КОНТЭН техника реального боя
 
КОНТЭН :: Статьи / ЧТО У НАС ЕСТЬ…
 
 
Внимание - с 2005 года сайт переехал на адрес conten.ru, а форум, соответственно на conten.ru/forum/

Ссылки тоже изменились - вот некоторые:
расписание занятий по КОНТЭН в разных городах,
семинары по КОНТЭН,
статьи по боевым искусствам,
вопросы от читателей по рукопашному бою, выбору стиля, тренировкам...,
видеоролики боев, уличных драк, тренировок,
мастерская - обмен боевым опытом,
магазин спортивных товаров и книг, а также много другого, не менее важного.

Меняйте закладки в своих браузерах и... добро пожаловать!

ЧТО У НАС ЕСТЬ…

…вы обругали, по-моему, все школы и стили, которые есть!
…То есть, по-вашему, есть только одна хорошая школа - ваш "контэн"?
Из недавнего разговора.

Да. Виноват. Я много, долго, часто и с удовольствием ругал другие системы. Благо было за что. Все, что я сказал в адрес каратэ, дзюдо, самбо, бокса - далее по списку - я готов подтвердить.
Тем не менее, я вовсе не хочу сказать, что хороших стилей нет. Как говорится, их у нас есть. И много. Вот о них и будет эта статья.
Итак.

Русские системы

Система Кадочникова:

Военно-прикладная разработка, основанная на рациональном применении двигательных возможностей человека в ближнем бою, с использованием обычных для спортивных единоборств уязвимых мест и слабостей тактики, а также привычных двигательно-психологических стереотипов, правил и ограничений, которые боец умело использует против своих противников.
Кадочников утверждает, что в основу этой разработки положен комплекс САМОЗ, созданный в двадцатые годы красным командиром Спиридоновым. Однако известно, что САМОЗ был крайне прост, поскольку предназначался для обучения рядовых военнослужащих, чего о системе Кадочникова никак нельзя сказать. Однако же сам Кадочников часто сообщает и другие, весьма противоречивые сведения, по которым его система является "усовершенствованным джиу-джитсу", распространенным в начале века среди офицеров царской армии.
Так или иначе, система Кадочникова преподается и пропагандируется в России примерно в течение десяти лет, но почти не вышла за ее пределы по причине недостатка квалифицированных инструкторов и определенной методики тренировок. Упомянутый выше недостаток инструкторов возник вследствие неорганизованности школы и разлада среди старших учеников мастера, - Ретюнских, Лавров и др. - отколовшихся от него с целью развития собственных вариаций системы или саморекламы. Эти инструктора сейчас все более склоняются в сторону демонстраций и показательных выступлений, заботятся более о зрелищности техник, чем об их боевой эффективности, в результате чего их умения все более отрываются от реальности и утрачивают военно-прикладную ценность.
Сам Кадочников в последнее время постепенно превращает систему в некое русское подобие айкидо, где все действия производятся замедленно, противники не оказывают никакого сопротивления, а техники становятся формальными и условными, или превращаются в нечто наподобие цирковых трюков. Тем не менее, судя по материалам семинаров, проводившихся Кадочниковым в ФСБ и Академии Министерства Обороны, можно сделать уверенный вывод о высоком боевом потенциале системы, особенно в условиях ближнего боя или боя в стесняющих обстоятельствах (в воде, глубоком снегу и т.д.).
Судя по арсеналу технических действий, принципам взаимодействия с противником и некоторым упражнениям, немалую роль в создании этой системы сыграли методики классического японского дзюдо, китайского тайцзи-цюань (скорее всего, стиля Чэнь) и некоторых корейских методик, в частности старинного стиля тэккен, превратившегося в начале века в уличную детскую игру и в этом виде широко распространенного среди корейцев Сахалина и Приморья.
Достоинства:
Они несомненны.
1. Высокая полезность и эффективность этой системы в качестве гимнастики, растяжки и методики общего развития.
2. Рациональность, естественность и скрытность движений - наиважнейшие качества в реальном бою. КПД приемов при исполнении самим "дедушкой" очень велик - практически нет ни одного лишнего движения, но они до последнего момента не производят впечатления угрозы.
3. Система включает в себя как бросковые, так и ударные элементы, легко соединяющиеся и перетекающие друг в друга, причем траектории движений не позволяют даже опытному противнику четко предсказать действия бойца.
4. Система Кадочникова не скована никакими спортивными правилами и, в частности, технически и тактически приспособлена для боя против нескольких противников, что обязательно для реального боя.
5. В системе имеется большое количество оружейных техник, а также техник работы подручными предметами. Работа подручными предметами в системе Кадочникова на мой взгляд является наиболее детальной из известных мне разработок.

Однако, при этом…
Недостатки:
1. Отсутствует отработка и постановка жесткого концентрированного удара. Сам Кадочников, что примечательно, бить умеет, и бьет коротко и очень жестко, применяя технику, весьма схожую с тайцзи-цюань школы Чэнь. Движения же его учеников (например, Ретюнских, создавшего собственную федерацию) гораздо более расхлябанны и ориентированы не столько на удар, сколько на шлепок или толчок. В их исполнении техника тяготеет к борцовским воздействиям и борцовской тактике, то есть перестает быть универсальной, возвращаясь ко все тому же самбо.
2. В обучении ставка делается все-таки на самозащиту, а не на немедленное подавление противника встречными атаками и контратаками, необходимое для реального боя. Благодаря этому боец должен сильно превосходить противника по технике и боевому опыту. Не столько сложность, сколько непривычность движений также затрудняют их восприятие и требуют индивидуальной работы инструктора с каждым учеником, что делает систему малоээффективной при малых сроках обучения и больших количествах обучающихся - например, в армии (это - к вопросу об общеармейской направленности стиля).
3. Большинство действующих сегодня инструкторов преподают систему Кадочникова весьма условно, по причине того, что сами не способны применять ее в бою. В результате ставка делается прежде всего на показательные выступления, а приемы превращаются в трюки и фокусы, и отбираются для изучения с точки зрения зрелищности, а не эффективности. При этом стоит заметить и то, что удары становятся еще более условными.
4. В качестве противников на показательных выступлениях и в фильмах обычно выступают люди, пытающиеся применять приемы каратэ - при этом никогда не проводятся серии ударов, а сами удары проводятся не только условно и замедленно, но и с неверной, зачастую излишне большой дистанции,. Примечательно, что почти никогда техника не демонстрируется на боксерах, и никогда - на самбистах или вольниках: то есть, желательно, чтобы противник не умел бить сериями, при этом быстро перемещаясь, и уж совершенно необходимо, чтобы он не умел бороться. То есть в качестве противника должен выступать только дилетант, причем желательно пьяный. Эх, всем бы нам таких врагов!
5. Условно-замедленное исполнение приемов и неверная дистанция ведет к их искажению или возникновению неверных поведенческих стереотипов. Исчезает стимул к поиску коротких и жестких вариантов, которые наиболее эффекивны в реальном бою. Так, в результате человек не сможет "обработать" реальный концентрированный удар хорошего каратиста-контактника или боксера. Многие техники искажаются так, что становятся опасными в результате их применения - так, с моей точки зрения, недопустимо хватать лезвие ножа руками, прижимать его к груди или избегать удара ножом посредством… втягивания живота. Такое может сработать только у ОЧЕНЬ большого мастера и опять же, лишь против абсолютного неумейки - любой человек, который не вчера взял нож в руки, выпустит вам кишки. Особенно если будет бить не с двух показушных метров, а с реального полуметра.
6. Основой отработки является исполнение техник без силы и на самой малой скорости. Приемы выполняются только против одиночных атак, противник никогда не пытается провести контрприем или даже устоять на ногах. По моему, это и является причиной упомянутых выше искажений и иллюзий. Любой нормальный человек падать НЕ ХОЧЕТ: сопротивляется, цепляется за ваши волосы или одежду, - как это обычно и бывает в настоящей драке! - что уже само по себе не даст большинству современных "кадочниковцев" провести ни одного приема.
7. Отработка в этом ключе никогда не сделает человека реальным бойцом, прозанимайся он хоть десять лет. И действительно - если сам Кадочников драться может, то даже его старшие ученики в основном показывают трюки и фокусы радостной аудитории. Таким образом распространяется и пропагандируется не боевая система, а некое "русское айкидо" - хорошее времяпровождение, физическое и духовное развитие, повышение самооценки и уверенности в себе - но не та прикладная, эффективная система драки, которая была изначально обещана.


