за эти десять лет, прошедших с того момента, я ничему более не научился? А если бы я вспомнил о том, как в три годика назло бабушке горшок на пол перевернул? Я даже и представить не могу, в чем бы тогда вы меня обличали!

Неужели у вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО создалось впечатление, что для меня главное – морду набить, а там и трава не расти? Почему у вас всегда только "или-или", никак не могу понять. Почему вы считаете, что если человек умеет драться, он тут же перестает уметь думать? По крайней мере, он хотя бы не пропускает ударов по голове, что только способствует мыслительному процессу – но никак не наоборот. Сколько и чего я ни писал и ни говорил, я никогда не отделял от умения драться ни культуру движения, ни энергетику, ни психотехники – разве не так? С какой же стати вы теперь решили поговорить со мной, как с перекачавшимся гопником? Или вы серьезно думаете, что разбитый нос – предел моих мечтаний? Не скрою – больше всего мне не понравился именно этот ваш "сюжетный ход". Вы меня оскорбили, - разве нет? - просто для того, чтобы втиснуть в свое письмо еще парочку дежурных лозунгов. Я просил бы вас быть более внимательным, и реагировать именно на слова собеседника, а не на то, что вам выгоднее было бы от него услышать. Иначе я тоже начну "кунфу на словах" – а в этой сфере, насколько вы знаете, опыт у меня большой. Но разговора уже не получится.

Возвращаясь к сути разговора, я опять повторяю, что то, что вы называете обучением - даже в новом письме, я снова упрямо назову практикой. Поймите меня хоть на этот раз, очень вас прошу. Прочитайте хотя бы то, что сами написали. Потому что упомянутое вами "обучение" сводится к освоению все новых и новых вариантов использования базовой техники, наработке все более тонкой и "быстрой" чувствительности. Это выгоднее и лучше всего ставится в спаррингах, причем с разными людьми, а вовсе не повторением каких-либо упражнений – то есть, практикой, практикой и еще раз практикой, черт возьми! При этом ваш пример насчет иностранных языков явно неудачен, поскольку опять же только укрепляет мою позицию: уж языки-то мне учить приходилось. И я могу сказать уверенно (да и любой преподаватель скажет), что год интенсивной языковой практики гораздо полезнее и содержательнее четырех лет сидения за партой.
Насчет же практики винчун, то я могу только повторить еще раз – за полгода изучается база движения и навыки ее применения. Так. Ну а потом – что же их, винчунистов-то этих - солить? В штабеля складывать, пока война не грянет, что ли? Они живут в своих частях, у них продолжается практика все того же винчун, как занятия всем хорошо знакомого, они "общаются" с офицерами, которые тоже любят хороший спарринг (так и слышится: "На первый-третий рассчитайсь! Третьи номера – ко мне…"), и т. д., т.д, т.д., любимые ваши т.д., – до полного удовлетворения. Надеюсь, вы понимаете, что сейчас я не по источникам пишу? Просто это логично и естественно. Не стоит представлять себе БИ вне течения обычной жизни тех людей, которые ими занимались. Я не думаю, что среди этой массы не найдется людей, которым винчун понравился даже в такой жесткой форме, и если столбы не заставит вкопать начальство (забудет, например), они вкопают их сами. И будут продолжать практику – а некоторые станут и учителями. Кстати, еще Ип Мэна, если судить по его воспоминаниям, тренировали приблизительно так. И традиции не надо будет передавать каким–либо хитрым способом – если все вокруг делают винчун, это происходит само собой. Жизнь продолжается, - это же так просто! А то, о чем вы говорите, возникает уже на этой почве – как искусство чайной церемонии из заварки солдатского чифиря…

…Вы знаете, как бывшие зеки иногда заваривают чифирь, чтобы повспоминать? Ощутить, из чего вырвались, где выжили? Почувствовать, как мало человеку иногда надо для счастья? Подумать о бренности всего земного, наконец? Чем они хуже тех насквозь дзенских самураев, которые тоже каждый день под смертью ходили и от понятий на шаг отойти не смели? С чайной церемонией, хочешь не хочешь, прямая ассоциация (тем более, что чай там такой же горький). С котелком на костре. С циновками прямо на сырой земле. Со знаменитой Плачущей вазой, сделанной двумя взмахами меча из колена бамбука. Насколько я помню, она после этого много раз переходила из рук в руки, просуществовала столетия, а однажды была продана за 60000 ре. И ценили ее вовсе не за сложность отделки, дороговизну материала или мастерскую работу, ведь так? Уникальность ее заключалась вовсе не во внешней форме – и уж точно, с годами она сложнее не становилась…
И все эти варианты, о которых вы говорите – действительно, один человек может и не успеть их придумать, да и незачем. А вот несколько тысяч (а было их, кстати, побольше) винчунистов сварганят все эти вариации без особого труда и за достаточно короткое время, - даже не заметив: просто каждый делает базу так, как ему удобней. Кому-то этот прием нравится, а у кого-то не удается. Потому что один худой и длинный, а другой невысокий и толстый. Ненужное выкинем, а подходящее разовьем. Каждому свое. Все просто – на том и свет стоит.
Вы говорите с таким пылом, как будто я пытаюсь заставить вас идти бить кому-то морду или что-нибудь в этом роде. Вовсе нет, успокойтесь; но вы же и сами прекрасно знаете, что и в каратэ полно таких, кто кроме этого ничего не хочет, и в винчун, и даже в айкидо. Просто каждый видит свое и учится своему. Изучите базовую технику, изучите ее быстро и хорошо – а затем вылизывайте ее, сколько вашей душе угодно и как вам угодно – но все равно это будет не что иное, как практика, ваш способ практики. Согласитесь – разбирать и подгонять движения, зная их все, гораздо выгоднее и удобнее, чем учить каждое из них по нескольку лет – а потом заново сводить с тем, что изучено раньше. Вы ведь не такое обучение имели в виду, не так ли?

Видите вы в винчун сакральный смысл – воля ваша, но от этого его движения сложнее не становятся, и их по прежнему может выучить любой крестьянин. Не за месяц, так за два. НУ НАЗОВИТЕ МНЕ ХОТЬ ОДНУ ТЕХНИКУ ВИНЧУН, КОТОРУЮ ЗА ЭТО ВРЕМЯ ИЗУЧИТЬ НЕЛЬЗЯ!!! А потом ее нужно практически нарабатывать, - ПРАКТИКОВАТЬ! - добиваясь той самой тонкости, о которой он на словах даже расказать не способен. Я вообще ошарашен вашей реакцией – вот, о своей системе я постоянно твержу что она очень простая, и считаю это неплохой рекламой, а вы наоборот, хотите усматривать во всем какие-то сакральные сложности. Повторяю – воля ваша. Каждый сам наполняет свю технику тем, чем хочет ее наполнить – и согласитесь, тупой мордобоец сплошь и рядом может уложить утонченного эстета. Это же правда, как бы это ни было противно всем окружающим. Это, увы, даже скорее правило, чем исключение. Или вы не видели тупых винчунистов? Я видел – причем поверхностной "эзотерики" у некоторых из них было побольше, чем у других. Патриарх Ан, кстати, красноречием не блещет. И тренировки основывает как раз на "грубой" физической качке, без которой жесткий цигун просто невозможен. Запомните это, кстати, пожалуйста. Потому что боевая энергетика – это прежде всего жесткий цигун. Особенно в ударных стилях, к которым винчун как-никак относится. Особенно при классической тактике винчун, которая без силы и скорости – ничто. При всей вашей чувствительности. В этом плане винчун не слишком отличается от других стилей – прежде чем вы поймете, как обходиться без "грубой" силы, вам придется довольно долго пользоваться именно ею и именно против такой же грубой силы – иначе вы гораздо дольше будете постигать ее природу. Ановский винчун – тому яркий пример.