ВЫВОД: занятия системой Кадочникова безусловно эффективны и очень полезны для раскрытия неизвестных двигательных возможностей, - но только в качестве вспомогательной методики - т.е разминки и гимнастики с боевым уклоном. Однако система спарринги внутри секции не только не дадут вам боевого опыта, но и могут создать указанные выше искажения и иллюзии, при том, что на таком же, как и вы, "кадочниковце", вам не удастся в бою провести большинство приемов этой системы. То есть, боевой опыт все-таки лучше будет набирать, работая "на равных" с обычными боксерами, самбистами, славяногорцами или уличными драчунами - то есть, теми, кто привык быстро двигаться, умеет хватать и бросать, бороться лежа - а главное, любит сильно и часто бить. Для этого есть очень простой способ - гуляйте по секциям других школ и напрашивайтесь на "пряники". По-дружески, но желательно в контакт и на скорости, близкой к реальной.
В результате указанных выше особенностей преподавания и трудностей обучения применение этой системы в армии в качестве общей рукопашной подготовки становится практически бесперспективным - что бы там ни рассказывали восторженные журналисты.



Система Васильева:

Преподается с недавних пор в Канаде самим автором. Зачин серьезный - выпущены несколько неплохих, детальных учебных фильмов, обучено несколько ассистентов, проводятся семинары и аттестации.
По словам Васильева, эта система является военно-прикладной разработкой, успешно применявшейся при обучении различных спецназов (Слово "spetsnaz" даже вынесено на заставку фильма и неоднократно повторяется на всем его протяжении.) и диверсионных подразделений.
Основные принципы действия этой системы практически аналогичны принципам упоминавшейся выше и уже достаточно широко известной системы Кадочникова, чьим учеником и является Васильев. Однако несомненным фактом является более высокая эффективность этого стиля в реальном бою, поскольку Васильев уделяет гораздо больше внимания ударам, в частности атакам локтями и коленями.
ВЫВОД: Насчет "spetznaz'a" сильные сомнения - по причинам, разъясненным выше, для той же системы Кадочникова. Так можно готовить отдельных суперагентов, но наладить поточное производство вряд ли удастся. Система же, демонстрируемая Васильевым, скорее всего является личной разработкой самого Васильева, находящаяся на самой начальной стадии рекламной раскрутки. Так что поживем - увидим. А покамест я с удовольствием закуплю все фильмы Васильева, которые сумею найти - потому, что у "кадочниковцев" с фильмами до сих пор почему-то туго.
И еще - придется относиться к показываемым приемам весьма критически: Васильев (несомненно в целях рекламы) обильно оснастил свое детище множеством чисто показушных фокусов, которые весьма оригинальны и забавны, но в реальных условиях скорее всего обернутся тяжелой стравмой или баже гибелью исполнителя. Реклама, конечно, требует жертв, - но я не хочу стать жертвой рекламы.


Корейские системы

Тэквондо

На сегодня существует три крупных федерации тэквондо: ВТФ, ИТФ и ГТФ. Две последних друг от друга по технике практически не отличаются - именно таким тэквондо и должно было быть по замыслу его создателя Чой Хон Хи. Однако сегодня тэквондо становится олимпийским видом спорта именно в варианте заклятого его врага и конкурента - ВТФ. А это значит, что и основателю и всем прочим придется втискивать свое детище именно в эти стандарты - иначе ни денег, ни славы им не видать. Что ни говори, государственное лобби - это сила.
А что ж это за зверь такой - тэквондо ВТФ?
Достоинства:
1. Техники тэквондо просты, а их количество довольно невелико. При этом система формальных упражнений и комплексов разработана детальнейшим образом. Движения таковы, что один инструктор может контролировать в несколько раз большее количество занимающихся, чем в каких бы то ни было других системах - до сотни и более человек. Генерал Чой Хон Хи придумывал тэквондо для изучения в армии - и, по-видимому, добился, чего хотел.
2.Большое количество ударов ногами и прыжков - прекрасное средство для развития координации движений и чувства равновесия, а также опорно двигательного аппарата.
3. Поединки производятся в контакт, причем удары наносятся как по телу, так и по голове, а поединок после нанесения удачного удара не прерывается, как это и бывает в реальном бою.
4.Правила соревнований таковы, что исполнение более сложных приемов является необходимым условием победы - это стимулирует развитие каждого спортсмена и предотвращает деградацию техники.

Недостатки:
1. Техники спортивного тэквондо, а особенно тэквондо ВТФ, чрезмерно упрощены в угоду зрелищности. Кроме того, во всех спортивных единоборствах допустимы лишь приемы, наименее опасные для соперника - то есть те, которые в реальном бою имеют наименьшую эффективность. Особенно это заметно в ближнем бою, а также в стесненных пространствах. В результате любой боксер просто убьет тэквондоина, даже не задумываясь.
2. Удары ногами наносятся преимущественно по верхнему уровню - при этом в спортивном тэквондо совершенно отсутствут удары по ногам, подсечки и перебивающие удары по бьющим ногам противника. Это значит, что и каратист найдет, что сказать тэквондоину в темном уголке - как бы ловко тот ни порхал. Ведь давно известно, что удар по ноге - одно из вернейших средств превратить крутого бойца в жалкого калеку.
3. Система прогрессивной оценки, когда удар ногой оценивается выше, чем удар рукой (прыжки и повороты добавляют свои, дополнительные "наценки") - приводит к тому, что техника "деградирует наоборот" - в арсенале "выпячиваются" прыжки и пируэты, неимоверные фокусы типа "пяткой по кумполу" - но почти не изучаются прочтейшие вещи вроде прямого удара кулаком. От блоков же и следа не осталось - ведь за них вообще ничего не дают. В итоге выдающийся тэквондоин, многократный чемпион самых разных соревнований практически беспомощен перед кулачными атаками, особенно перед сериями, и в уличном бою, вполне может просто не успеть продемонстрировать свои навыки.
4. Несмотря на то, что удары наносятся в контакт, нокауты в тэквондо крайне редки и более похожи на несчастные случаи, чем на преднамеренные действия бойца. Кто виноват? - Все та же "очковая система": нанести пять слабых ударов выгоднее, чем концентрироваться на чем-нибудь одном. Теперь становится понятно, почему тэквондоины так легкомысленно пренебрегают защитой - но тогда от боевой эффективности не остается уже вообще ничего.
5.В современном тэквондо отсутствуют техники работы с оружием, а также методики боя с несколькими противниками. При этих условиях можно говорить об этой системе лишь как о виде спорта, "восточном единоборстве", но не о боевой системе, и уж тем более не о традиционном боевом искусстве, которым оно никогда не было и никогда быть не собиралось.