Отмечаю специально – я не говорю здесь, что тупым быть лучше – просто даже тупой человек ищет путь, наиболее соответствующий его собственному мировоззрению и достигает на нем каких-то результатов. Всегда достигает, заметьте – потому что это уже не вопрос ума, а вопрос трудолюбия. Даже в рамках того же винчун это вполне реально. Сила, скорость и упорство очень много значат - и не только в винчун.

Умник не обязан победить только потому, что он умник, согласитесь. Тем более если он боится что-либо придумать сам и во всем полагается на чужой авторитет(кстати, тогда он вовсе не умник, а обычный попугай). Как можно называть что-либо искусством, если в нем нет места творчеству? Неужели настоящее искусство игры на фортепиано для вас заключается в десятилетнем повторении гамм? Я читаю ваши письма очень внимательно, и совершенно не склонен так думать. Но почему умные люди постоянно пытаются отодвинуть сроки окончания обучения? Боятся принять на себя ответственность за свои шишки? Почему всем так хочется подменить татами партой? Конечно, щеголять теоретическими познаниями приятнее, чем показывать, умеешь ли ты что-нибудь на деле. А ты в драке докажи эфективность чи-сао против бокса. Тут-то почему-то все и киксуют, тут-то и начинают говорить, что "недоучились", что если бы посидели за партой еще годик-другой, то узнали бы еще новые секреты и тогда.

Не в недостатке знаний здесь дело, а в недостатке практики. Знания эти сегодня можно все вычитать из книжек – что же вы к мастерам идете? Ведь сами же знаете, что про винчун много написать трудно. НЕЧЕГО ТАМ ПИСАТЬ-ТО!!! Стиль простой, простейший, экономичный – именно гениально простой. Но вас это не почему-то устраивает. Конечно, вам же не десять лет. Это десятилетний пацан не имеющий предрассудков, с восторгом ухватился бы за эту идею, а потом побежал бы драться – даже если бы у него не получалось. Но вы слишком взрослый. Вы не хотите драться – тем более, что это действительно опасно. Тем более, что вы почему-то сразу вспоминаете о пивных и темных подворотнях – и на основании этого отказываетесь даже от спарринга со своими знакомыми в светлом зале. Вы БОИТЕСЬ. Вам хочется ГАРАНТИЙ. Вам хочется все так сразу выучить, чтобы осечек не было. Чтобы они были невозможны. Секреты вам нужны, тайные знания. То есть, волшебная таблетка вам нужна, одиозная и пресловутая. И вы идете к мастеру, надеясь найти у него недостающий балласт для загрузки мозгов.

А между тем, ценность мастера заключается только в возможности передачи его практического опыта. А вы мастера этого пальцем тронуть боитесь, хотя деньги ему исправно платите. Чего бояться-то? Натолкните его на эту мысль, попросите поработать. Если откажется, спросите, как это заменить. Пусть думает. Пусть привыкает к мысли о том, что он должен отработать эти деньги. Вы сами создали ситуацию, в которой за такие заявки будете биты и изгнаны с тренировки. А если бы все ученики заявили то же скмое, куда бы он делся, мастер этот ваш? Что бы он кушал, этот великий и неприкосновенный?

Куда бы он делся от спарринга, если бы без него преподавать не мог? У нас русских инструкторов, особенно неаттестованных, дело обстоит именно так: не можешь – почему учишь? И каждый, кто в зал приходит, требует – покажи! А ко всем этим забугорникам совершенно другое отношение – пожалуйста, только будьте, только снизойдите, мы вам сами в конвертике принесем. И несут – баксами, сотнями несут. Даже если он просто в углу сидит и с важным видом кивает.

И будут нести – независимо от того, хороший он учитель или нет, уважает он учеников или нет, учит он или просто пристроился тут… Эх, Россия!!! На словах-то вы все патриоты, а на деле только и ищете незанятую задницу, чтобы без помех ее вылизывать. Чего же удивляетесь, что весь мир к нам задницей повернулся? Что просили, то и обрящете – вот вам и весь сказ! Чем же вы недовольны?

Если бы вы спарринговали с вашим вьенамцем, то в этом был бы смысл – а так получается та же книжка, только косноязычная и на двух ногах. Вы фактически не используете потенциал мастера. С ним надо не разговаривать, а работать. По морде от него получать, как бы это ни было противно. И при этом сохранять способность анализировать, как это происходит, и иметь смелость и настойчивость раз за разом повторять эту ситуацию, до тех пор, пока вы не сумеете найти защиту. Я учился именно так, и честно вам скажу, что большей радости, чем тогда, когда я понимал, что мой учитель НЕ МОЖЕТ в меня попасть, я никогда не испытывал. Значит, я смог! Я ВЫУЧИЛ! Действует!

Но, научившись уклоняться от ударов учителя, я еще больше его уважал. Потому что наглядно видел свой прогресс, действенность своих техник и , что главное – доверие учителя ко мне. Он открыл мне то, что чужому не откроют. Я могу его побить. Я УЖЕ дерусь лучше. Но я не стану его бить Я не могу. Не хочу. Это все равно, что престарелого отца ударить, который тебя вырастил - просто потому, что ты уже вырос и стал сильнее. Это свинство, скотство – это предательство. Хуже нет дела, чем предать доверившегося тебе человека. В этом сила традиции – и это основа любой традиции, хребет всех традиций и школ. Именно это, а не какие-то там секреты.

И поэтому наращивание дополнительных "классов" в здании школы БИ необходимо только для того, чтобы привить белому человеку соответствующую культуру и мировоззрение, без которых спошь и рядом непостижимы не только психотехники, но и даже принципы тактики боя. Потому что белый человек, несмотря на все свои "Мерседесы", "Ролексы" и "Гуччи" - а может и благодаря своему пристрастию к ним, - превратился в совершенно бессовестную и беспринципную скотину, "белую обезьяну", ни на чем не способную сосредоточиться и постоянно думающую лишь о собственной скорейшей выгоде. Именно поэтому зачастую приходится говорить о годах, а не о месяцах занятий – тем более что белый человек вовсе не склонен жить в этом искусстве постоянно, а ЗАНИМАЕТСЯ им пару раз в неделю. А потом возвращается к своим друзьям, имеющим совершенно другие ценности, и к обыденным делам, за которыми забывает большую часть того, что увидел на тренировке. Так – шаг вперед, два шага назад, - можно заниматься очень долго – и даже привыкнуть "заниматься" именно так, безо всяких претензий на какие-либо успехи. И при этом быть преисполненным чувства эзотеричности всего этого – как многие из знакомых вам мартыновских винчунистов. Самое грустное, что таким образом боевые искусства постепенно встраиваются в тот бизнес-комплекс, который вроде бы должны были изменить. Становятся одной из привычных обезьяньих игр, обрастают обезьяньими првилами и расхожей обезьяньей эзотерикой. А мастера постепенно привыкают просто брать деньги, соответствуя своему новому общественному положению. И становятся "желтыми обезьянами".
Вот и все о тенденциях. Я об этом уже говорил не раз.

Я тоже беру деньги за занятия. Я живу только за счет этого. Но я не хочу врать – ни из чувства "корпоративной солидарности", ни из страха перед какими-то авторитетами – я этого не умею. Я умею драться. И умею учить драться. Этим я и занимаюсь – потому что, сколько бы поколений не сменилось, какой бы строй ни пришел на смену сегодняшнему, люди всегда будут драться, всегда будут хотеть научиться драться и всегда будут учиться этому. Отбросьте всю шелуху, вспомните, с чего все началось – посмотрите сами. Искусство драться это вовсе не искусство бить морды. Не стоит сужать угол зрения, не стоит одевать шоры. Смотрите шире. Так больше видно и более понятно.

Подумайте, для чего изначально была предназначена ваша Большая Королевская Печать. Чтобы ПЕЧАТИ ставить. А не орехи колоть. Почему же при разговоре о БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ вы не считаете, что они ДЛЯ БОЯ предназначены? Почему? Почему вы ИМИ орехи колете? Мозги компостируете? Очки втираете? "Эго" почесываете?