ВЫВОД:
Тэквондо - это спорт. Со всеми вытекающими последствиями: красивыми и эффектными, но практически безвредными против опытного человека приемами, куцей тактикой и закулисными сварами. Если хотите научиться драться - идите куда-нибудь в другое место. Не буду оригинальничать - идите в бокс. Толку будет больше. А тэквондо - это такая же боевая система, как и фигурное катание.
Кроме шуток - вы что, не верите, что фигурист с его прыгучестью и растяжкой, не сможет вам заехать ботинком по морде? У него это вполне получится - а может быть, даже сильнее.


Каратэ ВУКО

Или же бесконтактное каратэ, преподаваемое в традициях четырех главных школ - Шотокан, Сито-рю, Годзю-рю, Вадо-рю.
Каратэ - самое старое из восточных боевых искусств в нашей стране. Конечно, дзюдо было раньше, а самбо еще раньше - но то ж был спорт! Каратэ же с самого начала начало развиваться на совершенно других основах: во-первых, как "занятие для себя", а во-вторых, как изощренное искусство драки.
Первые каратисты набивали кулаки до появления чудовищных роговых мозолей и истово верили, что могут одним ударом убить человека наповал. Боксеры и соревнования их разубедили - в большинстве случаев, - хотя отдельные "динозавры" все-таки были.
Прежде всего, на соревнованиях по каратэ удары запрещается доводить до цели. То есть, если ты попал, куда хотел, то ты неправ и будешь дисквалифицирован. Благодаря этому все эти "динозавры" с роговыми кулаками и самурайскими убеждениями вымерли, как "динозаврам" и полагается. Победителями в соревнованиях сплошь и рядом оказывались сообразительные мальчики, умеющие вовремя ударить своим глазом чужой кулак: хозяин кулака дисквалифицируется, а ты получаешь победу. Боевое искусство превращалось в сплошную несуразицу: умеешь бить - пошел вон; не умеешь защищаться - молодец, вот тебе конфетка.
Что из этого могло вырасти - вы сами понимаете. Что выросло, то выросло: из всех ударов руками остался прямой, из всех ударов ногами - прямой, боковой и дуговой, блоки не выжили вовсе, а перемещения… о них сейчас говорят только снобы. Когда в России начали повсеместно проводиться смешанные соревнования, где участвовали представители разных стилей, все участники просто молились, чтобы им попался каратист - его было просто предсказать, еще проще пресечь - и уж совсем просто было набить ему морду - чем с удовольствием и занималась вся эта компания боксеров, самбистов и вольников…
Рекламируется система Кадочникова - бьют каратистов. Конечно же, бесконтактников. Славяно-горица - огребают они же. Боевое самбо - ну-ка, угадаете с трех раз?
Итак, что такое каратэ? Неужто сборище мальчиков для битья, свято уверенных в том, что когда-нибудь наступит и их черед.
Есть ли достоинства у бесконтактного каратэ?

Есть!!!

1. Ката. Эти каратисты действительно изучают ката. Оттачивают культуру движений. И пусть даже их сэнсеи хранят боевой смысл этих движений за семью печатями - знающий человек всегда сможет докопаться до него сам - а значит, сможет и восстановить боевое искусство в его первоначальном виде.
2. Вытекает из первого. Если вдруг в секцию придет некая горилла с мозолистыми кулаками, она вовсе не станет фаворитом тренера и бесспорным претендентом на чемпионский титул в первых же соревнованиях. Такое чучело туда просто не допустят. Умение бить морду в этом случае далеко не самый важный фактор. Это значит, что ни боксеры, ни самбисты ни какие-либо еще гастролеры не могут влегкую насшибать медалей на соревнованиях по каратэ ВУКО - они достанутся тем, кто занимается именно каратэ. А это в наше время уже радует.
3. Школы каратэ славятся упором на физподготовку - причем эта подготовка имеет ярко выраженную направленность. После каратэ вы можете заниматься практически любым боевым искусством - все необходимые основы в вас уже заложены. Кстати, так обычно и бывает.
4. Далеко не все "мальчики для битья" любят быть мальчиками для битья. И если на соревнованиях драться нельзя, то - к черту соревнования. Тех, кто в конце концов выстрадал это судьбоносное решение, очень много - достаточно много для того, чтобы каратэ продолжало считаться боевым искусством, развиваться и сохранять свою популярность.

Недостатки:
С них мы, в общем-то, и начали. Однако эти недостатки - не вина бесконтактного каратэ, а, скорее, его беда. Это по большей части гримасы большого спорта. Что же касается технических и тактических недостатков, то вот они:
1. Пренебрежение техникой самообороны в угоду спортивной. Где броски, которыми славится вадо-рю? Где локти и колени, где жесткие встречные блоки, которыми славится годзю-рю? Если даже сам Фунакоши говорил, что основа каратэ - это захват, куда делся захват из техники Шотокан? И наконец, где техники боя с оружием? Куда вы их дели, Хранители Знаний? Неужто захоронили так глубоко, что сами не можете откопать? Самое смешное, что все это в каратэ есть - но… не изучается. По настоящему боевые приемы на соревнованиях запрещены. Броски запрещены. Блоки не оцениваются - и вот вам результат.
2. Во всех книгах по каратэ упорно рекомендуются к изучению одни и те же ошибки: прежде всего, это пресловутое "вертикальное положение корпуса", делающее невозможным эффективное вложение силы в удар, равно как и уклон от атаки противника, а также взаимную координацию действий рук и ног, без чего немыслимо удачное проведение практически любого приема.
3. Кроме того, стремление постоянно держать корпус вертикально приводит с нарушениям в поясничном и грудном отделах позвоночного столба, постоянно испытывающих поперечные нагрузки при нанесении ударов кулаками. А используемые в традиционном годзю-рю упражнения на статическое напряжение мышц таза и ануса приводят при продолжительной практике к развитию, пардон, геморроя. Каратисты - народ упорный, это все знают - но здесь упорство - далеко не лучший метод.
4. Правила соревнований и тот самый легендарный принцип "одним ударом - наповал" привели к тому, что каратисты практически не умеют бить сериями, их тактика скорее сходна с фехтованием на рапирах: ткнул и отскочил. Таким образом, они не только не могут причинить какого-либо заметного ущерба, но и никогда не отрабатывали защиту от серий. В итоге, любой упрямый и физически крепкий лох вполне может побить каратиста - нужно только как можно чаще размахивать руками и переть вперед, не обращая внимания на удары. И если ему удастся не словить в момент входа встречный в пятачок или в пах, то каратисту будет невесело…
Выводы:
Бесконтактным каратэ стоит заниматься только для того, чтобы выучить ката. Причем лично я рекомендую школу Шито-рю, поскольку там сохранилось наибольшее их количество - аж целых сорок восемь штук. Для этого предпочтительнее будет не идти в группу и смотреть на сэнсэя снизу вверх (такой подход затянет ваше обучение на годы, если не на десятилетия), а найти хорошего парня, даном этак со вторым, и заниматься с ним ката и только ката. Выучив ката, оставьте за бортом все их расшифровки и правила исполнения. Делайте их медленно и быстро, смещайте акценты, как вам заблагорассудится, выворачивайте их задом наперед, направо и налево, каждый раз самостоятельно придумывая новые и новые расшифровки. Это и будет то, что Ояма называл "разговаривать с ката". Гарантирую вам, что при этом подходе вы откроете в каратэ бездну скрытых возможностей.
Что же касается драки, то начинайте с медленных и условных спаррингов - но не в коем случае не навязывайте партнеру свои условия и правила! Пусть это будет боксер, тэквондоин - кто угодно, только не каратист. И подходите к технике так: это должно работать и это может работать. Нужно только найти, где именно этот вариант будет наиболее выгодным. Несмотря на то, что вы работаете с боксером или борцом, постарайтесь все-таки оставаться в рамках именно каратэ, ищите решения именно в его арсенале - и вы обязательно рано или поздно их найдете. Ояма же нашел, в конце концов?
То есть, каратэ - прекрасный путь для бойца-одиночки. сэнсэй


КОНТАКТНОЕ КАРАТЭ

Началось это с кекусинкай - и до сих пор так и не вышло за его пределы, несмотря на старания всяких косиков и ашихар. По крайней мере, на всех их соревнованиях подавляющее большинство техник относится именно к школе кекусинкай. Боксеров и борцов (моих привычных "эталонов") здесь что-то не видно. Скорее всего, это потому, что боксеры слишком склонны бить по морде, да еще, гады, и умеют это делать, а борец просто не даст махать ногами, а сразу завалит противника на пол, где и будет насиловать до окончания поединка. От каратэ останутся рожки да ножки - как, впрочем, и от каратиста.
Странно, очень странно то, что нанесение удара в контакт не только не обогатило технику, но и уничтожило последние остатки какой-либо тактики. Чтобы выиграть бой по стилю кекусинкай, нужно иметь железные бедра и бочкообразную грудь. В этом случае вы сможете не обращать внимание на лоу-кики противника и презирать его прямые удары, которые нацелены обычно именно в середину груди. Боковых ударов руками каратисты делать не умеют, локтями бить запрещено, в спину бить нельзя, а ниже пояса - тем более. Удары ногами в голову опасны лишь на подходе к противнику - если вы подошли на дистанцию кулака, и начали "долбить", то противник просто лишен всякой возможности их наносить. Всякие прыжковые фокусы встречаются лишь в показательных выступлениях - как и ката, которые в контактных видах каратэ знать совершенно необязательно. И вот, если вы обладаете большим избытком здоровья и успешно применяете нехитрую тактику "активного долбления", то вполне можете сделаться чемпионом достаточно крупных соревнований, прозанимавшись всего три-четыре месяца. Нужно только не бояться получать удары. Однако ударов по морде каратисты почему-то не любят, потому и не приглашают боксеров на свои соревнования.
Дайдо-дзюку - это не более чем попытка научить кекусиновцев бить друг друга по физиономии. Асихара-каратэ - это не более, чем попытка научить тех же кекусиновцев бороться. Однако, как нам уже известно, каратисты - народ очень упрямый, и все эти довески приживаются очень плохо, не вписываясь в привычный рисунок боя. Так и долбят друг друга в середину груди, потея, отдуваясь и то и дело лягая противника лоу-киком. Шобы никто не думал, что в каратэ нет техники ног. При этом, как правило, побеждает самый тупой и толстый. Вы думаете, это злобный пасквиль и издевательство? Отнюдь - довольно часто бегемоты с цветными поясами бьются в финалах крупных соревнований - и выносят прекрасных технарей, единственная беда которых в том, что они мало кушают.
Тем не менее:

Достоинства:
1. Постоянная и планомерная закалка тела. При серьезном отношении к подготовке каратист-контактник действительно способен практически без вреда переносить почти любой удар в корпус. Согласитесь, это очень важно, поскольку нет людей, в которых нельзя попасть. Только одни после этого падают, а другие дают сдачи. Так вот, подавляющее большинство тех, кто сможет дать сдачи - это каратисты-контактники.
2.


ХАПКИДO

На сегодняшний день насчитывается около полутора десятков федераций корейских боевых искусств, делающих упор на различные разделы изначальной военно-прикладной системы, некогда бывшей основой подготовки личной охраны президента Южной Кореи Пак Чжон Хи. Более того - вся охрана президента, численностью более 300 человек, представляла собой единую школу хапкидо во главе с мастером Чи Хван Чже, бывшим в то время наиболее авторитетным инструктором хапкидо и председателем Корейской федерации хапкидо, под эгидой которой работало тогда большинство инструкторов.
После того, как Пак Чжон Хи был убит, это подразделение было расформировано, а мастер Чи Хван Чже оказался в тюрьме.
Оказавшись без лидера, многие инструктора поспешили сменить названия, основать собственные федерации и вообще всячески отмежеваться от хапкидо. Причиной для этого были разные соображения - от личных амбиций до боязни преследований со стороны новых властей, что в Корее является обычной практикой. Дело в том, что у хапкидо существовал мощный конкурент, пользующийся постоянной государственной поддержкой - тэквондо, - во главе которого стоял видный дипломат, генерал Чхве Хон Хи, известный неразборчивостью в средствах и безжалостностью к конкурентам. Ясно было, что он не преминет воспользоваться такой возможностью, и, скорее всего, попытается вообще стереть с лица земли всякое упоминание о хапкидо, оставив без работы всех его сторонников.
Поэтому братья Ли Чжу-бан и Ли Чжу-сан основали свое направление, назвав его хварангдо; братья Со Ин-хек и Со Ин-сун создали организацию Кук-суль, первоначально называвшуюся Куксуль-хапкидо; мастер Хван Доккю создал направление Ханпуль, из которого убрал все "некорейские" элементы; а Мен Джеок стал пропагандировать свое направление хведжонг-мусуль, делающее основной акцент на ударах ног и близкое к тэквондо.
Другие пошли по менее радикальному пути - они просто открыли независимые федерации хапкидо, где начали преподавать его по собственным программам.
Несмотря на эти шаги и полученную с их помощью независимость, лишь немногие из этих мастеров сегодня имеют залы в Корее, сделав основным регионом своей деятельности Америку и Западную Европу, и преследуют прежде всего коммерческие цели.
Образование новых федераций и даже новых методик не прекращается и сейчас. Как правило, отличия заключаются лишь в том, кому вы будете платить. Проведенный на основе этих, а также многих других фактов обзор современных корейских боевых систем позволяет выделить следующие характерные особенности:

1. Все упомянутые выше корейские боевые искусства имеют общую основу - хапкидо; и единый арсенал приемов, отличаясь только детальностью разработки отдельных аспектов и последовательностью изучения техник. Так, например, школа Кук-суль имеет более разработанную технику ударов руками и головой; Хваранг-до славится техниками боя короткой палкой; Хведжонг-мусуль - сложной и разнообразной техникой ног; - но наиболее близким к старым канонам остается (почему-то) направление Кук-суль, которое уже себя за хапкидо вроде как и не считает.
2. Современные мастера хапкидо и аналогичных стилей делают упор прежде всего на показательные выступления и демонстрации, получая основную часть своих доходов от семинаров, занятий с учениками и учебных фильмов. Во многих федерациях даже вообще отменен спарринг. Учитывая это, аттестация в какой-либо из этих организаций не представляется сложной задачей. При этом, исходя из общей для корейских боевых искусств отчетливой коммерческой направленности, выражающейся, кроме всего прочего в присвоении высоких почетных данов лицам вообще не имеющим представления о боевых искусствах, но имеющим выгодные государственные посты или даже просто достаточные суммы денег, эта аттестация, скорее всего, сведется к уплате соответствующего взноса.


Японские системы

Сериндзи-кэмпо:

Это боевое искусство представляет собой японскую трактовку боевого искусства известного китайского монастыря Шаолинь-сы (Сериндзи), во время Второй Мировой войны вывезенного из Китая японским эмиссаром по имени Со Досин, в целях выполнения задания скрывавшегося под личиной буддийского монаха, и поэтому долгое время находившегося в Шаолиньском монастыре, изучавшего эти техники вместе с другими монахами и даже удостоившегося посвящения от нескольких высших иерархов монастыря.
Техники Сериндзи-кэмпо резко отличаются от практикуемых сегодня в китайском Шаолине, поскольку во время Культурной революции все китайские монахи были признаны "отрыжкой старого мира" и разогнаны по трудовым сельхозкоммунам, а монастыри, включая Шаолинь, закрыты. Традиционные мастера ушу подвергались гонениям, практически не преподавали, а искусство сохранилось только в виде армейских комплексов рукопашного боя и спортивных разработок Пекинской Академии ушу. После того, как во внутренней политике Китая произошли сдвиги в сторону потепления, а фильмы Брюса Ли подняли во всем мире волну ажиотажа вокруг китайского кун-фу, было решено возродить монастырь с целью привлечения зарубежных туристов. Для этого в начале восьмидесятых годов отовсюду были собраны оставшиеся в живых монахи, возобновлен прием в монастырь молодых неофитов, а Пекинская Академия ушу выделила инструкторов, которые начали обучать монахов "шаолиньскому ушу".
В силу того, что Академия делает упор на спортивную гимнастику и показательные выступления, а комплексы и формальные упражнения для этого собирались со всей страны, современный Шаолинь-цюань также в основном рассчитан на демонстрацию, имеет довольно низкую прикладную ценность, долгие сроки обучения и представляет собой своеобразный винегрет изо всех китайских стилей и направлений. То есть, стиль работает, но лишь в исполнении мастера высокого ранга, что недостижимо в условиях коммерческого обучения, рассчитанного на массовую клиентуру и малые сроки обучения.
В отличие от него, японское Сериндзи-кэмпо имеет четкую и легко понятную структуру, базируется на несложных, но эффективных движениях, рассчитано именно на обучение массовой аудитории и гораздо более эффективно в бою.

Выводы таковы:
1. Деятельность в России преподавателей китайского "Шаолинь-цюань" нового образца сильно понизила его популярность, так как ожидаемый эффект не достигается практически никогда.
2. Японская разработка проще, во многом похожая на достаточно уже известный тайский бокс, более эффективна в уличном столкновении, чем распространенные сегодня в России каратэ, айкидо или тэквондо и может преподаваться в гораздо меньшие сроки.
3. Японская разработка имеет мощную философскую основу в виде дзен-буддизма, - мировоззрения, весьма популярного среди российской молодежи и интеллигенции. Образы "монаха-воина" и "дзенской мудрости" весьма позитивны и сильно укоренились в общественном сознании, - настолько, что для многих людей понятия "мастер кун-фу", "мудрец" и "монах" практически неотличимы.
4. Эксплуатация этих понятий в сочетании с реально достигаемыми результатами является наиболее выгодным укреплением имиджа системы, связывающим новейшие разработки в области боевой практики с древней монастырской традицией.


Дзю-дзюцу:

Это название, более привычное в России в виде "джиу-джитсу", на самом деле вовсе не является обозначением какой-либо единой боевой системы. Это общее обозначение более чем трех сотен никак не связанных между собой школ и комплексов рукопашного боя, причем многие из них не имеют между собой совершенно ничего общего, а некоторые основываются только на применении оружия и разнообразных заменяющих его подручных предметов, абсолютно не имея в своем арсенале никаких техник работы без оружия. Многие из школ дзю-дзюцу вообще отказались сегодня от использования этого названия, активно рекламируя собственное, как, например, айки-дзюцу Дайто-рю, Хакко-рю дзю-дзюцу, Ягю Шинган-рю или тай-дзюцу.
Тем не менее, в общественном сознании укоренился образ "джиу-джитсу", как "секретного самурайского искусства", чаще всего семейного, передающегося из поколения в поколение и основанного на совмещении ударов руками и ногами с бросками, удушениями и заломами, большинство из которых являются смертельными и придают бойцу сверхъестественные возможности.
1. "Сверхъестественные возможности" дзю-дзюцу объясняются прежде всего отсутствием конкретной и понятной терминологии, незнанием "великими мастерами" человеческой анатомии или просто языковым барьером, не давшим ему объяснить что-либо более понятно. В результате многим "покупателям" и приходится по приезде домой ссылаться на нечто "сверхъестественное".
2. Техника многих школ до предела ритуализирована и формализована, что делает их непригодными для реального боя хотя бы потому, что современная одежда отличается от старинной или тренировочной. Благодаря этому ожидать серьезных трудностей при спарринге с большинством их представителей не стоит.
3. Несомненно, некоторые из этих школ действительно содержат опытные мастера, хотя реальная ценность техник большинства из них находится на уровне "первый парень на деревне" - и это тем более верно, если школа действительно старинная и традиционная. Дело в том, что японские традиционные школы почти никогда не заимствуют ничего из чужого опыта, а если их основатель еще и из своего села никогда не выезжал, что случается очень часто, то и техника его, тщательно передаваемая из поколения в поколение, может быть совершенно грубой, примитивной и не способной ни к какой конкуренции даже со спортивными системами, широко известными сегодня.
4. Наличие трехсот мелких соперничающих школ, где весь штат, как правило, состоит из одного мастера, постоянно испытывающего острую нехватку денег на самое необходимое, делает аттестацию по дзю-дзюцу не более продолжительной, чем поход в магазин и не более сложной, чем передача трех сотенных бумажек из рук в руки. Мастера охотно идут на это, зная, что что бы потом не произошло с "покупателем", им вряд ли придется встречаться снова. Более того, подавляющее большинство этих школ существует только за счет этой продажи поясов и данов заезжим американским и европейским туристам.
5. Несмотря на указанные недостатки, постоянный контакт с наиболее крупными и развитыми из школ дзю-дзюцу может существенно расширить арсенал техники КОНТЭН, а также открыть клубу выход на некоторые специализированные или закрытые фестивали и сборы, проводящиеся среди школ дзю-дзюцу.
6. Поскольку занятие малоизвестными и старинными стилями считается весьма престижным среди аристократов и преуспевающих бизнесменов, наличие таких аттестаций и контактов будет способствовать резкому подъему рейтинга инструкторов и в целом клуба в глазах заинтересованной аудитории, особенно той ее части, которую привлекает все тайное, сверхъестественное и традиционное.


Тай-дзюцу:

Самостоятельно тай-дзюцу существует достаточно недавно, несмотря на то, что название "тай-дзюцу" неоднократно встречалось в японских хрониках, как общее обозначение боя без оружия. Это направление тесно связано с другой широко разрекламированной японской разработкой - нин-дзюцу, поскольку среди многих искусств, которыми владел легендарный средневековый японский ниндзя, тай-дзюцу, или бой без оружия, было одним из важнейших.
Рекламный образ нин-дзюцу резко противопоставляет искусство "воинов-теней" самурайскому дзю-дзюцу, потому что дворяне-самураи якобы были непримиримыми врагами ниндзя и постоянно стремились уничтожить и их, и их искусство, и все с ними связанное. Исходя из этой посылки, тай-дзюцу было рассчитано именно на борьбу против дзю-дзюцу, как "самурайской" системы, и якобы использует недостатки и стереотипы этого вида рукопашного боя.
На самом деле это утверждение является чисто рекламным лозунгом и не имеет реального смысла, поскольку, как было указано выше, единого дзю-дзюцу не существует - почему, кстати, было бы невозможно и существование единого тай-дзюцу.
Собственно говоря, это слово обозначает то же, что и "дзю-дзюцу": дело в том, что ниндзя никогда не пытались придумать что-нибудь свое в этой области, довольствуясь техниками того же самого дзю-дзюцу, школ которого в Японии всегда было полно. Более того, многие из школ дзю-дзюцу, включали "нин-дзюцу", или искусство шпионажа, в свою программу, и от этого вовсе не переставали быть самурайскими и не подвергались каким-либо гонениям.
Единой школы нин-дзюцу, кстати, тоже не существовало, а большинство реальных лазутчиков, воров, разбойников, связных, пиратов и соглядатаев, носивших общее название "ниндзя", вообще обходились безо всякой школы, орудуя на свой страх и риск. При этом многие из них были самураями, обученными по всем канонам соответствующих школ дзю-дзюцу и вовсе не обязательно обедневшими. Существующие сегодня рассказы о подвигах "воинов-теней" охватывают почти восьмисотлетнюю историю существования ниндзя, и рассказывают лишь о нескольких десятках удачных покушений или операций, что, в общем итоге, существует либо об отсутствии четкой системы обучения и традиции, как таковой, либо, в случае ее наличия, о крайне низкой ее эффективности.
Действительно, о какой хитрости или о каких гениальных решениях может идти речь, если эти самые ниндзя за все свои восемь столетий не придумали таких простых и необходимых разведчику вещей, как сапоги, спички, карманы и пуговицы, а вместо этого вплоть до девятнадцатого века крепили кожаные сандалии к кожаным носкам какими-то невообразимыми крючками, прятали оружие в складки одежды, путались во множестве разных завязок и веревочек, носили горячие угли в деревянных пеналах и оснащали свои фитильные пистолеты деревянными стволами.

Ниндзя не смогли придумать даже нормального складного ножа!

Тем не менее, этих нескольких удачных операций хватало, чтобы держать самураев начеку, а впоследствии заморочить голову западной публике.
Однако после резкого всплеска интереса к нин-дзюцу в Америке и Западной Европе многие инструктора начали спотыкаться именно об упомянутые выше очевидные несуразности, а само нин-дзюцу, как искусство шпионажа и диверсии, во многих странах сразу попало в категорию неблагонадежных. К тому же рядовой клиент вовсе не собирался стрелять в кого-то из духовой трубки или носить с собой пачку остро заточенных стальных звездочек.
Прежде всего людей интересовало искусство рукопашного боя, пригодное для самообороны - и это, кстати, гораздо лучше вписывалось в привычный стереотип "боевого искусства", чем перелезание через заборы с помощью веревок и крючьев.
В связи с этим был выдвинут новый рекламный брэнд - "тай-дзюцу", где всяческие атрибуты ниндзя сводились к минимуму, а основной упор делался именно на занятие в рукопашным боем в залах.

Ввиду изложенных выше фактов, можно сделать следующие выводы:
1. Технически тай-дзюцу аналогично дзю-дзюцу, или скажем, боевому самбо, а следовательно не представляет особой сложности для инструктора КОНТЭН.
2. По причине отсутствия единой и четко выраженной традиции, ориентации на показательные выступления, а также отсутствия спаррингов и соревнований аттестация по тай-дзюцу будет не более сложной, чем аттестация по дзю-дзюцу - самым сложным ее этапом, скорее всего, будет найти соответствующего мастера и приехать к нему на семинар. Потом нужно будет лишь дождаться его окончания, заплатить и получить аттестат.
3. Устойчивый рекламный образ нин-дзюцу и тай-дзюцу, поддерживаемый большим количеством художественных фильмов, будет способствовать притоку в клуб большого количества занимающихся, а следовательно, установлению более высокой платы за занятия, особенно в том случае, если инструктора клуба будут демонстрировать постоянное преимущество в спаррингах, что система КОНТЭН может уверенно гарантировать.
4. Можно с уверенностью ожидать большого числа заказов от охранных предприятий и силовых структур, поскольку многие из руководителей таких организаций также находятся под воздействием рекламного образа нин-дзюцу. Этот фактор опять-таки позволяет установить более высокие цены на целевые курсы и семинары.


Тайки-кэн:

Малоизвестная система, являющаяся японской вариацией китайского стиля син-и. Развивается под руководством мастера Саваи Кэнъити. Наряду с обширной и углубленной энергетически-оздоровительной практикой имеет большую прикладную эффективность. Кроме того, к этому направлению сейчас примкнула группа других инструкторов, преподающих японские версии стилей багуа-чжан и тайцзи-цюань.
1. Так как в основе всех этих разработок лежат довоенные, то есть настоящие, традиционные стили, ныне в материковом Китае практически исчезнувшие, они выгодно отличаются отсутствием бессмысленных "украшений", обычных для современных китайских стилей, простотой и боевой ценностью.
2. Организации этих стилей крайне стеснены в средствах и заинтересованы в расширении своей аудитории и получении выхода за рубеж. Поэтому выгодным для обеих сторон будет не только аттестация, но и дальнейшее сотрудничество и представительство в России от их лица.


Окинава-тэ, туй-тэ, или кю-шо-дзюцу

Малоизвестные окинавские боевые системы, приемы которых широко представлены традиционными окинавскими школами каратэ, но имеют и свои отдельные школы. Несмотря на то, что эта система имеет совершенно другую двигательную базу, и скорее соответствовала бы понятиям "джиу-джитсу" или "кун-фу", она прекрасно сочетается с каратэ. Движения окинава-тэ более мягки и округлы, чем в каратэ, основной задачей бойца считается достижение контроля над движениями противника и поражение его нервных центров и болевых точек
1. Окинава-тэ малоизвестно, но весьма эффективно, поскольку, используя короткие и малозаметные движения, приводит к мгновенному "выключению" противника. Подобная тактика как нельзя лучше соответствует рекламному образу боевых искусств, сложившемуся в современном массовом сознании, и, следовательно, это секция будет весьма престижной среди заинтересованной публики.
2. Окинава-тэ имеет большой оздоровительно-энергетический потенциал и может быть использовано для восстановления травмированных спортсменов, а также вовлечения в тренировочный процесс большого количества новых людей. Кроме того, благодаря своей мягкости оно позволяет существенно раздвинуть возрастные рамки при приеме учеников.
3. Окинава-тэ прекрасно накладывается практически на любую боевую или спортивную систему, что позволит организовать весьма прибыльные и массовые курсы повышения квалификации и переподготовки для спортсменов и инструкторов других стилей и школ.
4. Одним из ведущих мастеров кю-шо-дзюцу сегодня является Георг Диллман (США), тесно сотрудничающий с авторитетными мастерами Уолли Джеем (дзю-дзюцу "малого круга") и Реми Пресасом (фехтование палками эскрима), чьи системы также планируется развивать в клубе. Обучение и аттестация у этих мастеров позволит освоить сразу несколько ключевых направлений и воспользоваться их опытом по объединению методик преподавания этих стилей. При ярко выраженной прикладной направленности этих направлений, это объединение развивается не так давно, и охотно пойдет на сотрудничество с зарубежными партнерами.
5. Кроме того, контакт с этими мастерами будет более перспективен и по причине отсутствия языкового барьера, неизбежного при аттестации в Китае или Японии, а также отсутствия скрытой неприязни к иностранцам, часто встречающейся на Востоке и выражающейся в секретничаньи, вымогательстве и искажении ключевых техник.
6. Поиск путей сотрудничества с Георгом Диллманом так или иначе будет одной из важнейших задач клуба, поскольку этот мастер имеет более чем тридцатилетний опыт проведения краткосрочных курсов и семинаров, а также преподавания реально действующих точечных техник, что в наше время является большой редкостью.


Кобудо

Направление, посвященное использованию подручных предметов и традиционных сельскохозяйственных орудий для рукопашного боя, изначально развивавшееся вместе с каратэ. Старые окинавские школы до сих пор преподают его наравне с техниками боя без оружия. Однако поскольку в последнее время федерации спортивного каратэ уделяют все меньше внимания этому разделу техник, инструктора и школы, преподающие кобудо, начали создание собственной организации и системы аттестаций.
1. Создавшийся вокруг кобудо рекламный образ делает преподавание этого вида весьма прибыльным.
2. Техники кобудо весьма просты.
3. Техники кобудо прекрасно сочетаются с двигательной базой каратэ и тэквондо и используют те же самые формальные комплексы. Эти боевые искусства, превращенные в спортивные единоборства, широко распространены сегодня в России, что дает возможность привлечь большие массы учеников, стремящихся обучаться по старой традиции, которые, фактически, уже прошли предварительную обработку.
4. Можно будет вполне открыто проводить набор учеников в конкурирующих секциях каратэ и тэквондо, мотивируя это тем, что такие техники входят в традиционную подготовку и, таким образом, только дополняют уже изучаемые техники. Даже инструктора каратэ и тэквондо не смогут на это возразить.
5. Благодаря наличию базовой подготовки обучение таких людей будет идти очень быстрыми темпами, что поднимет рейтинг клуба.
6. В процессе обучения кобудо в клубе человек неминуемо будет вовлечен в практику оружейного спарринга, а затем окончательно перейдет в клуб.
7. Занятия кобудо требуют приобретения большого количества снаряжения и аксессуаров, что обещает большую коммерческую выгоду.


Китайские системы

Внутренние стили ушу(тайцзи-цюань, багуа-чжан, син-и)

Несмотря на то, что эти стили широко распространены в России, они преподаются только в виде лечебной гимнастики. Это открывает перед нами практически незанятую позицию обучения прикладному их применению. При этом мы имеем те же выгоды и особенности, что и указанные выше для кобудо:
1. Создавшийся вокруг внутренних стилей рекламный образ делает преподавание этого вида весьма прибыльным.
2. Несмотря на то, что техники этих стилей имеют много тонкостей и нюансов, они широко используются в системе КОНТЭН, и поэтому инструктора клуба могут начинать преподавание или аттестоваться после минимального курса подготовки.
3. Техники внутренних стилей широко изучаются в России. Клубные инструктора будут использовать те же самые формальные комплексы, но делая упор на их боевой аспект. Такой подход дает возможность привлечь большие массы учеников, стремящихся обучаться по старой традиции (включающей кроме оздоровительной и боевую практику), которые, фактически, уже прошли предварительную обработку.
4. Можно будет вполне открыто проводить набор учеников в конкурирующих секциях ушу, мотивируя это тем, что такие техники входят в традиционную подготовку и, таким образом, только дополняют обучение. Даже сами инструктора не смогут на это возразить.
5. Благодаря наличию базовой подготовки обучение таких людей будет идти очень быстрыми темпами, что поднимет рейтинг клуба.
6. В процессе обучения кобудо в клубе человек неминуемо будет вовлечен в практику оружейного спарринга, а затем окончательно перейдет в клуб.


Шуай-цяо

Борьба наподобие самбо, широко распространенная в Китае, но практически неизвестная за его пределами. Шуай-цяо фактически составлена из бросковых элементов различных стилей ушу, и поэтому содержит приемы, практически неизвестные в том же самбо, дзюдо или вольной борьбе. Особенностью этой системы является то, что бросок проводится немедленно после захвата, а также обилие приемов борьбы ногами.
1. Так как шуай-цяо не использует ударов, ее можно развивать без специального снаряжения и проводить по ней соревнования без особого риска для спортсменов.
2. Применение методик шуай-цяо вместо дзю-до или самбо в качестве необходимой вспомогательной борцовской подготовки более выгодно, поскольку быстрый захват и немедленный бросок лучше сочетаются с ударными техниками.
3. Так как в арсенал шуай-цяо вошли приемы из ушу, они изначально разработаны для применения в сочетании с ударами.
4. Броски и методики шуай-цяо практически аналогичны некоторым стилям дзю-дзюцу, то есть инструктора, аттестованные по дзю-дзюцу смогут преподавать шуай-цяо после краткосрочной переподготовки.
5. Возможность создания полномасштабных спортивных соревнований обещает большую коммерческую выгоду.