Почему в ответ на вопрос о драке опытная инструкторша винчун с десятилетним стажем, Елена М., говорит мне: "Чтобы понять, как устроен паровоз, не обязательно ложиться на рельсы"? А что, разве машинистов обучают именно так? На рельсах рядком укладывая? В Жел-дор-училище имени Анны Карениной?

Почему вы так стремитесь все довести до крайностей? Как слова оппонента, так и собственное понимание своего БИ?

Почему она не додумалась до того, чтобы зайти в кабину? За ручки подергать? По шее за это получить? Наконец, дядю машиниста спросить, зачем эта штука – не с перрона, а "изнутри" кабины? В процессе, так сказать, производственной практики? Или она на паровоз медитировать хочет? А может - молиться?

А чем паровоз, как феномен земного существоания, как СИСТЕМА, от винчуна отличается? Тем, что действует, что ли? Тем, что делает именно то, для чего задуман? С грязью и копотью – но делает?

Почему вы все только со стороны рассматриваете? Почему, изучая паровоз, грязи-копоти боитесь, ручки не замарать стараетесь?

Чистенький-новенький, он, конечно приятнее – но если ездит, то уж чистеньким и новеньким никак быть не может. Практика –вещь суровая. И сплошь и рядом - грязная. Когда не хочется руки в грязь совать, а НАДО. Не подмажешь, - не поедешь.

Неужели вам с перрона понятнее, как ходят паровозы?

Ну и нефиг тогда обижаться, когда вы так на перроне и остаетесь. В колокольчик звонить да билетики компостировать. Да и мозги заодно – доверчивым пассажирам.

И не забывайте – ваши билетики кому-то нужны, лишь пока кто-то водит паровозы. Чумазый и грязный – а водит. Потому что люди приходять ЕХАТЬ, стоять в вашей компании. Именно поэтому пассажиры на вашем перроне появляются. Не будет чумазых – не будет и паровозов. И билетов тоже не будет. И в колокольчик звонить не понадобится. Пойдете вы тогда на все четыре стороны. На своих двоих. Дай бог, чтоб не взашей…

ИСКУССТВО ДРАТЬСЯ – ЭТО ИСКУССТВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ СВОИ ПРОБЛЕМЫ. Мордобитие – это только начало. Так сказать, база стиля.

Мордобитие - простейшее и примитивнейшее средство, если вы ни на что более не способны (ПОКА). И как мощнейшее средство для придания вам уверенности в своих силах. Поскольку для многих проблем, в которых увязать надолго нет смысла, оно весьма эффективно. И – действует! И заставляет считаться с вами! Говорить с ваии сплошь и рядом будут лишь тогда, когда вас боятся ударить – вы что, не сталкивались с этим? Ну а раз стали говорить, то могут и выслушать. И даже понять что-то.

Я не склонен считать себя выше или ниже других по наличию или отсутствию эзотерики и энергетики в технике, хотя у меня этого довольно много даже в общей программе. Хороший, "думающий" борец или боксер для меня столь же ценная личность, как и мастер дзен. Хороший, честный человек – тем более. Если человек заинтересуется, если почувствует прямую взаимосвязь между техникой и психотехникой – вот тогда я ему все расскажу и покажу – и, кстати, постараюсь сделать это как можно проще и понятнее. Это вполне возможно.

Насчет ваших разъяснений по практике винчун – год хорошей работы с разными партнерами разной степени подготовки выставит вам все названные вами качества в комплексе так, как вы по отдельности их никогда не выставите – тем более, что вам потом еще и придется сводить это все вместе. По моему, гораздо проще это изучать именно на спаррингах разного уровня сложности – при том, что ни на каком тренажере нельзя выставить удар лучше, чем на живом человеке. По большей части меня учили именно так – а то, что научили, я вывожу из того, что до сих пор обыгрывал всех виденных мною винчунистов и по технике и… по драке, - скажем так, что ли. На их условиях, причем. А вот, кстати, в этих ваших упражнениях мне со многими из них сравниться было тяжело – при том, что в спарринге я их превосходил. Потому что технически у меня база более обширна, в конце концов – даже в той же технике рук, даже без захватов и бросков. Недавно мне пообещали привести винчуниста с двадцатилетним стажем – но вряд ли и тогда мне придется менять свое мнение о винчун, поскольку речь так или иначе будет идти опять же о громадном практическом опыте конкретного человека, а вовсе не о каких-то скрытых секретах самой системы.

Все секреты скрыты в базе. Иначе система не сможет развиваться, а секреты будут трудно применимы.

И высшая техника является ни чем иным, как той же самой базой, - до блеска отточенной, сплошь и рядом поставленной с ног на голову - но тем не менее. И я не вижу причин, чтобы неоправданно увеличивать продолжительность обучения – напротив, стараюсь по возможности интегрировать техники друг в друга с тем, чтобы по возможности сократить срок постижения этой базы и максимально приблизить собственную работу ученика с ней. Потому что иначе он может просто не успеть стать мастером – а я хотел бы добиться именно этого.
Насчет того, имею я право о чем-то иметь собственное мнение, или нет – по моему, вообще никаких разговоров быть не может. Может ли пианист иметь свое мнение об игре на гитаре? Или по вашему - нет? Еще раз напомню вам, что я вовсе не "барабанщик" - хотя и среди барабанщиков тоже попадаются виртуозы. Если человек умеет вести мелодию, если виртуозно работает пальцами, если берет сложнейшие аккорды - именно это и свидетельствует о его музыкальном мастерстве. И, кстати, бацать аккордами все-таки лучше, чем несколько лет играть одни и те же гаммы. Это, кстати, можно делать и одновременно – будет вам и практика, и обучение, и очень быстро. Я, кстати, на пианино тоже учился играть, и уже играл довольно сложные этюды. Так я вам скажу, в чем была основная моя трудность – вместо того, чтобы научиться читать ноты, я их выучивал. У меня просто очень хороший слух и музыкальная память. И вот - я мог сыграть заданный этюд, но не мог читать с листа. А меня все УЧИЛИ, УЧИЛИ, УЧИЛИ…

Кончилось это тем, что я просто перестал успевать за другими, кто все-таки научился "читать" ноты. И я бросил пианино. Так же, как бросают БИ многие люди, которые УЧАТ приемы вместо того, чтобы ПРАКТИКОВАТЬ их – то есть, чувствовать боевую ситуацию. То же и с языками – уже после ухода из института мне пришлось долгое время работать переводчиком. Говорил я с акцентом, говорил "неправильно" – но меня понимали и я добивался абсолютной точности в передаче информации – другими словами, другими конструкциями, пусть и неверными. Но вот однажды я пригласил своего ученика-МГИМОвца на беседу с Джуном Ри. Парень знал английский, у него были пятерки – НО БЕСЕДОВАТЬ ОН НЕ СМОГ. Пока он составлял в уме абсолютно праильную фразу, "поезд уходил", разговор уже переходил на что-нибудь другое – а я со своим "пиджин-инглишем" успевал и сказать, и послушать, и добавить от себя, и перевести слова других людей.

Кончилось тем,что он оставил эти потуги и стал пользоваться моим переводом, как и все.

А меня, кстати, по-английскому в институте не аттестовали. Еле-еле уломал преподавательницу на зачете…. Зато болтать умел со скоростью пропеллера. Ну и что,что неправильно – я за американца выдать себя не пытаюсь. Главное, не чтобы "правильно", а чтобы "понятно". Так и в боевых искусствах – главное не чтобы "правильно", а чтобы действовало. А если действует, - то уже НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕПРАВИЛЬНЫМ.

Дорога ложка к обеду. А практика постепенно дошлифует неровности.

Но вернемся к боевым искусствам.

Вы что, считаете, что мастер каратэ не сможет оценить мастерство дзюдоиста? Или мастер винчун не сможет оценить мастерство боксера?