Тайские системы

Тайский бокс, тай-бокс или муай-тай:

Единственная из популяризируемых сегодня восточных систем, имеющая изначально спортивную направленность. Несмотря на всю внешнюю жестокость, тай-бокс всегда был боем по правилам и всегда - один на один.
Изначально он представлял собой своеобразное жертвоприношение богам-покровителям - кровь, упавшая на ринг, и была этой жертвой. Смерти в поединках случались, так как удары в тайском боксе весьма жестоки и сильны - но при этом никогда не было никакого битого стекла на кулаках, а также добивания побежденного - это все выдумки киношников. Более того - в тайском боксе всегда была мягкая обмотка кулаков, а боксерские перчатки были введены в 1923 году, раньше, чем во всех других восточных системах.
Позднее развилась система ставок, причем ставки сегодня делают даже сами бойцы. Практически весь азарт и интерес, связанные сегодня с боями по муай-тай, упираются именно в ставки, а вовсе не в технику, демонстрируемую бойцами.
Техника тайского бокса предельно проста и делает упор прежде всего на закалку конечностей и тела и силу наносимых ударов. В бою используются кулаки, локти, колени и ступни, кроме того есть несколько разрешенных захватов. Броски целенаправлено не проводятся, но если противник упал в результате проведенного захвата, это также поощряется.
Система защит и уклонов разработана плохо - сказывается изначальная установка на "жертву". Поэтому основная подготовка сводится к набивке тела и выработке выносливости, нечувствительности к боли и психологической готовности принимать удары - именно это и пугает противников в тайских боксерах.
Благодаря почти полному остутствию защитных действий соревнования по тайскому боксу очень травматичны и кровавы и производят весьма тягостное зрелище как на неискушенного зрителя, так и на знатока боевых искусств, видящего все упущенные возможности и ощущающего все пропущенные удары.
Сами тайцы, лаосцы и бирманцы, увлекающиеся тай-боксом, прекрасно знают обо всех его недостатках, и если об одном из бойцов становится известно, что он знаком с европейским боксом, то он сразу оказывается фаворитом - ведь это значит, что он сможет наносить противнику удары, при этом их не получая, а следовательно, сохранит свои силы и боевые характеристики гораздо дольше, - и, вероятнее всего, победит.
Причины, по которым тайский бокс выгодно развивать в коммерческом клубе, таковы:
1. Простота техник, а следовательно, быстрота обучения;
2. Возможность использования ударов тайского бокса для отработки приемов других боевых искусств, не имеющих собственной ударной техники - айкидо, дзюдо.
3. Развитие нечувствительности к ударам и психологической готовности к удару, как одного из важнейших базовых умений боевого искусства;
4. Наличие широкого спроса на тайский бокс, порожденного множеством рекламных боевиков, где тайский боксер выступает, как правило, в роли самого жестокого и свирепого злодея.


Филиппинские системы:

Арнис, эскрима, кали, пананандата и прочие аналоги:

Филиппинское фехтование на палках было создано на основе испанской школы шпаги и даги, но за четыреста лет самостоятельного развития очень далеко ушло от своего предка. Прежде всего это выражается в том, что фехтование сегодня окончательно превратилось в спорт, а филиппинский бой на палках был и остается наиболее жестоким, агрессивным и кровавым из всех известных в мире видов драки.
Кроме легких упругих палок в бою используются ножи, кнуты, сабли, и даже топоры. Вдобавок к этому часто применяются сопутствующие удары локтями, кулаками и ногами, и даже укусы (киина-мутай). Техника боя этих школ предельно проста и рассчитана на как можно более быстрое нанесение противнику необратимых повреждений, что лишит его возможности защищаться. Поэтому главное, к чему стремится боец - нанести противнику как можно больше ударов за как можно меньшее время.
Эти системы практиковались только среди коренных филиппинцев, и никогда не пользовались большим вниманием широкой публики, поскольку традиционные методики преподавания были весьма жестоки, а сами бои почти всегда заканчивались смертью или тяжелым увечьем одного из участников.
Известность филиппинского фехтования началась с фильмов Брюса Ли, широко применявшего приемы направления кали, которому его обучил его друг и партнер Дэн Иносанто. Поэтому, если необходимо составить мнение о филиппинских приемах боя, можно смотреть фильмы с Брюсом Ли "Путь дракона", "Входит дракон", "Игра смерти" - филиппинские техники там наиболее заметны.
Тем не менее, в глазах общественности Дэн Иносанто остается "учеником и последователем" Брюса - ведь если он учил великого мастера, то, следовательно, сам является еще более великим, а в случае с Брюсом "такого быть не могло".
После смерти Брюса Иносанто продолжает развивать созданное покойным направление Джит Кун До, искусно сочетая зрелищные элементы и отработанные методики преподавания китайского кунг-фу с эффективностью филиппинских атак.


Панан-тукан, панан-чакман, биколана:

Собственно, это даже не школы, а разделы техник боя без оружия из систем, указанных выше. Однако благодаря традиционному спросу на бой без оружия, они уже приобретают статус независимых направлений, используя, в свою очередь, фехтование на палках в качестве вспомогательного элемента.
Однако общий характер и методы боя остаются теми же - множество хлестких, болезненных ударов, уродующих лицо и конечности противника. О характере применяемых техник можно судить по фильмам Стивена Сигала - вся ударная техника, применяемая им, филиппинская.
Даже без палок, с голыми руками и ногами, по агрессивности, плотности атак и скорости выведения противника из строя филиппинские боевые искусства сегодня не имеют равных.


Думог:

Бросковый раздел филиппинских систем, преподаваемый сегодня и как отдельное искусство. В его арсенал входят толчки и рывки, броски и захваты, а также освобождения от них, позволяющие вести бой в стесненных условиях. Выгодной позицией думог является то, что в нем считается невыгодным поворачиваться к противнику спиной, что делают сегодня при проведении бросков все виды борьбы. Кроме того, в силу указанных выше причин, думог прекрасно сочетается с ударами руками и оружием.
Необходимость развития в клубе филиппинских боевых искусств вытекает из следующих причин:

1. Филиппинские системы являются основой большинства наиболее удачных систем самообороны, пользующихся сегодня наибольшим успехом.
2. Простота и скорость обучения. 3-х месячный курс уже дает возможность реального применения техник.
3. Большинство людей хотят не только отразить атаку противника, но и наказать его за агрессию, лишить его возможности повторить ее на достаточно долгое время. Именно так для неискушенного человека выглядит "настоящее боевое искусство".
4. Использование при обучению филиппинским методикам доспеха КОНТЭН убирает все негативные моменты, связанные с причинением травм, и делает возможной не только отработку приемов, но и бой в полную скорость и силу, без риска повредить себя или партнера.
5.Филиппинские методики так или иначе будут преподаваться в России, а следовательно, есть возможность организовать и направить их развитие наиболее выгодным для клуба образом.
 (c) 2003 клуб "КОНТЭН" ваш ответ
 
Rambler's Top100

перепланировка квартир::разрешение на перепланировку::дизайн интерьера::квартирный вопрос ::арки и проемы ::проектирование перепланировок ::москомрегистрация::ремонт квартир::

ландшафтный дизайн::благоустройство::озеленение::фитодизайн::

торфогрунт::удобрения::фитодизайн::посадка крупномеров ::ландшафтный дизайн::озеленение::благоустройство::

торфогрунт::удобрения::фитодизайн::ландшафтный дизайн::благоустройство и озеленение::земельные участки::риэлтор услуги::инженерные изыскания::землеустройство::бурение на воду

торфогрунт ::фитодизайн::ландшафтный дизайн::геодезические инженерные изыскания::геологические инженерные изыскания::бурение на воду::инвентаризация земель::сделки с недвижимостью::

землеустроительные работы::инженерные изыскания::оценка земельных участков::земельное право::

Hosted by uCoz