Почему же вас, товарищи адепты, так умиляет суждение мастера БИ о балете, стихах или о музыке, но вы постоянно возмущаетесь, когда кто-то начинает судить о ваших мастерах и методиках? Почему в БИ так не любят критику и постоянно пытаются перевести ее в ругань? Если все гениальное – просто, то почему вы стремитесь все более усложнить даже то, что было простым изначально? Вам что, - сложностей не хватает? Тумана? В тумане прятаться легче от своих проблем, что ли?

Виртуоз овсегда оценит виртуоза, мастер – увидит мастерство. Чтобы судить о чем-то, нужно лишь обладать большим опытом в сходной деятельности – не более. И иметь опыт работы с разными стилями, чтобы отсутствие привычной стойки или набора приемов не резало глаз. В конце концов, это ведь боевые искусства – а главного критерия их ценности, то есть боевой эффективности, никто не отменял. И именно она прежде всего является главным аргументом в спорах об эффективности того или иного метода подготовки. Равно как и доступность и простота методики, о чем вам, адептам почему-то свойственно забывать. Чрезмерно сложная методика никогда не получит ни государственной поддержки, ни массового распространения.

Насчет отработки ударов – я именно это и сказал, разве не так? Прочитайте еще раз, сравните, наконец, ваш ответ с моим письмом – непонятно, о чем тут спор? Каким образом я мог вас задеть? Только вот обычно все-таки принято идти от простого к сложному – то есть, выставить хотя бы один уверенный удар, пусть и простейший, а потом развивать все доступные его варианты. То же относится и к защитам – и все вместе вполне соответствует тому, что я написал. Иначе будет типичный "бархатный кулак" – тысяча приемов, а ни один не действует. Или вы считаете, что знать тысячу приемов лучше, чем владеть одним? Так я видел прекрасных борцов и бойцов, которые всех валили одним и тем же приемом – и самое обидное для противника было именно то, что он прекрасно ВИДЕЛ, что сейчас будет, но ничего не мог поделать. С кулачным боем – то же: в син-и только пять базовых форм, но это один из крутейших боевых стилей. И даже сегодня, когда я прихожу в гости к своему учителю син-и, я получаю от него столько "грубых" прямых ударов, сколько перед этим не наполучал за год ото всех, с кем за это время мне приходилось работать.

Это кстати, очень даже подходит и для разговора о каратэ – там этот принцип гениальной простоты почитается тоже. А коль скоро вы спросили у меня, почему народ может врезать, но не знает ни защит, ни уклонов, то я вам и ответил, почему. Ваше дело, участовоать в соревнованиях или нет – но для большинства людей, особенно молодых .соревнования остаются и мерилом уровня бойца, и образцом. И опять же и в этом случае я нисколько не задевал вас – ваше дело, еще раз говорю, сколько и чем вы будете заниматься. И уж тем более – как. А уж как я отношусь к спорту сам, – вы прекрасно знаете, тут по-моему, даже повторять не стоит. Но соревнования и сборы нужны – хотя мое понимание этих мероприятий очень отличается от спортивного (вовсе не в сторону кровожадности, уверяю вас – скорее в сторону общей содержательности для их участников). И если мне удастся развернуть ассоциацию – я соревнования, а прежде всего сборы, проводить буду обязательно.

Теперь насчет буддистов – никогда не думал, что они шуток не понимают, тем более что сам буддист. Или они предпочитают изыскивать все новые причины для этих самых страданий? Зря, зря. Без этого вполне можно обойтись. Чего я вам и желаю – от души.

С уважением (честное слово!)

Ю.Ю.

P.S. И извините меня, пожалуйста, если опять что нибудь не так – но мое мнение тоже не с потолка взялось, и подтверждается всем моим опытом. Покамест у меня не было никаких причин его менять. А насчет простоты винчун – вы же знаете, что все гениальное – просто. Здесь как раз тот самый случай.

Еще раз до свидания.

Жду ответа.

Ю.Ю.

Перейти к последней на сегодня части "Вопросов и ответов"

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz